Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента

Шкалы теста Аддиктивная группа Группа риска
Ср.до эксперимента Ср. после эксперимента t Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru Ср.до эксперимента Ср. после эксперимента t Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru
Интернет-аддикция 18,25 12,86 3,27** 11,68 6,37 5,84***
Склонность к зависимому поведению 123,05 118,47 2,94* 110,08 102,97 2,59*
Потребность в ощущениях 8,6 8,34 1,54 8,48 7,97 1,28

знаком * отмечены достоверные (статистически значимые) различия показателей;

* - р≤0,05 (низкий уровень значимости); ** - р≤0,01(средний уровень значимости);

*** - р≤0,001 (высокий уровень значимости);

В результате анализа данных контрольного среза выявлены следующие изменения содержательных составляющих структурных блоков саморегуляции виртуальных аддиктов и группы риска:

- в группе виртуальных аддиктов и группе риска повышен общий уровень осознанной саморегуляции и его составляющих: планирования, программирования, оценки результатов, гибкости, самостоятельности;

- на неосознанном уровне саморегуляции виртуальных аддиктов отмечены снижение уровня тревожности и фрустрированности, а так же увеличение обращений к продуктивным когнитивным (проблемный анализ) и эмоциональным (оптимизм) копинг-стратегиям. В группе риска на неосознанном уровне саморегуляции отмечено снижение уровня агрессии и увеличение обращений к продуктивным когнитивным (проблемный анализ) и поведенческим (сотрудничество) копинг-стратегиям.

- в личностном блоке саморегуляции испытуемых групп риска и виртуальных аддиктов на значимом уровне повысились показатели поддержки (р≤0,001), показатели ориентации во времени повысились в группе виртуальных аддиктов. Показатели ценностных ориентаций экспериментальных групп после проведения тренинговой работы повысились незначительно, что объясняется спецификой регуляторной роли ценностных ориентаций, состоящей в устойчивости и постоянстве их смысловых влияний. Использованные психокоррекционные методы позволили оптимизировать уровень самооценки лишь у некоторой части испытуемых экспериментальных групп.

Таким образом, формирование психической саморегуляции способствует изменению содержательных составляющих уровней саморегуляции виртуальных аддиктов и группы риска: повышению степени осознанной саморегуляции, внутреннего самоконтроля, применению продуктивных способов саморегуляции психического состояния, снижению дискомфортных психических состояний.

Изменения идентичности виртуальных аддиктов в результате овладения навыками психической саморегуляции и трансформации некоторых компонентов данной структуры исследованы с помощью факторного анализа. Для наглядной демонстрации полученных в процессе формирующего эксперимента результатов представим структуру идентичности виртуальных аддиктов и группы риска до и после формирующего эксперимента (в сравнении с группой нормы) по критерию процентного вклада каждого компонента (рис. 16).

Вклад   компонента   в   % Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru
Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru

Рис. 16. Вклад основных компонентов в структуру идентичности виртуальных аддиктов и в группы риска до и после тренинга в сравнении с группой нормы

Примечания к рисунку: 1 – вклад компонентов в группе виртуальных аддиктов до формирующего эксперимента; 2 – вклад компонентов в группе виртуальных аддиктов после формирующего эксперимента; 3 – вклад компонентов в группе риска до формирующего эксперимента; 4 – вклад компонентов в группе риска после формирующего эксперимента; 5 – вклад компонентов в группе нормы.

