Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
Приводится учебно-методическая, учебная и научная литература для изучения дисциплины в целом, а также, ссылки на интернет- ресурсы и необходимые технические средства обучения.
Список учебной литературы состоит из двух частей: основной и дополнительной. В список основнойлитературы (не более 3 наименований) следует включать базовые издания: учебники, учебные пособия, имеющиеся в библиотеке ПГПУ в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров. Приоритет отдается изданиям, имеющим гриф МОиН РФ или УМО по соответствующей специальности, которые изданы и имеются в продаже.
Список литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в ПГПУ новой литературы как дополнение и изменение, внесенное в рабочую программу дисциплины в виде вкладыша
Основная литература
(изданная за последние 10 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 25 экземпляров на 100 студентов):
1. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. - М., 1988. - 191 с. (59; А 392)
2. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: учебник для студ. вузов. – 3-е изд. – М.: Психология, 2001. – 464 с. (59; Ф 127)
3. Филлипова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособ. для студ. вузов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 544 с. (59; Ф 534)
Дополнительная литература
1. Акимушкин И.И. Причуды природы. - М., 1991. - 240 с.
2. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 864 с.
3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 2. - М., 1990. - 467 с.
4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. – 4е изд., доп., - СПб.: ЧеРо-на-Неве, Петроглиф, 2004. – 352 с. (59; Д 653)
5. Дьюсбери Д. Поведение животных: сравнительные аспекты / пер. с англ. И.И. Полетаевой. – М.: Мир, 1981. – 480 с. (59; Д 929)
6. Жизнь животных. - М.: Просвещение, 1968-1971.
7. Кочеткова П.Н. Фантастические способности животных. - Минск, 1997. - 176 с.
8. Мак-Фарленд Дэвид Поведение животных: психобиология, этология и эволюция / пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко, под ред. П.В. Симонова. – М.: Мир, 1988. – 518 с. (59; М 15)
9. Меннинг О. Поведение животных. - М., 1982. - 360 с.
10. Мир животных. - М.: Мысль, 1993-1995.
11. Новосёлова С.Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. – М.: Воронеж: МПСН, МОДЭК, 2001. – 288 с. (Ю 92; Н 76)
12. Панов Е.Н. Этология - ее истоки, становление и место в исследовании поведения. - М., 1968. - 218 с.
13. Панов Е.Н. Сигнализация и “язык” животных. - М., 1970. - 64 с.
14. Панов Е.Н. Общение в мире животных. - М., 1970. - 98 с.
15. Способы защиты дом. животных. - М.: Терра, 1997. - 200 с.
16. Сравнительная психология и зоопсихология / сост. Г.В. Калягина. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с. (59; С 75)
17. Тайны живой природы. - М.: Росмен, 1995. - 147 с.
18. Тинберген Нико Поведение животных / пер. с анг. О.Т. Орлова. – 2-е изд., стер., - М.: Мир, 1985. – 192 с. (59; Т 42)
19. Хайнд Р. Поведение животных. - М., 1975. - 311 с.
20. Шовенр Р. Поведение животных. - М., 1972. - 245 с.
21. Энциклопедия для детей. Биология. - М.: Аванта +, 1994. - 245 с.
«Библиоклуб» http://www.biblioclub.ru
1. Мирошниченко И. В. Зоопсихология. Конспект лекций. Учебное пособие Москва А-Приор (базовая коллекция) 2011 978-5-384-00410-3 144 с.
2. Ермаков В. А. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебно-методический комплекс Москва Евразийский открытый институт 2008 98 с.
3. Зоопсихология и сравнительная психология Омск Омский государственный университет (базовая коллекция) 2004 5-7779-0443-2 28 с.
4. Зорина З. А. , Смирнова А.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами? – М.: Языки славянских культур, 2006. - 423 с. ISBN: 5-9551-0129-2 http://www.biblioclub.ru/73268_O_chem_rasskazali_govoryaschie_obezyany_Sposobny_li_vysshie_zhivotnye_operirovat_simvolami_.html
5. Кропоткин П. А. Взаимная помощь, как фактор эволюции. –Нью-Йорк: - 361 с. Переводчик: Батуринский В. П. ISBN: 978-5-4460-7342-9 http://www.biblioclub.ru/103644_Vzaimnaya_pomosch__kak_faktor_evolyutsii_.html
Материально-техническое обеспечение
Электронный вариант учебно-методического комплекса по предмету «Социальная экология и природопользование». Размещён в компьютерной базе данных с доступом для всех обучающихся студентов.
Географические карты, видеопроектор, видеофильмы.
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
Перечень вопросов к зачёту
1. Какие формы поведения вы знаете?
2. Назовите подходы к изучению поведения животных?
3. Чем занимается этология, ее основоположники?
4. Какие формы поведения относятся к простейшим?
5. Чем таксисы отличаются от кинезов? Назовите виды таксисов, приведите примеры.
6. Как животные ориентируются в пространстве?
7. Механизмы формирования ЦНС (мотивация, потребности, саморегуляция)
8. Внешние и внутренние мотивы поведения.
9. Что такое инстинкт?
10. Виды биокоммуникации.
11. Проявление биоритмов в поведении животных.
12. В чем проявляется территориальное поведение? Примеры.
13. В чем проявляется брачное поведение? Примеры.
14. Как животные заботятся о потомстве? Примеры.
15. В чем проявляется социальное поведение? Поясните на примерах механизмы социальной иерархии.
16. Какие типы научения вы знаете? Примеры.
17. Что такое импритинг и инсайт? Примеры.
18. Управление поведением животных. Примеры.
19. Строительная деятельность животных.
20. Проявление агрессивного поведения. Примеры.
Тематика рефератов
1. Инстинкты животных.
2. Биологические ритмы животных.
3. Территориальность.
4. Брачные обычаи и обряды животных.
5. Забота о потомстве и ее биологический смысл.
6. Агрессивное поведение животных.
7. Социальная иерархия в животном мире.
8. Общение в мире животных.
9. Чему можно научить животное?
10. Управление поведением животных.
11. Безусловные и условные рефлексы животных.
12. Мотивы поведения животных.
13. Миграции животных.
14. Этология общественных насекомых.
15. Животные - собеседники (обучение животных “языку”)
16. Строительная деятельность животных.
Методическое издание
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Направление: 050100 - Педагогическое образование.
Профили: Биология и химия, Биология
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Автор-составитель:
СиманковМихаил Кимович
Свидетельство о государственной аккредитации вуза
№ 1806 от 11.03.2009 г.
Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.
Подписано в печать ????? г. Формат 60х90 1/16
Бумага ВХИ. Набор компьютерный. Печать на ризографе
Усл. печ. л. 2,8. Уч.-изд. л. 3,2.
Тираж 100 экз.
Редакционно-издательский отдел
Пермского государственного педагогического университета
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
тел. (342) 238-63-12
Отпечатано на ризографе в
Пермском государственном педагогическом университете
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11