Уголовно-исполнительное право» по специальностям

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Уголовно-исполнительное право» (далее – МР) подготовлены в соответствии с учебной программой, которая составлена на основе образовательных стандартов высшего образования I ступени по специальностям 1‑93 01 01 Правовое обеспечение общественной безопасности и 1‑93 01 03 Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности (от ___.06.2016, рег. № УД-_______/уч.) и являются комплексным учебно-методическим документом.

Целью МР является обеспечение эффективности самостоятельной работы курсантов Могилевского института МВД с различными источниками информации на основе рациональной организации изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право».

Основные задачи МР:

· помощь преподавателю в организации и проведении занятий по курсу «Уголовно-исполнительное право»;

· управление преподавателем познавательной деятельностью курсантов;

· активизация самостоятельной работы курсантов;

· содействие развитию творческого отношения курсантов к образо- вательному процессу;

· выработка у курсантов умений и навыков рациональной работы с литературой, электронным учебно-методическим комплексом по дисциплине «Уголовно-исполнительное право», электронными справочно-правовыми системами (КонсультантПлюс, Право.by и др.) и иными источниками информации.

В соответствии с учебным планом учреждения образования учебная дисциплина в рамках специальностей 1-93 01 01 Правовое обеспечение общественной безопасности и 1-93 01 03 Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности изучается в очной форме и на ее изучение отводится всего 72 часа, из них из них: 24 аудиторных часа (лекций – 12, семинарских занятий – 12), управляемая самостоятельная работа курсантов (далее – УСР) – 10. Учебная дисциплина изучается в 5 семестре, форма текущей аттестации – зачет (5).

Цели преподавания и изучения учебной дисциплины – формирование у обучающихся теоретических знаний об основных положениях и принципах уголовно-исполнительной политики Республики Беларусь, представлений в области правового регулирования исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности, а также выработка умений использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

Указанные цели реализуются путем решения в процессе обучения конкретных задач по формированию у обучающихся знаний о:

механизме правового регулирования исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности, системе учреждений и органов, исполняющих наказания;

основных направлениях и содержании уголовно-исполнительной политики Республики Беларусь; задачах органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовной ответственности;

формах и методах правового регулирования исправительного процесса; правовых основах, формах и методах взаимодействия органов и учреждений, исполняющих наказания, с государственными и неправительственными организациями;

порядке и условиях исполнения различных видов уголовных наказаний; нормах права, регулирующих деятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовной ответственности;

правовых нормах, регулирующих изменение условий отбывания наказания и порядок освобождения осужденных от наказания;

правовых и организационных основах обеспечения режима содержания осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы; основных средствах исправления осужденных;

правовых и организационных основах воспитательной работы с осужденными; формах и методах изучения осужденных и проведения воспитательной работы с ними;

организации работы по подготовке осужденных к освобождению; основаниях и порядке осуществления превентивного надзора и профилактического наблюдения за лицами, освобожденными от отбывания наказания, оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве; правовом регулировании материально-бытового и медицинского обеспечения осужденных;

выработка умений использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины «Уголовно-исполнительное право» курсант должен:

знать:

основные направления и содержание уголовно-исполнительной политики Республики Беларусь;

задачи органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовной ответственности;

формы и методы правового регулирования исправительного процесса;

правовые основы, формы и методы взаимодействия органов и учреждений, исполняющих наказания, с государственными и неправительственными организациями;

порядок и условия исполнения различных видов уголовных наказаний;

нормы права, регулирующие деятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовной ответственности;

правовые нормы, регулирующие изменение условий отбывания наказания и порядок освобождения осужденных от наказания;

основные средства исправления осужденных;

правовые и организационные основы воспитательной работы с осужденными;

формы и методы изучения осужденных и проведения воспитательной работы с ними;

организацию работы по подготовке осужденных к освобождению;

основания и порядок осуществления превентивного надзора и профилактического наблюдения за лицами, освобожденными от отбывания наказания, оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве;

правовое регулирование материально-бытового и медицинского обеспечения осужденных;

уметь:

разграничивать нормы уголовно-исполнительного законодательства от норм иных отраслей права и связывать свои знания с нормами конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и трудового законодательств Республики Беларусь;

определять правовое положение лиц, осужденных к конкретному виду наказания;

оказывать воспитательное воздействие на осужденных;

применять на практике средства исправления осужденных;

проводить целенаправленную работу среди населения по формированию объективного мнения о деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания;

владеть:

навыками составления оперативно-служебной документации;

навыками изучения осужденных и проведения воспитательной работы с ними.

«Уголовно-исполнительное право» как учебная дисциплина тесно связана с положениями таких учебных дисциплин, как «Уголовное право», «Криминология», «Общая теория права», «Уголовный процесс». Это позволяет реализовать комплексный подход в вопросе формирования профессиональных компетенций выпускника Могилевского института МВД по специальностям 1-93 01 01 Правовое обеспечение общественной безопасности, 1-93 01 03 Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.