Из рисунка видно, что в результате проведения тренинговой программы, структура идентичности виртуальных аддиктов и группы риска приблизилась к таковой в группе нормы. У испытуемых с высоким уровнем виртуальной аддикции сформирован когнитивный компонент идентичности, содержание поведенческого, аффективного и ценностного компонентов идентичности аддиктов в большей степени соответствует структуре идентичности в норме. Когнитивный компонент идентичности виртуальных аддиктов включает такие содержательные характеристики, как самопонимание, планирование, гибкость, программирование, оценивание результатов. Незначительные отличия виртуальных аддиктов от группы нормы можно наблюдать в степени проявления их самопонимания, особенностях выдвижения и удержания целей (планирование) и способности перестраиваться при изменении внешних или внутренних условий (гибкость). Осознанность способов деятельности /поведения (программирование) и адекватность оценки результатов деятельности /поведения (оценивание результатов) виртуальных аддиктов приближены к значениям группы нормы. Показатели таких содержательных характеристик поведенческого компонента идентичности аддиктов, как саморуководство, поддержка по своим значениям приблизились к норме. В содержание поведенческого компонента аддиктивной идентичности вошли показатели спонтанности и агрессивности. Значения показателей агрессивности виртуальных аддиктов выше, контактности - ниже, чем в группе нормы, что говорит о сохранении трудностей общения аддиктов. Сравнивая содержательные характеристики эмоционального компонента идентичности виртуальных аддиктов и группы нормы после проведения психокоррекционных мероприятий, можно отметить, что у виртуальных аддиктов показатели самоотношения ниже, чем в группе нормы (самоинтерес, самоприятие, аутосимпатия, самоуважение, ожидаемое отношение от других), а показатели тревожности – выше. Значения показателей ценностных ориентаций в составе ценностного компонента идентичности виртуальных аддиктов приблизились к значениям группы нормы, но у аддиктов сохранился внутренний запрет на проявление собственной агрессивности. Необходимо отметить, что в структуре идентичности виртуальных аддиктов, как до проведения тренинга, так и после сохраняется аддиктивный компонент (представленный такими содержательными элементами, как склонность к зависимому поведению, виртуальная аддикция), хотя значения содержательных элементов аддиктивного компонента несколько снизилось по сравнению с данными значениями до проведения тренинга психической саморегуляции (рис. 17).

 
  Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru

Саморуководство, агрессивность, контактность, поддержка, спонтанность.
Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru
Программирование, оценивание результатов, самопонимание, планирование гибкость системы.

 
  Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru

Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru

       
  Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru
    Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru
 

Рис.17. Структура идентичности виртуальных аддиктов после проведения тренинга.

Динамика структурно-содержательных характеристик идентичности испытуемых группы риска относительно нормы значительно выше, чем у виртуальных аддиктов. Незначительные отличия от идентичности группы нормы сохранились по некоторым показателям эмоционального компонента (сензитивность, самоуважение, аутосимпатия), ценностного компонента (синнергия) и когнитивного компонента (самопонимание) идентичности группы риска. После проведения психокоррекционных мероприятий отмечены позитивные изменения идентичности испытуемых группы риска по сравнению с их результатами до проведения тренинга.

Так в структуру идентичности респондентов группы риска после проведения психокоррекционных мероприятий вошли такие характеристики, как представление о природе человека, синергия (ценностный компонент), самопонимание (когнитивный компонент); не вошли агрессивность и ригидность (поведенческий компонент), самообвинение, фрустрация и тревожность (эмоциональный компонент). Аддиктивный компонент идентичности испытуемых группы риска включает показатели склонности к риску и зависимому поведению, значения которых снизились после проведения тренинга психической саморегуляции (рис. 18).

Необходимо отметить так же, что, несмотря на эффективность тренинговой программы, необходимо продолжать работу в направлении развития гармоничной идентичности виртуальных аддиктов. Дальнейшим этапом является формирование адекватной и гибкой самооценки, а так же позитивного отношения аддиктов к себе и окружающему миру. Такой процесс будет способствовать укреплению веры в себя и отказу от негативной идентичности. Большое значение в эффективности коррекции имеет снижение тревожности, агрессивности, трудностей в общении, стремления к подавлению собственной агрессивности. Специальное значение процессе коррекции имеет формирование навыков рефлексии, планирования и гибкости мышления.

 
 
Самопринятие, самоинтерес, сензитивность к себе, самоуверенность, самоуважение, интегральное чувство «за» собственного Я, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других.    

Моделиро-вание, бщий уровень саморегуля-ции, самостоя-тельность, програм-мирование, оценивание результатовпланирова-ние, гибкость, самопонима-ние.
Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru
Эмоциональный компонент (15,473%)

 
  Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru

Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru

       
  Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru   Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru
 

Потребность в ощущениях, склонность к зависимому поведению.
Представления о природе человека, ценностные ориентации, синергия, ориентация во времени.  
Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента - student2.ru

Рис.18. Структура идентичности респондентов группы риска после проведения тренинга.

