Стиль педагогической деятельности– это индивидуальные особенности взаимодействия учителя и ученика.
Стили педагогической деятельности и общения
В психолого-педагогической литературе употребляется понятие стиля педагогического руководства учителя.
§ Стиль педагогического руководства рассматривается как совокупность устойчивых способов взаимодействия учителя с учащимися в процессе совместной деятельности и общения.
Стиль педагогической деятельности– это индивидуальные особенности взаимодействия учителя и ученика.
Рассмотрим основные, признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
- в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
- в характере реакций на те или иные педагогические ситуации,
- в выборе методов обучения;
- в подборе средств воспитания,
- в стиле педагогического общения;
- в реагировании на действия и поступки детей,
- в манере поведения:
- в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно и пекут в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
Различают два основных стиля руководства: «авторитарный» и «демократический».
1. Представитель авторитарного стиля предпочитает работать с учеником «один на один», исходит из «усредненного» представления об ученике, из абстрактных требований, не учитывает его индивидуальных особенностей, для него характерен функционально-деловой и ситуативный подход, резко выраженные установки, стереотипность в оценке и поведении, избирательность и субъективность.
Учитель авторитарного стиля относится к ученику как к объекту воздействия, он применяет способы взаимодействия, основанные на подчинении, стремится единолично управлять классом и жестко контролировать выполнение своих требований. Учитель единолично принимает решения. Устанавливается жесткий контроль за выполнением требований. Использует свои права (власть) без учета ситуации и мнений учащихся. Не обосновывает свои действия.
Главные методы воздействия: приказ, подчинение.
Особенности общения: приказной тон, резкие замечания, много нетактичных выпадов в адрес одних и неаргументированное восхваление других; субъективная оценка успехов школьников, делает замечания не столько по поводу работы, сколько относительно личности исполнителя; использует негативные оценки учащихся.
Особенности учащихся: под воздействием авторитарного стиля руководства у учащихся развиваются такие отрицательные свойства, как снижение активности (пассивность), подавленность, неуверенность в себе, низкая самооценка агрессивность ( в т.ч. по отношению детей друг к другу), озлобленность. Силы детей направлены на психологическую самозащиту.
2. Учитель демократического стиля одновременно работает с классом в целом, стремится учесть индивидуальные особенности и личный опыт школьника, его активность и потребности, для него характерен личностный подход, отсутствие негативных установок, стереотипности в оценках.
Учитель демократического стиля рассматривает ученика как равноправного партнера в общении, коллегу в совместном поиске знаний (ученик-субъект). Стимулирует развитие самостоятельности учащихся, поощряет самостоятельность суждений, привлекает к принятию решений, учитывает мнение детей. Как правило, он эмоционально отзывчив и допускает учащихся на «близкую дистанцию». Предпочитает не прямые, а косвенные способы воздействия, прислушивается к критическим замечаниям учащихся, признает право каждого на свою точку зрения. Учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников.
Методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию.
Особенности общения: дружелюбный тон; оценивает факты, а не личность; проявляет искренний интерес к работе; использует чаще позитивные оценки учащихся, выстраивает личностные отношения.
Особенности учащихся: высокая самооценка, уверенность, позитивный эмоциональный настрой, чаще испытывают состояние удовлетворенности.
3. Иногда выделяют еще третий – «либеральный» (попустительский) стиль руководства, который является ситуативно обусловленным. Учитель отличается нерешительностью, пассивностью, консерватизмом, отсутствием направленного воздействия, страхом перед проявлениями инициативы. Учитель уходит от принятия решений, передает инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы.
Особенности учащихся: испытывают состояние неудовлетворенности, снижено чувство ответственности, интереса к учебе, демонстрируют худшее качество выполнение работы.