Л.Н. Толстым и К.Н. Вентцелем
Компоненты образования | Л.Н. Толстой | К.Н. Вентцель |
Целевой | 1. 2. 3. | 1. Цели образования выходят за рамки знаниевой парадигмы и устремлены на создание условий для становления свободной творческой личности («школа должна иметь в виду всю личность ребенка, гармоническое развитие всех сторон его природы, развитие его как в физическом, так и в духовном отношении и , что касается последнего, то развитие в нем не только ума, но также сердца и воли»). 2. Духовная свобода как основная цель обучения (узнать душу ребенка, его потребности и стремления и вести его к духовной свободе – вот в чем основной смысл обучения). 3. Основная цель воспитания – развитие творческой индивидуальности, творческой личности (сущность нравственного воспитания состоит «не в привитии подрастающему поколению неких этических идеалов, выработанных вне его, а в создании условий для накопления личного положительного опыта, для самостоятельного формирования нравственных максим и императивов, которые должны как бы «произрастать» изнутри каждого ребенка; «моральный катехизис должен быть каждым ребенком написан самим для себя»). |
Содержа- тельный | 1. 2. | 1. В содержании образования невозможно установление какого-то наперед заданного минимума знаний, обязательного для всех (прообраза современных образовательных стандартов). 2. Необходимость предоставление ребенку свободы знаний тем или другим делом, возможности широкого выбора предмета для своих занятий. |
Процес- суальный | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | 1. Детерминированность методов обучения интересами и потребностями детей («что касается методов, которых должен держаться учитель в своей деятельности, то они опять-таки должны быть продиктованы ему потребностями и интересами детей»). 2. Ориентация на проблемно-эвристические методы обучения («один научный закон, открытый самими детьми, в образовательном отношении стоит сотни законов, с которыми их в догматическом изложении познакомил учитель»). 3. Сомнение в использовании сложившейся классно-урочной формы обучения («в новой школе не будет никакой наперед установленной программы или плана учебных занятий, никакого заранее установленного разделения на классы, никакого заблаговременно приглашенного учительского состава»). 4. В условиях свободного воспитания наиболее совершенная форма взаимодействия взрослого и ребенка – форма сотрудничества. 5. Свободная творческая активность ребенка не должна мешать реализации свободной активности других детей («надо, чтобы ребенок сознавал, что его свобода так же естественно ограничивается, как и свобода взрослых»). 6. Противник отождествления свободы с произволом («подобное понимание «освобождения ребенка» более чем смешно, оно знаменует собою недомыслие»). 7. Постоянное наблюдение и изучение природы ребенка и предоставление ему возможности удовлетворения всех естественно рождающихся в нем потребностей, обусловленных процессом развития. |
22. Опишите содержаниепонятий: «единая», «трудовая» (школа).
23. Объясните основные проблемы и задачи школы и педагогики в XX веке. Подготовьте сообщения на следующие темы (по выбору):
¾ «Проблема воспитания самостоятельности и творческой активности в педагогике С.Т. Шацкого»;
¾ «Поиск С.Т. Шацким новых форм организации учебных занятий»;
¾ «Трудовая и общественная деятельность в процессе воспитания (по статьям С.Т. Шацкого)»;
¾ «Активные методы обучения», обеспечивающие высокое качество знаний (исследовательский метод) (по статьям П.П. Блонского);
¾ «Вклад С.Т. Шацкого и П.П. Блонского в подготовку учительских кадров»;
¾ «В.А. Сухомлинский – идеал советского учителя»;
¾ «Подготовка учителя в Тульском крае» (педучилище, педагогический институт, институт повышения квалификации);
¾ «Педагогическая деятельность учителей-новаторов (Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, И.П.Иванов)».
24. Опишите особенности педагогических идей А.С. Макаренко. Ответьте на следующие вопросы:
1) Подумайте, можно ли считать, что А.С Макаренко создал педагогическую систему, наиболее полно отвечающую потребностям строительства социализма в нашей стране в 30-е года.
2) Согласны ли Вы с положением А.С. Макаренко «коллектив и производительный труд – ключевые звенья педагогической системы»? Обоснуйте свой ответ.
3) Что означают следующие понятия, введенные в педагогику А.С. Макаренко: «проектировка личности», «идея завтрашней радости», «закон движения коллектива», «система перспективных линий», «принцип параллельного педагогического действия», «дисциплина торможения», «дисциплина борьбы и преодоления», «труд-нейтральный» и «труд-забота»?
4) На конкретных примерах покажите, как развивались идеи А.С. Макаренко в опыте В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, В.А. Караковского и др.