Изменение отношений, существующих в группе. Типичное заседание в группе психодрамы протекает в трех фазах
Описание подхода
Типичное заседание в группе психодрамы протекает в трех фазах. Разминка (35-45 минут) имеет аналитические и диагностические цели; здесь необходимо выявить и собрать любой материал о конфликтах и переживаниях, и это образует основу для психодраматической работы в игровой фазе. Игровая фаза (50-90 минут) имеет психокатартические цели; повторением ролевой игры должен быть получен эмоциональный опыт. Заключительная фаза интеграции (35-40 минут) имеет аналитико-коммуникативные цели, анализ с рациональной точки зрения. Ниже мы подробнее опишем эти три фазы.
Фаза разминки
После открытия группового заседания на этой фазе психодрамы члены группы приходят к активизации и открытию себя. Страх ожидания должен быть преодолен и групповой процесс "встречи" друг с другом должен помочь получить от отдельных участников или от группы в целом материал о конфликтах или переживаниях, который потом будет разрабатываться в игровой фазе. Этот процесс "разогрева" в разных психотерапевтических группах протекает с разной скоростью, для разогрева тяжелобольных и страдающих членов группы требуется больше времени. Задача руководителя психодрамы состоит в том, чтобы определить, что происходит в группе. Некоторые техники фазы разминки:
Вспышка: После короткого обдумывания каждый участник группы говорит, что он воспринимает в данный момент, чувствует или хочет сделать.
Идентификация с частью: От членов группы требуют поставить себя на место какого-либо предмета, одежды или части тела и говорить от его имени в Я-форме.
Пример: Один участник говорит в роли светло-голубого жакета: "Я такой матовый и бесцветный. Ингрид (участница) носит меня всегда, когда она совсем ничего не хочет, лишь только - спрятаться в угол".
Диалог на ходу: Разговор между руководителем и членом группы, причем внешнее совместное движение должно дать ход также и психическим процессам.
Косвенное представление: После того, как участники разобьются по парам и поделятся информацией друг о друге, каждый член группы представляет другим своего партнера.
В качестве заданий для разогрева полностью подходят также любые из множества невербальных упражнений.
Игровая фаза
После того, как в ходе разминки выкристаллизовывается тема для игровой фазы, например, материал о конфликтах и переживаниях кого-либо из членов группы или же общая групповая тема, в игровой фазе этот материал будет перенесен на сцену и разыгран на сцене, причем будут применяться различные техники психодрамы. Содержанием этой игровой фазы будет игра протагониста, в которой один из участников будет представлять свои актуальные проблемы или психические ситуации из прошлого. Это будет поддерживаться руководителем психодрамы, а также членами группы, которые будут исполнять специфические роли. Может быть разыграна общая групповая тема. Материалом для игровой фазы могут быть также сны, сказки или планы на будущее.Важнейшими психодраматическими техниками являются следующие:
Дублирование: Здесь руководитель психодрамы, ко-терапевт или отдельный член группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон голоса, жестикуляцию. В Я-форме он говорит то, что мог бы сказать протагонист. Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться в переживания и этим существенно помогает процессу терапии.Чаще всего дублирование бывает поддерживающим, однако оно может быть также провоцирующим, конфронтирующим и даже парадоксальным. Дублирование не является "внушением", протагонист, как показывает опыт, воспринимает то, что ясно лишь для него. Поэтому "фальшивое" дублирование (например, дублирование неопытным членом группы) не проблематично для протагониста и ведет часто к тому, что протагонист тотчас же показывает, что его внутренним переживаниям соответствует нечто иное. Дублирование связано с кажущейся неограниченной близостью и идентификацией между Я и Ты (или между матерью и младенцем).
Зеркало: Здесь член группы - часто по просьбе руководителя - копирует по возможности точно или слегка акцентуированно действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве.
Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого, причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот другой. В истории раннего детства смена ролей соответствует ступени познания другого (Ты) - когда ребенок, например, становится в состоянии понять роль своей матери.Далее, к числу техник психодрамы принадлежат также "речь в сторону", "внутренний монолог", "активная социограмма" (члены группы располагаются в пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или антипатии). Особыми формами активной социограммы является "социальный атом" (Морено) (протагонист группирует вокруг себя соответственно существующим в реальности отношениям важнейших людей из своего окружения, которых изображают другие члены группы) и "спектрограмма" (члены группы подразделяются в пространстве в соответствии с их самовосприятием между полярными полюсами, например, активные/пассивные).Так как готовность протагонистов к игре, в которой каждый в отдельности будет играть свои собственные проблемы, достигается быстрее, если группа хорошо себя знает и справилась со страхом или редуцировала его, то для начала группы лучше всего подходят "игры-экспромты". Другой возможностью групповых игр являются игры-сказки. Здесь игровым материалом служит известная или сочиняемая по ходу игры сказка.
В прогрессирующих группах или в учебных группах, в которых центр тяжести лежит на самоосознании, игры протагонистов занимают основное время, поскольку они дают членам группы хорошую возможность познать самих себя и поработать над самими собой.
Особой формой игры протагониста является игра в “сон”. Содержанием игры здесь является сон или отдельные сцены сна.
