Требования к уровню подготовки воспитанников 1 страница
Рабочая учебная программа
«Развитие речи»
по реализации ОО «Коммуникация»
в процессе непосредственно образовательной деятельности
с детьми 3 -7 лет
Срок реализации 4 года
Составитель программы:
воспитатель
Алексеева И.В.
г. Ухта
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………….3
2. Учебно-тематический план ……………………….........................................................6
2.1. II младшая группа (2 год обучения)……….………………………………………..7
2.2. Средняя группа (3 год обучения) ……………………………………......................9
2.3. Старшая группа (4 год обучения) …………………………………........................11
2.4. Подготовительная группа (5 год обучения) ……………………….......................13
3. Календарно-тематический план …………………………………………....................16
3.1. II младшая группа ………………………………………………………………….33
3.2. Средняя группа …………………………………………………………………….59
3.3. Старшая группа …………………………………………………………………….90
3.4. Подготовительная группа ………………………………………………………..119
4. Требования к уровню подготовки воспитанников………………………………….150
5. Критерии и методы оценки знаний и умений, представлений уровня освоения воспитанниками содержания программы ………………………………..................152
6. Список используемой литературы ……………………………………….................166
7. Список средств обучения …………………………………………………………....167
7.1. II младшая группа …………………………………………………......................172
7.2. Средняя группа …………………………………………………………………..179
7.3. Старшая группа ……………………………………………………......................184
7.4. Подготовительная группа………………………………………………………...190
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по развитию речи детей 3-7 лет разработана для условий детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др.
Основная цель программы: ознакомление и приобщение детей 3 – 7 лет к развитию речи в условиях детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников.
Основные задачи:
· способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи
· пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Сроки реализации программы 4 года:
- второй год обучения-2 мл.группа (3-4 года)
- третий год обучения- средняя группа (4-5 лет)
- четвертый год обучения –старшая группа(5-6 лет)
- пятый год обучения -подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Количество занятий со 2 младшей группе по подготовительную группу – 36.
Длительность непосредственной образовательной деятельности в соответствии с возрастом детей: 2мл.гр.-15 мин., средняя гр.-20 мин., старшая гр.-25мин., подг.гр.-30мин.
Организация детской деятельности по развитию речи осуществляется на занятиях, развлечениях, мини викторинах.
Национально- региональный компонент реализуется на занятиях, начиная со 2 младшей группы (в соответствии с тематикой занятий) через использование коми фольклора, сказок, рисование иллюстраций.
Развитее речи осуществляется через проговаривание отдельных звуков, разучивания потешек, закличек, стихов, проговаривания скороговорок, перессказывание сказок и рассказов.
По каждому возрасту, программа предусматривает свои параметры знаний умений и навыков.
Задачи воспитания и развития детей младшей группы:
1. Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми
2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
3. Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
4. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3 простых фраз.
5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах.
6. Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием.
7. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
8. Учить использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
Задачи воспитания и развития детей средней группы:
1. 1.Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи.
2. Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.
3. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.
4.Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
5.Развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения.
6.Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
7.Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой; умение использовать вежливые формы обращения к незнакомым людям: детям и взрослым.
Задачи воспитания и развития детей старшей группы:
1. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.
2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
3. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
4. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
5. Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.
6. Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.
Задачи воспитания и развития детей подготовительной группы:
1. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
2. Развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности — метафоры, образные сравнения, олицетворения.
3. Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
4. Расширять представления детей о содержании этикета людей разных национальностей.
5. Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
Данная программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Образовательная область «Коммуникация» позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач с другими областями. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Эффективность освоения детьми программы определяется в соответствии с промежуточными и итоговыми результатами освоения детьми содержания ОО «Коммуникация» раздела «Развиваем речь и коммуникативные способности детей».
Диагностический инструментарий освоения детьми ОО «Коммуникация» разработан на основе методических рекомендаций Н.Б. Вершинина «Комплексная диагностика уровней усвоения программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой». Диагностика проводится со 2 младшей группы (в конце учебного года) по подготовительную группу (в начале и в конце учебного года).