Настоящие МР являются основным учебно-методическим документом для курсантов факультета милиции Могилевского института МВД при изучении дисциплины «Уголовно-исполнительное право». Его использование при подготовке ко всем видам занятий является обязательным.

Содержание курса изучается в ходе лекций, на семинарских занятиях, в период самоподготовки. Учебной программой предусмотрено также самостоятельное овладение курсантами частью содержания изучаемой дисциплины по темам № № 2,5,8,10 (УСР).

Качественная подготовка к аудиторным занятиям определяется активной работой курсантов на лекции, семинарских занятиях и их добросовестной самоподготовкой.

Качественная подготовка и усвоение курсантами учебного материала по темам №№ 2,5,8,10 (УСР) определяется не только активной совместной деятельностью преподавателя и обучающихся, направленной на самостоятельное овладение курсантами частью содержания изучаемой дисциплины, но и своевременной организацией преподавателем контрольных мероприятий проверки знаний и умений обучающихся по вышеуказанным темам курса.

Лекция – основа теоретической подготовки курсантов. Ее цель – дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, акцентировать внимание обучаемых на наиболее сложных и узловых вопросах изучаемой темы. Лекция призвана стимулировать активную познавательную деятельность курсантов, способствовать формированию у них творческого мышления. Содержание лекции должно раскрывать концептуальные основы, понятия и идеи современной науки, той или иной отрасли знаний в тесной связи с практикой деятельности ОВД и иных правоохранительных органов.

Семинарское занятие – аудиторное занятие, которое проводится по основным, наиболее сложным темам или разделам программ учебных дисциплин с целью проверки, углубления и закрепления теоретических знаний, полученных курсантами на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

Дополнительной целью семинаров является выработка у курсантов умений и навыков устного изложения и анализа теоретического материала.

Перед семинарскими занятиями вполне допустимо готовить тезисы или краткие конспекты ответов. Особенно это полезно слабоуспевающим или пропустившим несколько занятий курсантам.

Если та или иная учебная тема или отдельные ее вопросы оказались неизученными, курсантам необходимо восполнять этот пробел самостоятельным усвоением соответствующего раздела. В случае возникновения затруднений при изучении курса необходимо обратиться за консультацией к преподавателю. В процессе обучения у курсантов не должно остаться пробелов в знании материала, содержащегося в программе.

Консультации – это непосредственное общение курсанта и преподавателя в часы самостоятельной работы. В ходе консультации преподаватель обязан разъяснить те вопросы, которые вызвали затруднение в понимании или восприятии. Преподаватель может также вызвать курсанта на консультацию, поставив ему конкретное задание для подготовки. Консультации в учебных группах проводятся также перед экзаменами.

Самостоятельная работа курсантовпредполагаетмаксимальную индивидуализированность, систематичность, непрерывность, сотрудничество преподавателя и курсанта.

Целью самостоятельной работы курсантов является приобретение новых знаний, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений.

По каждой из тем учебной дисциплины приведен перечень рекомендуемых источников (нормативные правовые акты, учебная и дополнительная литература), сформулированы вопросы для самопроверки.

Управляемая самостоятельная работа курсантов (УСР) –это
совместная деятельность преподавателя и курсанта, направленная на самостоятельное овладение курсантом частью содержания изучаемой дисциплины, и предполагающая организацию контрольных мероприятий со стороны преподавателя.

Целью УСР является создание условий для активного включения в образовательную деятельность курсантов, реализации их развития академических, профессиональных, социально-личностных компетенций посредством снижения аудиторной нагрузки преподавателей и курсантов, оптимизации использования аудиторного фонда.

Контрольная работа в виде тестовых заданий– форма контроля знаний курсантов.

Тестирование – стандартизированный метод оценки знаний и умений курсантов, который помогает выявить и сформировать индивидуальный темп обучения, пробелы в текущей аттестации.

Применение тестовых заданий позволяет: измерить уровень усвоения курсантами ключевых понятий и проверить значительный объём усвоенных ими знаний по темам, вынесенным на УСР; дать объективную оценку знаниям каждому курсанту.

Зачет – заключительный этап изучения дисциплины. Его целью является объективная проверка уровня теоретических знаний курсантов, навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Зачет по уголовно-исполнительному праву проводится по билетам, включающим два вопроса из разных тем.

Для подготовки к занятиям, самостоятельной работе, тестированию и зачету по изучаемой дисциплине рекомендуется обязательно использовать электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальностей: 1-24 01 02 «Правоведение»; 1-93 01 01 «Правовое обеспечение общественной безопасности»; 1-93 01 03 «Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности» (далее – ЭУМКД), который размещен на информационно-образовательном интранет-портале учреждения образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь» в разделе «ЭМКД» (подраздел «Кафедра правовых дисциплин»).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Наши рекомендации