Практикум по девиантологии

80. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из

главных мест.

81. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не

согласен со мной.

82. Иногда случалось, что я не выполняла школьное

домашнее задание.

83. Я часто совершаю поступки под влиянием сиюми­

нутного настроения.

84. Бывают случаи, когда я могу ударить человека.

85. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что

преступник остался безнаказанным.

86. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых

некоторые свои поступки.

87. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы

их обманывали.

88. Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.

89. Только неожиданные и опасные обстоятельства по­

зволяют мне по-настоящему проявить себя.

90. Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее

вещество, если бы твердо знала, что это не повре­

дит моему здоровью и не повлечет наказания.

91. Когда я стою на мосту, то меня так и тянет прыг­

нуть вниз.

92. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное от­

вращение.

93. Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать ви­

новника моих неприятностей.

94. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого

употребления спиртных напитков.

95. Я бы с удовольствием покаталась на горных лыжах

с'крутого склона.

96. Иногда, если кто-то п р и ч и н я е т мне боль, то это

бывает даже приятно.

97. Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыж­

ками с вышки.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

98. Мне иногда не хочется жить.

99. Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна

быть сильной и уметь постоять за себя.

100. По-настоящему уважают только тех людей, кто вы­

зывает у окружающих страх..

101. Я люблю смотреть выступления боксеров.

102. Я могу ударить человека, если решу, что он серьезно

оскорбил меня.

103. Я считаю, что уступить в споре — значит показать себя

со слабой стороны.

104. Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяй­

ством.

105. Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хоте­

ла стать мужчиной, а не женщиной.

106. В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей.

107. В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.

108. В детстве я была равнодушна к игре в куклы.

Бланк ответов

17

ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ
74 ·
43 "
 
87 .

Практикум по девиантологии

Ключи для подсчета первичных «сырых» баллов

Вариант М

1. Шкала установки на социально желательные ответы. «Да» —

13, 30, 32. «Нет» - 2,4,6,21,23, 33,38,47, 54,79,83,97.

2.Шкала склонности к преодолению норм и правил. «Да» —

11, 22, 34, 41, 44, 50, 53, 55, 59, 80, 86, 91. «Нет» - 1, 10, 55,

61,66,93.

3.Шкала склонности к аддиктивному поведению. «Да» —

14,18,22, 26,27,31, 34, 35,43,46, 59,60,62,63, 64, 67,74, 61,

91. «Нет» —95.

4.Шкала склонности к самоповреждающему и саморазру­

шающему поведению. «Да» — 3, 6, 9, 12, 16, 27, 28, 37, 39, 51,

52, 58, 68, 73, 90, 91,92,96, 98. «Нет» - 24, 76.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию. «Да» — 3, 5,

16, 17,25, 37,42,45,48,49,51,65, 66, 70,71, 72,77,82,89,,94,

97. «Нет» - 15,40, 75, 85.

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.

«Да» - 7, 19, 20, 29, 36, 49, 56, 57, 69, 70, 71, 78, 84, 89, 94.

«Нет» — 29.

7. Шкала склонности к делинквентному поведению. «Да» —

18, 26, 31, 34, 35, 42, 43, 44, 48, 52, 62, 63, 64, 67, 74, 91, 94.

«Нет» —55, 61,86.

Вариант Ж

Шкала установки на социально желательные ответы.

«Да» - 13, 30, 32. «Нет» - 2, 4, 8, 21, 33, 38, 54, 79, 83, 87.

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил. «Да» —

1, 11, 22,34, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 59, 61, 80, 88, 91. «Нет» -

10, 86, 93.

3.Шкала склонности к аддиктивному поведению. «Да» —

14,18, 22, 26, 27, 31, 34, 35,43, 59,60, 62,63, 64, 67, 74,81,91.

«Нет» — 95.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

4.Шкала склонности к самоповреждающему и саморазру­

шающему поведению. «Да» — 3, 6, 9, 12, 27, 28, 39, 51, 52, 58,

68, 73, 75, 76, 90, 91, 92, 96, 97, 98, 99. «Нет» - 24.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию. «Да» — 3, 5,

16, 17, 25, 42, 45, 48, 49, 51, 65, 66, 71, 77, 82, 85, 89, 94, 101,

102, 103, 104. « Н е т»-15,40.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. «Да» —

7. 19, 20, 36,49, 56, 57, 69, 70, 71, 78, 84, 89, 94. «Нет» - 29.

7.Шкала склонности к делинквентному поведению. «Да» —

1, 3,7,11,25, 28, 31, 35,43,48, 53, 58, 61,63,64,66,79,98,99,

102. «Нет» - 93.

8. Шкала принятия женской социальной роли. «Да» — 93,

95, 105, 107, 108. «Нет» - 3, 5, 9, 16, 18, 25, 41, 45, 51, 58, 61,

68, 73, 85, 96, 106.

П р и м е ч а н и е . Пункты 23,46,47,72,100 являются маскировоч­

Ными и содержательно не интерпретируются. Некоторые пункты

Опросника входят одновременно в несколько шкал.