Учебно – тематический план
II Младшая группа
№ | Наименование тем | Количество НОД | Формы совместной, самостоятельной деятельности |
2 год обучения, младшая группа | |||
Сентябрь | |||
Здравствуй, детский сад | Образовательная ситуация | ||
Чтение детям стихотворения «Алёнушка» Е.Благининой | Образовательная ситуация | ||
Звук «А» | Образовательная ситуация | ||
Ходит осень по дорожке | Образовательная ситуация | ||
Октябрь | |||
Овощи | Образовательная ситуация | ||
Фрукты | Образовательная ситуация | ||
Звук «у» | Образовательная ситуация | ||
Грибы, ягоды | Образовательная ситуация | ||
Ноябрь | |||
В гостях у Мойдодыра | Образовательная ситуация | ||
Семья | Образовательная ситуация | ||
Звуки «а» и «у» | Образовательная ситуация | ||
Машин детский сад | Образовательная ситуация | ||
Декабрь | |||
Кто мы, какие мы? | Образовательная ситуация | ||
Чтение стихотворения А. Барто «Машенька» | Образовательная ситуация | ||
Звуковая культура речи (звук «б») | Образовательная ситуация | ||
Рассматривание картины «Зимой на прогулке» | Образовательная ситуация | ||
Январь | |||
Пассажирский транспорт | Образовательная ситуация | ||
Звук «п» | Образовательная ситуация | ||
Зима | Образовательная ситуация | ||
Февраль | |||
Одежда | Образовательная ситуация | ||
Рассматривание пальтовой ткани и меха | Образовательная ситуация | ||
Звуковая культура речи (звук «м») | Образовательная ситуация | ||
Рассматривание бумаги и ткани (нацелить на подделки для мамы) | Образовательная ситуация | ||
Март | |||
Профессия –повар | Образовательная ситуация | ||
Профессия-врач | Образовательная ситуация | ||
Звук «ф» | Образовательная ситуация | ||
Посуда | Образовательная ситуация | ||
Апрель | |||
Литературная викторина | Образовательная ситуация | ||
Дикие животные наших лесов | Образовательная ситуация | ||
Звук «з» | Образовательная ситуация | ||
Весна | Образовательная ситуация | ||
Май | |||
Домашние животные | Образовательная ситуация | ||
Звуковая культура речи (звук «с»). | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Игрушки | Образовательная ситуация |
Учебно – тематический план
Средняя группа
№ | Наименование тем | Количество НОД | Формы совместной, самостоятельной деятельности |
3 год обучения, средняя группа | |||
Сентябрь | |||
Связная речь «Игрушки» | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Октябрь | |||
«Осенние цветы» Рассматривание растений | Образовательная ситуация | ||
«Осень» К.Бальмонт Заучивание стих | Образовательная ситуация | ||
ЗКР звук З | Образовательная ситуация | ||
«Осень в лесу» Чтение рассказов И. Соколов – Микитов | Образовательная ситуация | ||
Ноябрь | |||
«Петрушка – спортсмен» | Образовательная ситуация | ||
«Моя улица» Ознакомление с предметами | Образовательная ситуация | ||
ЗКР звук «Ч» | Образовательная ситуация | ||
«О родине» | Образовательная ситуация | ||
Декабрь | |||
«Зимовье зверей» Рассказывание р.н.с. | Образовательная ситуация | ||
«Письмо Деду Морозу» | Образовательная ситуация | ||
ЗКР «Ж | Образовательная ситуация | ||
«Елочка» З. Александрова Заучивание стихотворения | Образовательная ситуация | ||
Январь | |||
«На лыжах» Заучивание стихотворения | Образовательная ситуация | ||
ЗКР звук Ш | Образовательная ситуация | ||
«Зима» И. Суриков. Заучивание стихотворения | Образовательная ситуация | ||
Февраль | |||
«Узнай сказку» Викторина | Образовательная ситуация | ||
«Пограничники» Заучивание стихотворения С.Я. Маршака | Образовательная ситуация | ||
ЗКР звук Щ | Образовательная ситуация | ||
«Военная техника» | Образовательная ситуация | ||
Март | |||
«Наши мамы» Е. Благиной Заучивание стихотворения | Образовательная ситуация | ||
«Лисичка сестричка и серый волк» рассказывание р.н.с. | Образовательная ситуация | ||
ЗКР звук Л | Образовательная ситуация | ||
«Теремок» Пересказ р.н.с | Образовательная ситуация | ||
Апрель | |||
«Приходи сказка» Викторина | Образовательная ситуация | ||
«Уж тает снег» А. Плещеев заучивание стихотворения | Образовательная ситуация | ||
ЗКР звук Р и Л | Образовательная ситуация | ||
«Приход весны» Рассматривание веток деревьев | Образовательная ситуация | ||
Май | |||
«Дядя степа» С. Михалков Чтение произведения | Образовательная ситуация | ||