Необходимо отметить, что в структуре идентичности аддиктов сохранился аддиктивный компонент (склонность к зависимому поведению), коррекция которого требует более длительного периода времени.

В заключение отметим, что использование тренинга саморегуляции виртуальных аддиктов способствовало гармонизации их идентичности, позволило снизить проявления виртуальной аддикции и уменьшить склонность к зависимому поведению, повысить уровень осознанной саморегуляции и внутреннего самоконтроля, снизить проявления негативных психоэмоциональных состояний за счет использования продуктивных способов, приемов и стратегий саморегуляции.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абрамова, Г.С. Практикум по психологическом консультированию [Текст] / Г.С.Абрамова. – М.: Академия, 1995. – 128 с.

2.Абульханова, К.А. Социальное мышление личности [Текст] / К.А. Абульханова // Современная социология: состояние и перспектива исследовании: Материалы юбилейной конференции ИП РАН, 28 – 29 января 2002 г. – М.: ИП РАН, 2002. Ч. 3. – С. 88 – 104.

3.Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299c.

4.Абушенко, В.Л. Идентичность. Новая философская энциклопедия: в 4т. [Текст] / В.А.Абушенко. – М., 2001. – Т.1. 490 с.

5.Аванесян, Г.Г. Особенности стратегий совладания и Я-концепции у людей, зависящих от ПАВ [Текст]: дис. … канд. психол. наук: / Г.Г. Аванесян. – М., 2003. - С.61-63.

6.Айламазьян, А.М. Метод беседы в психологии [Текст] / А.М.Айламазьян. – М.: Смысл, 1999. – 222 с.

7.Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии [Текст] / Б.Г.Ананьев. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: ЛГУ, 1976. – С. 13-35.

8.Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте [Текст] / Г.М. Андреева, К. Хелкама, Е.М. Дубовская. // Вестник МГУ. Серия 14 – 1997 – № 4 – С. 65-68

9.Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М.Андреева. – М.: Наука, 1997.

10.Антонова, Н.В. Идентичность педагога и особенности его общения. Автореф. дис…канд. психол. н. [Текст] / Н.В.Антонова. – М., 1996 – 24 с.

11.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М.Бахтин. - М,: Искусство, 1979. – 363 с.

12.Белинская Е.П. Я – концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений [Текст] / Е.П. Белинская // Вестник МГУ. Серия 14 – 1997 – № 14 – С. 51-54.

13.Бехтель Э.И. Донозологические формы злоупотребления алкоголем [Текст] / Э.И. Бехтель. – М., 1986. – 272 с.

14.Битенский В.С., Херсонский Б.Г. Мотивировка и условия способствующие злоупотреблению опиатами у подростков // Психологические исследования и психотерапия в наркологии [Текст] / В.С. Битенский, Б.Г. Херсонский. – Л.: Изд. Института им. В.М. Бехтерева, 1989. – С. 83-88.

15.Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЕ, 2000.

16.Бодров, В.А. О психологических механизмах регуляции процесса преодоления стресса [Текст] // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. В.А.Барабанщикова, А.В.Карпова. - М., Ярославль: Аверс-Пресс, Вып. 2. - 2002. - С. 98-117.

17.Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса [Текст]. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. - том 27. - № 2. - С. 113-123.

18.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И.Божович / Избр. психол. тр. – М., Воронеж, 1995. – 450 с.

19.Большаков, В. Ю. Психотренинг [Текст] / В.Ю.Большаков. – СПб.: Служба доверия, 1994. – 318 с.

20.Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

21.Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А.В. Брушлинский. – М., 1979. – 227 с.

22.Будинайте, Г.Л., Корнилова, Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [Текст] / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. – 1993. – Т. 14. – № 5. – С. 38-44.

23.Бухановский, А.О., Андреев, А.С., Бухановская, О.А. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика: Пособие для врачей [Текст] / А.О. Бухановский, А.С. Андреев, О.А. Бухановская. - Ростов-на-Дону, 2002. 35 с.