Таблица округленных значений

Коэффициентов коррекции

19

Мужской вариант Женский вариант .
«Сырые» баллы по шкале №1 Коэффициенты коррекции «Сырые» баллы по шкале №1 Коэффициенты коррекции
  0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7   0,2 0,3 0,4 0,5
     
     
     
     
      2 /
     
             
             

Практикум по девиантологии

Таблицы норм

20

«Сырой»

балл

«Сырой»

балл

«Сырой»

балл

«Сырой» балл Мужской вариант (л = 375)
Г-баллы
Шкалы
1
       
27 '
S3
 
 
 
 
  75 '
 
   
   
   
   
     
     
     
     
       
         
           
           

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

21

«Сырой»

балл

«Сырой»

балл

«Сырой»

балл

«Сырой» балл Женский вариант (л = 374)
Г-баллы
Шкалы
1
         
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
       
         
    ч      
           
             
             
             
                 

ШКАЛА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

АДАПТИРОВАННОСТИ

Шкала разработана К. Роджерсом и Д. Даймондом, адап­

тирована Т. В. Снегиревой.

Шкала состоит из 101 суждения, из них 36 соответствуют

критериям социально-психологической адаптированное™

личности, ориентирована на возраст 14 лет и старше.

Выполнение теста занимает не более 45 минут.

Инструкция

Внимательно прочитайте все суждения, подумайте, на­

сколько то или иное высказывание может быть отнесено к

вам, и выберите один из семи вариантов ответа для каждого

вопроса, написав соответствующую цифру рядом с номером

вопроса.

Совершенно ко мне не относится — 1;

не похоже на меня — 2;

пожалуй, не похоже на меня — 3;

не знаю — 4;

пожалуй, похоже на меня — 5;

похоже на меня — 6;

точно про меня — 7;

Текст

1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-

нибудь разговариваю.

2. Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались,

какой я, что у меня на душе, и я представляюсь перед

ними, прячу свое лицо под маской.

3. Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.

4. Я предъявляю к себе большие требования.



5. Я часто ругаю себя за то, что делаю.

.

Шкала социально-психологической адаптированнности

6. Я часто чувствую себя униженным.

7. Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому-ни­

будь из девочек (мальчиков).

8. Я всегда сдерживаю свои обещания.

9. У меня теплые, хорошие отношения с окружающими.

10. Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в

стороне.

11. Я сам виноват в своих неудачах.

12. Я ответственный человек. На меня можно поло­

житься.

13. У меня чувство безнадежности. Все напрасно.

14. Я во многом живу взглядами, правилами и убежде­

ниями моих сверстников.

15. Я принимаю большую часть тех правил и требова­

н и й, которым должны следовать люди.

16. У меня мало собственных убеждений и правил.

17. Я люблю мечтать — иногда прямо среди дня. Труд­

но возвращаться от мечты к действительности.

18. У меня такое чувство, будто я зол на весь мир: на

всех нападаю, огрызаюсь, никому не даю спуоку.

А то вдруг застряну на какой-нибудь обиде и мыс­

л е н н о мщу обидчику... Трудно сдерживать себя в

таких вещах.

19. Я умению управлять собой и своими поступками —

заставлять себя, разрешать себе, запрещать. Само­

контроль для меняч— не проблема.

20. У меня часто портится настроение: вдруг находит

уныние, хандра.

21. М е н я не очень волнует то, что касается других.

Я сосредоточен на себе, занят самим собой.

22. Люди, как правило, нравятся мне.

23. Я легко, свободно, непринужденно выражаю то, что

чувствую.

24. Если я оказываюсь среди большого количества лю­

дей, мне бывает немножко одиноко.

Практикум по девиантологии

25. Мне сейчас очень не по себе. Хочется все бросить,

куда-нибудь спрятаться.

26. Обычно я легко лажу с окружающими.

27. Мои самые тяжелые битвы — с самим собой.

28. Я склонен быть настороже с теми, кто почему-то

обходится со мною более приятельски, чем я ожи­

даю.

29. В душе я оптимист и верю в лучшее.

30. Я неподатливый, упрямый. Таких, как я, называют

трудными людьми.

31. Я критичен к людям и всегда сужу их, если, с моей

точки зрения, они этого заслуживают.

32. Я чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще

не всегда удается мыслить и действовать самостоя­

тельно.

33. Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне

относятся, я нравлюсь им.

34. Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни

с кем не хотел бы делиться.

35. У меня красивая фигура. Я привлекателен (привле­

кательна).

36. Я чувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-

нибудь был рядом.

3 7. Обычно я могу принять решение и твердо следовать

ему.

38. Мои решения — не мои собственные. Даже тогда,

когда мне кажется, что я решаю самостоятельно,

они все же приняты под влиянием других людей.

39. Я часто испытываю чувство вины — даже тогда, ког­

да как будто ни в чем не виноват.