Беседы с детьми о хлебе и о профессии пекаря | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
«Моя любимая игрушка» рассказывание из опыта | Образовательная ситуация |
Учебно – тематический план
Старшая группа
№ | Наименование тем | Количество НОД | Формы совместной, самостоятельной деятельности |
4 год обучения, старшая группа | |||
Сентябрь | |||
ЗКР «Один-много» | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Октябрь | |||
Описательный рассказ «Золотая осень» | Образовательная ситуация | ||
Связная речь «Закончи предложение» | Образовательная ситуация | ||
Формирование словаря заучивание стихотворения «Уж небо дышало» | Образовательная ситуация | ||
Составление рассказа по картине «Детский книжный магазин» | Образовательная ситуация | ||
Ноябрь | |||
Творческий рассказ «Сочиняем стихи» | Образовательная ситуация | ||
Составление рассказа по картине «В родной семье» | Образовательная ситуация | ||
Словарная работа «Скажи какой?» | Образовательная ситуация | ||
ЗКР «Брат, братец, братик» | Образовательная ситуация | ||
Декабрь | |||
Творческий рассказ «Сочиняем сказки про Дедушку Мороза» | Образовательная ситуация | ||
Связная речь «Как лучше сказать?» | Образовательная ситуация | ||
Рассказ по картине «На севере диком» худ. Шишкин | Образовательная ситуация | ||
Рассказывание об игрушке «Подарки от Дедушки Мороза» | Образовательная ситуация | ||
Январь | |||
Словарная работа «Найди точное слово» | Образовательная ситуация | ||
ЗКР «Бежать -мчаться» | Образовательная ситуация | ||
Чтение сказки Н. Павловой | Образовательная ситуация | ||
Февраль | |||
«Описательный рассказ по игрушке» | Образовательная ситуация | ||
Составление рассказа по картине «Февральская лазурь» И.Грабарь | Образовательная ситуация | ||
Пересказ произведения «Сыновья» В. Осеева | Образовательная ситуация | ||
Рассказ воспитателя «Армия- Защитница отечества» | Образовательная ситуация | ||
Март | |||
Составление рассказа по картине «грачи прилетели» Саврасов | Образовательная ситуация | ||
Пересказ рассказа «Косточка» Л.Н. Толстой | Образовательная ситуация | ||
Словарная работа Беседа «Мамочка любимая!» | Образовательная ситуация | ||
ЗКР «Кто хитрее» | Образовательная ситуация | ||
Апрель | |||
Пересказ произведения «Ласточка» Г.Снегирев | Образовательная ситуация | ||
Связная речь «Почемучки» | Образовательная ситуация | ||
Заучивание стихотворения «Весенние воды» И.Тютчев | Образовательная ситуация | ||
Чтение художественной литературы «Вот-бы» И. Пивоварова | Образовательная ситуация | ||
Май | |||
Рассказ воспитателя «День победы» | Образовательная ситуация | ||
Словарная работа «Мои любимые цветы» | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Наши игрушки | Образовательная ситуация |
Учебно – тематический план
Подготовительная группа
№ | Наименование тем | Количество НОД | Формы совместной, самостоятельной деятельности |
5 год обучения, подготовительная группа | |||
Сентябрь | |||
«Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду» | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Октябрь | |||
Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову. | Образовательная ситуация | ||
Чтение басни «Стрекоза и муравей» Крылов. | Образовательная ситуация | ||
Заучивание Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». | Образовательная ситуация | ||
Пересказ Ушинского «Четыре желания». | Образовательная ситуация | ||
Ноябрь | |||
«Я и мои друзья». | Образовательная ситуация | ||
Беседа о школе. | Образовательная ситуация | ||
Рассказывание по картине «Дети севера». | Образовательная ситуация | ||
«Составление описательного рассказа по теме «Моя картина» | Образовательная ситуация | ||
Декабрь | |||
Рассказывание на заданную тему. | Образовательная ситуация | ||
Сравнение и описание предметов «Елочные игрушки» | Образовательная ситуация | ||
Рассказывание по теме сюжетных картин. | Образовательная ситуация | ||
Пересказ Л. Воронковой «Елка» | Образовательная ситуация | ||
Январь | |||
Рассказывание на тему: «Моя любимая игрушка». | Образовательная ситуация | ||
Придумывание рассказа «Как Миша варежку потерял» | Образовательная ситуация | ||
«Придумывание сказки на заданную тему». | Образовательная ситуация | ||