24.Быковская, Е.В. Как избавиться от игровой зависимости [Текст] / Е.В.Быковская. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.

25.Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст] / Ф.Е.Василюк. – М., Изд-тво МГУ, 1984. – 200 с.

26.Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 125 с.

27.Водопьянова, Н. Старченкова, Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика [Текст] / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. - СПб.: Питер. - 2005.- С.252-320.

28.Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 1972. - №2. – с. 114-123.

29.Габдреева, Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием [Текст] / Г.Ш. Габдреева – Казань: Изд-во КГУ, 1981. – С. 19-26.

30.Гегель, Г. Феноменология духа / Г.Гегель. – СПб, 1992. - 460с.

31.Героиновая наркомания: нарушения самосознания и познавательных процессов: учебное пособие [Текст] /А.В. Цветков, Н.Я. Чернобаева, Е.А. Кущ. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 96с.

32.Горбатова, Е.А. Теория и практика психологического тренинга [Текст] / Е.А. Горбатова. – СПб.: Речь, 2008. – 320 с.

33.Горлова, Е.Г. Патопсихологические особенности игроманов, зависимых от психоактивных веществ и актуальные аспекты их психологической реабилитации [Текст] / Е.Г. Горлова. // Наркология, 2006. № 9. С. 64-68.

34.Горностай, П.П. Личность и роль: Ролевой подход в социальной психологии личности / П.П.Горностай. – Киев: Интерпресс ЛТД, 2007. – 312с.

35.Грибенникова, Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Э.А. Грибенникова.- М., 1995. – С 35-78.

36.Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности [Текст] / Л.П. Гримак – М.: Политиздат, 1987. - 286с.

37.Гунгер, Н.Н. Психологические средства коррекции идентичности в период нормативного возрастного кризиса. Автореф. дисс…канд. психол. н. [Текст] / Н.Н.Гунгер. – Новосибирск, 2006. - 24с.

38.Гурьева, В.А., Гиндикин, В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм [Текст] / В.А. Гурьева, В.Я. Гиндикин. – М., 1980. – 184 с.

39.Гусев, И.Ю. Психологические средства становления идентичности созависимой личности. Автореф. дисс…канд. психол. н. [Текст] / И.Ю.Гусев. – Новосибирск, 2006. - 22 с.

40.Гуссерль, Э. Картезианские размышления [Текст] / Э.Гуссерль, Пер. с нем. СПб.: Наука, 1998. – 315с.

41.Данилов, И.Ю. Ноговицын, О.М. О понятии «формы» в европейской философии [Текст] / И.Ю.Данилов, О.М.Ноговицын // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы – 9. СПб.: СПбГУ, 1998. - с.17-21.

42.Десятникова, Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения [Текст] / Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995 – № 5 – С. 41-45.

43.Джолдыгулов, Г.А., Гусманов, Р.М., Шевченко, Ю.С. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми [Текст] / Г.А. Джолдыгулов, Р.М. Гусманов, Ю.С. Шевченко //Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: Материалы Российской научно-практической конференции / Под общ. ред. проф. А.В.Худякова. Иваново. 2005. С. 111-112.

44.Дикая, Л.Г. Деятельность и функциональное состояние: активационный компонент деятельности [Текст] / Л.Г. Дикая // Психологические проблемы профессиональной деятельности.- М.: Наука, 1991.- С 93-111.

45.Дикая, Л.Г., Щедров В.И. Метод определения индивидуального стиля саморегуляции психического состояния человека [Текст] / Л.Г.Дикая, В.И. Щедров // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.- С. 106-132.

46.Дмитриева, Н.В., Сапожникова, Р.Б. Нейро-лингвистическое программирование [Текст] / Н.В. Дмитриева, Р.Б. Сапожникова // Учебное пособие. – Новосибирск: НСУ, 2000.- 95 с.

47. Дмитриева, Т.Н., Сучков, В.А. Об алкоголизации подростков с патологическим формированием личности неустойчивого типа [Текст] / Т.Н. Дмитриева, В.А. Сучков // Социальная и клиническая психиатрия. – 1993. – Т. 3. Вып. 1. – С. 49-53.