40. Я чувствую а н т и п а т и ю, н е п р и я з н ь к тому, что

окружает меня.

41. Я доволен.

42. Я выбит из колеи: не могу собраться, взять себя в

руки, сосредоточиться, организовать себя.

Шкала социально-психологической адаптированнности

43. Я чувствую вялость, апатию: все, что раньше вол­

новало меня, стало вдруг безразличным.

44. Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.

45. Разозлившись, я нередко выхожу из себя.

46. Я часто чувствую себя обиженным.

47. Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, дей­

ствую по первому побуждению.

48. Бывает, что я сплетничаю.

49. Я не очень доверяю своим чувствам, они подводят

меня иногда.

50. Это довольно трудно — быть самим собой.

51. У меня на первом плане разум, а не чувство. Прежде

чем что-либо сделать, я обдумываю свои поступки.

52. Не кажется, я вижу происходящее со мной не со­

всем так, как оно есть на самом деле. Вместо того,

чтобы здраво взглянуть фактам в л и ц о, толкую их

на свой лад... Словом, не отличаюсь реалистично­

стью.

53. Я терпим в своем отношении к людям, и принимаю

каждого таким, каков он есть.

54. Я стараюсь не думать о своих проблемах.

55. Я считаю себя интересным человеком — заметным,

привлекательным как личность.

56. Я стеснительный, легко тушуюсь.

57. Мне обязательно нужны какие-то н а п о м и н а н и я,

подталкивания со отороны, чтобы довести дело до

конца.

58. Я чувствую внутреннее превосходство над другими.

59. Я*никто. Нет ничего, в чем бы я выразил себя, про­

явил свою индивидуальность, свое «Я».

60. Я боюсь того, что подумают обо мне другие.

61. Я честолюбивый. Я не равнодушен к успехам, по­

хвале. В том, что я считаю существенным, мне важ­

но быть в числе лучших.

62. Я презираю себя сейчас.

Практикум по девиантологии

63. Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.

64. Мне не хватает духу встретить в лицо трудности или

ситуацию, которая грозит осложнениями, неприят­

ными переживаниями.

65. Я просто не уважаю себя.

66. Я по натуре вожак и умею влиять на других.

67. В целом я хорошо отношусь к себе.

68. Я настойчивый, напористый, уверенный в себе.

69. Я не люблю, когда у меня с кем-то портятся отно­

ш е н и я, о с о б е н н о если р а з н о г л а с и я грозят стать

окончательными.

70. Я долго не могу принять решение, как действовать,

а потом сомневаюсь в его правильности.

71. Я в какой-то растерянности, у меня все спуталось,

смешалось.

72. Я удовлетворен собой.

73. Я неудачник. Мне не везет.

74. Я приятный, симпатичный, располагающий к себе

человек.

75. Я нравлюсь девочкам (мальчикам) как человек, как

личность.

76. Я стойкий женоненавистник. Презираю всякое об­

щение с девчонками. (Я не люблю мальчишек. Пре­

зираю всякое общение с ними.)

77. Когда я должен что-то осуществить, меня охваты­

вает страх перед провалом: а вдруг я не справлюсь,

вдруг у меня не получится?

78. У меня легко, спокойно на душе. Нет ничего, что

сильно тревожило бы меня.

79. Я умею упорно работать.

80. Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею, мои чув­

ства и отношения к окружающему становятся бо­

лее зрелыми.

81. Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем

не разбираюсь.

Шкапа социально-психологическдй адаптированнности

82. Я всегда говорю только правду.

83. Я встревожен, обеспокоен, напряжен.

84. Чтобы заставить меня что-либо сделать, надо как

следует настоять, и я соглашусь, уступлю.

85. Я чувствую неуверенность в себе.

86. Я часто бываю вынужден защищать, себя, строить

доводы, которые меня оправдывают и делают мои

поступки обоснованными.

87. Я уступчивый, податливый, мягкий в отношениях

с другими.

88. Я умный.

89. Иной раз я люблю прихвастнуть.

90. Я безнадежен. Принимаю решения и тут же их на­

рушаю. Презираю свое бессилие, а с собой поделать

ничего не могу. У меня нет воли и нет воли ее выра­

батывать.

91. Я стараюсь полагаться на собственные силы, не рас­

считывая ни на чью помощь.

92. Я никогда не опаздываю.

93. У меня ощущение скованности, внутренней несво­

боды.

94. Я отличаюсь от других.

95. Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.

96. Мне все ясно в себе. Я себя хорошо понимаю.

97. Я общительный, открытый человек, легко схожусь

с людьми.

ч

98. Мои силы и способности вполне соответствуют тем

задачам, которые ставит передо мной жизнь. Я со

всем могу справиться.

99. Я ничего не стою. Меня даже не принимают все­

рьез. Ко мне в лучшем случае снисходительны, про­

сто терпят меня.

100. Меня беспокоит, что девочки (мальчики) слишком

занимают мои мысли.

101. Все свои привычки я считаю хорошими.

Практикум по девиантологии

Наши рекомендации