Изменение отношений, существующих в группе
Если возникает несколько поводов для игр протагонистов, то имеет смысл предпринять предварительную игру с кандидатами, причем в нее включаются и другие члены группы. В случае необходимости можно осуществлять голосование. При этом часто обнаруживается, что протагонист, имевший латентную тему для групповой работы, легче обнаруживает свое желание играть, поскольку видит резонанс и интерес группы. В выборе протагонистом партнеров по игре также часто проявляются актуальные отношения протагониста к этим членам группы, которые тоже можно изменять в ходе игры. Так, Ингрид смогла понять чувство подавленности, которое у нее возникло по отношению к одной из членов группы, выбрав ее на роль своей сестры в разыгранном сне. Конфликт с сестрой не осознавался Ингрид и был перенесен на эту женщину. В игре открылся путь к более реалистичным отношениям.Существуют следующие возможности преодоления конфликтов в группе:
- вербальное разъяснение (партнеры садятся на стулья друг напротив друга);
- смена ролей (контрагенты представляют роль противоположной стороны);
- игра секундантов (контрагенты выбирают одного или нескольких членов группы, которые будут совместно с ними вести переговоры).
Поскольку в игре вообще больше всего получает протагонист, который в ней активно занимается своей собственной проблематикой, то другие члены группы могут и должны перейти от пассивной позиции наблюдателей к идентификации с сильным эмоциональным участием. Происходит это во время обратной связи и "sharing" (см. ниже) на основе атмосферы взаимного понимания и доверия.
Фаза интеграции
По окончании игровой фазы в фазе интеграции должно быть достигнуто рациональное осмысление полученного опыта. Здесь члены группы демонстрируют чувственное участие в играх (в том числе и играх протагонистов). Они, например, вкратце сообщают о похожих событиях из своей собственной биографии, воспоминания о которых были актуализированы игрой (sharing). Чувственные реакции в группе возникают в sharing тогда, когда протагонист что-либо делает совместно с группой.
Например: в своей игре протагонист пытался скрыть очевидные проблемы с агрессивностью за подчеркнутой и поражающей гармонией дружественностью. Его не пережитая и не проявленная агрессия стала ясна лишь в sharing: почти все члены группы в игре почувствовали возрастающую злость и агрессивность.
В обратной связи протагонист и его партнеры по игре сообщают о переживаниях и опыте, которые они получили в игре в различных ролях (пассивные участники группы также могут сообщать о ролях, с которыми они чувствовали идентификацию во время игры, давая так называемую идентификационную обратную связь.
Сменой ролей и, в особенности, обратной связью участвовавшие в игре члены группы открывают протагонисту новые самые разнообразные точки зрения, новые пласты проблемы. Чтобы не лишиться этого важного фактора успеха психодрамы, руководитель должен следить за тем, чтобы обратная связь была конкретной, описательной и достаточно ясной, а не общей, оценивающей, интерпретирующей и отыскивающей мотивы.
Пример фазы обратной связи: После игры протагониста (Ингрид) она получает обратную связь от члена группы, которая играла ее младшую сестру: "Мне было очень просто доминировать в роли твоей сестры, поскольку ты безо всякой борьбы уступила мне место в поездке с отцом". После смены ролей Ингрид и сама почувствовала это, разыгрывая ее пренебрежительное и самодовольное поведение.
Занятия в группе
Количество и подбор участников. Вообще группа психодрамы включает от 8 до 12 человек; помимо этого, участвует еще руководитель, ко-терапевт, возможно также стажеры, повышающие свою квалификацию, медицинская сестра или социальный работник соответствующего учреждения. Желательно соотношение 50% мужчин: 50% женщин, а также участие клиентов разных возрастов.
Продолжительность: Отдельное заседание длится обычно 1,5 - 2,5 часа (3 часа и более длятся заседания лишь в учебных группах повышения квалификации психологов). Заседания могут происходить один раз в конце недели или же один раз в месяц 4 заседания разом. Общая продолжительность психодрамы составляет 25-100 часов и меняется в зависимости от цели группы и проблематики отдельных участников.
Участники психодрамы: клиенты консультаций, пациенты в клинике, ученики и педагогические работники (педагогические ролевые игры).
Области применения: работа с молодежью, образование взрослых, предпринимательское консультирование, консультирование организаций, а также супервизирование.
Содержательные моменты психодрамы:
а) долгосрочно вскрыть и переработать историю жизни. Здесь проявляются те же феномены, что и в психоанализе: регрессия, перенос, сопротивление;б) центровка на конфликте и на настоящем в смысле локальной терапии: здесь можно увидеть связь с тренировкой в рамках терапии поведения;в) имеет отношение и к будущему, причем реальное разыгрывание проблемной ситуации при помощи членов группы оказывается действеннее, чем ее обдумывание;
г) психодрама способствует пробуждению креативности, спонтанности и ролевой подвижности. Психодрама доставляет радость и удовольствие руководителю и группе в отличие от многих прочих "серьезных" занятий в нашей жизни.
Модификации психодрамы: социодрама, поведенческая психодрама, дидактический театр.