48.Дмитриева, Н. В. Идентичность в норме и патологии [Текст] / Н.В.Дмитриева, Ц.П.Короленко, Е.Н.Загоруйко. – Новосибирск: НГПУ, 2000. – 256 с.

49.Дмитриева, Н.В. Психоанализ и психотерапия: монография [Текст] / / Н.В.Дмитриева, Ц.П.Короленко. – Новосибирск:НГПУ, 2003. – 667 с.

50.Дмитриева, Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности: Автореф. дисс…докт. психол. н. [Текст] / Н.В.Дмитриева. – Новосибирск, 1998. - 45 с.

51.Дмитриева, Н.В., Четвериков, Д.В. Психология аддиктивного поведения. Монография [Текст] / Н.В. Дмитриева, Д.В. Четвериков. Новосибирск, НГПУ, 2002. – 278 с.

52.Дмитриева,У. Увлечение или диагноз? Психологическое сопровождение компьютерной зависимости [Текст] / У.Дмитриева // Школьный психолог.- 2008.-№ 1.- С. 8-10.

53.Дмитриева,У. Увлечение или диагноз? Психологическое сопровождение компьютерной зависимости [Текст] / У.Дмитриева // Школьный психолог.- 2008.-№ 2.- С. 10-12.

54.Дубровина, О.В. Психическая саморегуляция как средство гармонизации Я-концепции личности с виртуальной аддикцией (на материале лиц юношеского возраста) [Текст] / дис. …канд. психол. наук: 19.00.01: защищена 24.04.2009/ О.В. Дубровина. Новосибирск, 2009. – 194 с. – Библиогр.: с.176-194.

55.Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости [Текст] / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 190 c.

56.Егоров, А.Ю. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью [Текст] / А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2005. Т. 5 № 2. С. 20-27.

57.Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю.Н.Емельянов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 89 с.

58.Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии [Текст] / М.И. Еникеев. – М., 1996. – 472 с.

59.Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.

60.Ермохина, Н.Г. Саморегуляция поведения подростков. Педагогическое исследование [Текст] (монография) / Н.Г. Ермохина.- Челябинск, 2004.- С. 26-34.

61.Жмуров, В.А. Психопатология. Часть II. Психопатологические синдромы [Текст] / В.А. Жмуров. – Иркутск: Изд–во Иркут. ун–та, 1994. – 304 с.

62.Завьялов, В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и здоровых [Текст] / В.Ю. Завьялов // Психологический журнал. – 1986.– № 5. – С. 102–111.

63. Завьялов, В.Ю. Отдохни Мария, или шарики за ролики [Электронный ресурс] / – В.Ю. Завьялов. - 2000. – http://faqs.org.ru/psycho/reklama.htm.

64.Зайцев, В.В. Шайдулина, А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм [Текст] / В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. - СПБ.: Изд. дом «Нева», 203 с.

65.Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга [Текст] / Т.В.Зайцева. - СПб; М.: Речь; Смысл, - 2002 – 80 с.

66.Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности [Текст] / Г.Е. Залесский. – М., 1994. – 142 с.

67.Захаров, В.П., Хрящева, Н.Ю. Социально-психологический тренинг [Текст] / В.П.Захаров, Н.Ю.Хрящева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 56 с.

68.Зелеева, В.П. Психодрама в оценках ее участников [Текст] / В.П.Зелеева // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической теории и практики. Казань: ЗАО Новое знание, 2006. - с.348-253.

69.Зинкер, Дж. В поисках хорошей формы [Текст] / Дж.Зинкер. – М.: Класс, 2000. – 512 с.

70.Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: «Академия», - 2004. – 288 с.

71.Каменюкин, А.Г., Ковпак, Д.В. Антистресс – тренинг [Текст] / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.

72.Келлерман, П.Ф. Психодрама крупным планом: анализ терапевтических механизмов [Текст] / П.Ф.Келлерман. - М.: Класс, 1998. – 240 с.

73.Киппер, Д. Клинические ролевые игры и психодрама [Текст] / Д.Киппер. – М.: ТОО Класс, 1993. – 224 с.

74.Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984 – 254 с.

75.Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В. Психосоциальная аддиктология [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001 – 251 с.