Февраль | |||
Пересказ рассказа «Четыре художника». | Образовательная ситуация | ||
Беседа «День защитника Отечества. | Образовательная ситуация | ||
Тематическое чтение произведений А. Твардовского «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Про нашу пехоту». | Образовательная ситуация | ||
Составление рассказа по памяти «Моя мама». | Образовательная ситуация | ||
Март | |||
Пересказ произведения В. Осеевой «Просто старушка». | Образовательная ситуация | ||
Пересказ «Как аукнется, так и откликнется». | Образовательная ситуация | ||
Придумывание сказки «Как ежик зайца выручил». | Образовательная ситуация | ||
Пересказ «У страха глаза велики» | Образовательная ситуация | ||
Апрель | |||
Малые фольклорные формы. | Образовательная ситуация | ||
Занятие по картине «Ранняя Весна». | Образовательная ситуация | ||
Пересказ рассказа «Домашний воробей». | Образовательная ситуация | ||
Этот День Победы | Образовательная ситуация | ||
Май | |||
Мое Отечество Россия. | Образовательная ситуация | ||
Рассматривание картины «Мы ведь тоже через год будем с вами в школе». | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
Диагностика | Образовательная ситуация | ||
«Рассказывание на самостоятельно выбранную тему». | Образовательная ситуация |
Календарно-тематический план.
II младшая группа
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей | ||
Программа «Детство» | Компонент ДОУ | НРК | |||||||
сентябрь | Здравствуй, детский сад | Познакомить детей с группой, Закрепить знание об окружающем мире. Формировать умение отвечать на вопросы. Учить употреблять в речи обобщающее слово – игрушки. | Использование иллюстраций ярких и познавательных, художественного слова, театральной деятельности (появление персонажа) | Обобщение понятия игрушки(кукла, мишка, машина, мяч, матрёшка, кубики, пирамидка). Рассматривание книг с картинками.. | ОО«Коммуникация» ОО«Познание» ОО«Физкультура» ОО«Художественное творчество» ОО«Чтение художественной литературы» | Театр кукл би – ба – бо. Книги с иллюстрациями стихотворений Книги с произведениями К.И. Чуковского и С.Я. Маршака. | Употребляют в речи обобщающее слово «игрушки». Ориентируются в группе. Бережно относятся к игрушкам | ||
сентябрь | Чтение детям стихотворения «Алёнушка» Е.Благининой | Воспитывать умение слушать художественное произведение. Помочь детям по чувствовать, как ласково, нежно играют и разговаривают с малышом, вызвать желание приласкать малыша, чем то порадовать его. Учить пользоваться фразовой речью. | Кукла «Алёнушка». Чтение стихотворения Е.Благининой. | ОО«Чтение художественной литературы» ОО«Художественное творчество» | Кукла «Алёнушка». Книги с иллюстрациями стихотворений | Внимательно слушает стихотворе-ние, повторяет отдельные фразы за воспитателем | |||
Месяц | № | Тема занятия | Содержание занятия (задачи) | Методы и приемы взаимодействия с детьми, формы организации | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Результат освоения способов, знаний, умений детей | ||
Программа «Детство» | НРК | ||||||||
сентябрь | Звук «А» | Учить детей четко произносить гласный звук «а»; развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительно и не одном выдохе, закрепить произношение гласного «а» в отдельных словах и коротких фразах | Сказка о Веселом язычке. Игры – имитации на произношение звука «а». Чтение стихотворения Е. Благинина (Аленушка) | Кукла «Алёнушка». Книги с иллюстрациями стихотворений | Произносит звук «а» в отдельных и коротких фразах | ||||
сентябрь | Ходит осень по дорожке | Учить детей отвечать на вопросы, с помощью воспитателя пересказывать небольшие рассказы (придумывать конец рассказа), развивать диалог. Учить детей употреблять в речи прилагательные, согласуй их существительными. Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков «в», «ф», произносить с разной силой голоса. | Чтение стихотворения под музыкальное сопровождение («Время года» П.И. Чайковского). Дидактическая игра «Расскажи про осень». Дидактическая игра «Измени слово». Вопросы к тексту. | Иллюстрации по теме Осень | Отвечает на вопросы воспитателя, пересказывает небольшой рассказ, вступает в диалог. Правильно произносит звуки «в», «ф» |