76.Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В. Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.: Академический проект; Екатеринбург: деловая книга, 2000. 460 с.

77.Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В., Загоруйко, Е.Н. Идентичность в норме и патологии [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. – Новосибирск, 2000. – 256 с.

78.Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских.- Новосибирск: Наука, 1990.

79.Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В., Загоруйко, Е.Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: Монография [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В.Дмитриева, Е.Н.Загоруйко. – Новосибирск: изд. НГПУ, 2007. – 472 с.

80.Котляров, А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый [Текст] /А.В. Котляров. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.

81.Ксендзюк, А.П. Тайна Карлоса Кастанеды [Текст] / А.П. Ксензюк. – Киев: София, 1997. – 321 с.

82.Кумырина, Ю.А. Социально-психологический компонент профессиональной идентичности студентов-юристов. Автореф. дис…канд. психол. н. [Текст] / Ю.А.Кумырина. – Ярославль, 2005. – 23с.

83.Курек, Н.С. Особенности экспрессивно–импрессивного аспекта эмоциональной сферы больных наркоманией [Текст] / Н.С. Курек // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1991. – Т.91. вып 2. – С. 64–67.

84.Леонова, Л.Г., Бочкарева, Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева // Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. Сельченок К.В. – Минск.: Харвест, 2004. -С. 449-501.

85.Леонтьев, А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т [Текст] / А.Н. Леонтьев. – Т. 1, М.: Периодика, 1983. – 452 с.

86.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-тво МГУ, 1981. – 586 с.

87.Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.

88.Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии – 1996. – № 5. – С. 15-26.

89.Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. – 1998. – № 1. – С. 35-48.

90.Локк, Д. Сочинения: в 3-х т. [Текст] / Д.Локк. – М., Мысль, Т.2. – 400 с.

91.Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 488 с.

92.Макаревская, Ю. Э. Влияние продолжительного неуспеха на личностную идентичность: Автореф. дис…канд. психол. н. [Текст] / Ю.Э.Макаревская. - Краснодар, 2006. – 24 с.

93.Макартычева, Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей [Текст] / Г.И.Макартычева. – СПб.: Речь, 2007.- 368 с.

94.Малахов, В.С. Неудобства с идентичностью [Текст] / В.С.Малахов // Вопросы философии. – 1998. – №2. – с.43 – 53.

95.Малыгин, В.Л., Цыганков, Б.Д. Клиника и динамика психических расстройств у лиц с патологической зависимостью от игры [Текст] / В.Л. Малыгин, Б.Д. Цыганков // Наркология, 2006. № 9. С. 59-63.

96.Мамардашвили, М.К. Необходимость себя [Текст] / М.К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1996. – 430 с.

97.Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: Пер. с англ. [Текст] / А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999. – 368 с.

98.Матвеева, Л.Г. Становление профессиональной идентичности клинических психологов. Автореф. дис…канд. психол. н. [Текст] / Л.Г.Матвеева. – Челябинск, 2003. – 21 с.

99.Менделевич, В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) [Текст] / В.Д. Менделевич // Вестник клинической психологии, 2003. Т. 1. № 2. С. 153-158.

100.Методы и техники практической психологии [Текст] / под ред. Л.М.Попова, С.В.Петрушина. – Спб.: Речь, 2007, - 224 с.

101.Минков, Е.Г. О совокупности условий, необходимой и достаточной для формирования зависимости от психоактивных веществ [Текст] / Е.Г. Минков // Вопросы наркологии. – 2000. – № 3. – С. 51-60.

102.Могилевская, Е.В. Метод психодраматерапии в русле основных тенденций культуры постмодерна [Текст] / Е.В.Могилевская // Психодрама и групповая психотерапия. – 2007. – № 2. – с. 7-8.

103.Моросанова, В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство [Текст] / В.И. Моросанова. – М.: Когнито-Центр, 2004. – 44 с.

104.Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека [Текст] / В.И. Моросанова // Писхологический журнал.- 2002. -Т. 23.- № 6. -С. 5-17.

105.Надеждин, А.В. Феноменология расстройств общего чувства при опийном абстинентном синдроме [Текст] / А.В. Надеждин // Вопросы наркологии. – 1994. – № 3.– С. 27-31.

106.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов; под ред. Шведовой И.Ю. – М., 1999. – 440 с.

107.Павленко, В. И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии [Текст] / В.И.Павленко // Вопросы психологии. - 2000. – №1. – с.135 – 142.

108.Пелипас, В.Е. Этические проблемы в практической наркологии [Текст] / В.Е. Пелипас// Вопросы наркологии. – 1998. - №1.-С.75-94.

109.Петрушин, С.В. Мастерская психологического консультирования [Текст] / С.В.Петрушин. – Казань: ЗАО Новое Знание, 2001. – 136 с.

110.Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж.Пиаже. - М. МГУ, 1994. – 345 с.

111.Питцеле, М. Подростки изнутри: интрапсихическая психодрама [Текст] / М.Питцеле // Психодрама – вдохновение и техника. – М.: Класс, 1997. – с.37-63.

112.Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии – 1996 – № 1. – С. 55-62.

113.Попов Ю.В., Вид В.Д. Клиническая психиатрия [Текст] / Ю.В. Попов, В.Д. Вид. - СПб.: Речь, 2001. С. 318-321.

114.Попов, Л.М., Голубева, О.Ю. Духовные состояния личности и их развитие [Текст] / Л.М.Попов, О.Ю.Голубева // Психология психических состояний. Сборник статей. Вып.6. – Казань: КГУ, 2006. – с.22-36.

115.Практикум по психологии состояний [Текст]: Учебное пособие / под ред. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с.

116.Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: ООО Астрель: ООО АСТ: ООО Транзиткнига, 2004. – 479 с.

117.Психология зависимости: Хрестоматия [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2005. – 592 с.

118.Психология и лечение зависимого поведения [Текст]/ под. ред. С. Даулинга / Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 240 с.

119.Психология самосознания. Хрестоматия [Текст] / Самара: Бахрах-М, 2000. – 672 с. С. 463.

120.Психология: Словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990. — 494 с.

121.Пятницкая, И.Н. Клиническая наркология [Текст] / И.Н. Пятницкая. – Л.,1975. – 342 с.

122.Пятницкая, И.Н. Наркомании [Текст] / И.Н. Пятницкая. – М.: Медицина,1994. – 495 с.

123.Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика [Текст] / К.Рудестам – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

124.Румянцева, Т.В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях. Автореф. дис…канд. психол. н. [Текст] / Т.В.Румянцева. – Ярославль, 2005. – 27с.

125.Селье Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М.: прогресс, 1979.

126.Середа, Е. И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост [Текст] / Е.И.Середа. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

127.Сидоренко, Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми [Текст] / Е.В.Сидоренко. – Спб.: Речь, 2001. – 90с.

128.Славнова, Т.О. Тренинг саморегуляции как средство преодоления негативных состояний [Текст] / Т.О. Славнова.- М., 2001. С. 4-43.

129.Словарь иностранных слов [Текст] / М.: Русский язык, 1984. – 608 с.

130.Смирнова А.Г., Киселев И.Ю. Идентичность в меняющемся мире [Текст] / А.Г.Смирнова, И.Ю.Киселев. – Ярославль: Ярославский ГУ, 2002. – 300 с.

131.Собольников, В.В. Развитие личности в особых условиях деятельности. Автореф. дисс…докт. психол. н. [Текст] / В.В.Собольников. – Новосибирск, 1997. - 41 с.

132.Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л.Н. Собчик. - М.: Ин-т прикладной психологии, 1998. - 512 с.

133.Соколова, Е.Т., Николаева, В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях [Текст] / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. — М.: Аргус, 1995. — 359 с.

134.Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] [Текст] / Е.Т. Соколова. — М.: Изд-во МГУ, 1989.—213 с.

135.Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе: Методология и методика измерения социальной идентичности: Информационные материалы [Текст] / отв. ред. Шматко Н.А. / Рос. акад. наук, Ин-т социологии – М., 1992. – 714 с.

136.Столин, В.В. Мотивация и самосознание [Текст] // Мотивация личности / В.В. Столин. - М., 1982.-С. 58-67.

137.Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов [Текст] / Э. Э. Сыманюк. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 320 с.

138.Таганова, А.А. Личностная идентичность и понимание значимых других: Автореф. дисс…канд. психол. н. [Текст] / А.А. Таганова. – Краснодар, 2006 – 22 с.

139.Улыбина, Е.В. Психология обыденного сознания [Текст] / Е.В. Улыбина. – М.: Смысл. – 2001. – 263 с.

140.Успенская, О.А. Влияние музыкального воздействия на становление идентичности личности. Автореф. дис…канд. психол. н. [Текст] / О.А.Успенская. – Новосибирск, 2005. – 24 с.

141.Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность [Текст] / Ю. Хабермас. – М.: Академия, 1995 – 650 с.

142.Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии. Гегель и греки [Текст] / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993. – 345 с.

143.Хараш, А У. Восприятие человека как воздействие на его пове­дение (к разработке интерсубъектного подхода в исследованиях по­знания людьми друг друга) позна­ния [Текст] / А.У. Хараш // Психология межличностного. - М.: Педагогика. - 1981. – 283 с.

144.Хащенко, В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования [Текст] / В.А. Хащенко // Психологический журнал. - 2004. - №5. – с. 32 – 49.

145.Ходаковская, О.В. Социальная и личносткая идентичность в юности. Автореф. дис… канд психол. н. [Текст] / О.В.Ходаковская. – СПб.: 2006. – 22с.

146.Холмс, П. / Классическая психодрама, обзор [Текст] / П.Холмс // Психодрама: вдохновение и техника. – М.: Класс, 1997. – с.25-35.

147.Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение) [Текст] / Л.Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

148.Чеснокова, И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе [Текст] // Принцип в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1978.- 335 с.

149.Четвериков, Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: Дисс…докт. психол. н. [Текст] / Д.В. Четвериков. – Новосибирск. – 2002. – 381 с.

150.Чудова, И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» [Текст] / И.В. Чудова // псиологический журнал, 2002. Т. 22. № 1. С. 113-117.

151.Шапкин, С.А. Методика изучения стратегий адаптации человека к стрессогенным условиям профессиональной деятельности [Текст] // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / отв. ред. Л.Г. Дикая, М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. С.132-160.

152.Шеллинг, Ф. Сочинения: в 2 т. [Текст] / Ф. Шеллинг. – М., 1989. -590с.

153.Шеффер, Б., Шредер, Б. Социальная идентичность и групповое сознание [Текст] / Б. Шеффер, Б. Шредер // Психологический журнал.– 1993. - №1. – с.11-13.

154.Шмуклер А.Б. Проблема качества жизни в психиатрии [Текст] / А.Б. Шмуклер // Социальная и клиническая психиатрия – 1996 – № 1 – С. 100-105.

155.Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дис…докт. психол. н. [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001. – 32 с.

156.Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли [Текст] / Е.П. Щербаков. – Омск, 1990. – 256 с.

157.Щербатых, Ю.В. Психология стресса [Текст] / Ю.В. Щербатых. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 304 с.

158.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. [Текст] / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

159.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон; // Общ. ред. В. Толстых. – М.: Прогресс, 1997. – 340 с.

160.Эрлахер-Фаркас, Б., Йорда, К. Монодрама: исцеляющая встреча; от психодрамы к индивидуальной терапии [Текст] / Б. Эрлахер-Фаркас, К. Йорда. – Киев: Ника-Центр, 2002. – 292 с.

161.Юм, Д. Сочинения: в 2-х т. [Текст] / Д. Юм // Трактат о человеческой природе. – М., 1965. Т.1. – 450 с.

162.Якубенко, О.В. Варианты личностных свойств учащихся с различным уровнем стрессового состояния и индивидуальные способы компенсации его [Текст] / О.В. Якубенко //Позитум – Журнал по позитивной психотерапии, психосоматической медицине и транскультуральной психологии. – 1998. – №3. – С. 5-6.

163.Янг, К.С. Диагноз – интернет-зависимость [Текст] / К.С. Янг// Мир интернет, 2000. № 3. С. 66-70.

164. Яницкий, М.Г. Психологические факторы и механизмы развития системы ц

Наши рекомендации