Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
4.1. Дисциплина изучается в 1 семестре, промежуточный контроль – экзамен.
4.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ООП приведен в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Матрица формирования компетенций
Занятие | Компетенции и шифры планируемых результатов освоения дисциплины | ||
ОПК- 4 | ПК-3 | ПК-11 | |
Тема 1.1 Педагогика как наука (Л.1-2) | З (ОПК -4) – I У (ОПК -4) – I В (ОПК -4) – I | З (ПК-11) – I | |
Тема 1.2 Методология педагогики и методы педагогического исследования (Л.3,Пз1-2) | З (ПК-11) – I У (ПК-11) – I В (ПК-11) – I | ||
Тема 1.3 Образование как категория педагогики. Система и структура образования (Л.4,Пз 3-4,5) | З (ОПК -4) – I У (ОПК -4) – I В (ОПК -4) – I | З (ПК-3) – I | З (ПК-11) – I |
Тема 2.1 Целостный педагогический процесс как категория педагогики (Л.5-6,Пз6-7) | З (ОПК -4) – I У (ОПК -4) – I | З (ПК-3) – I У (ПК-3) – I | З (ПК-11) – I У (ПК-11) – I |
Тема 2.2 Развитие личности в целостном педагогическом процессе (Л.7,Пз8-9) | З (ПК-3) – I У (ПК-3) – I | З (ПК-11) – I У (ПК-11) – I | |
Тема 2.3 Закономерности и принципы ЦПП (Л.8,Пз10-11) | З (ПК-3) – I У (ПК-3) – I В (ПК-3) – I | З (ПК-11) – I У (ПК-11) – I В (ПК-11) – I | |
Тема 3.1 Воспитание как педагогическое явление (Л.9) | З (ПК-3) – I У (ПК-3) – I | З (ПК-11) – I | |
Тема 3.2 Цели и содержание воспитательного процесса в современной школе (Л.10,Пз12-13) | З (ОПК -4) – I У (ОПК -4) – I В (ОПК -4) – I | У (ПК-3) – I В (ПК-3) – I | У (ПК-11) – I |
Тема 3.3 Формы, методы и средства воспитания (Л.11,Пз 14-15, 16) | У (ПК-3) – I В (ПК-3) – I | У (ПК-11) – I В (ПК-11) – I | |
Промежуточный контроль (экзамен) | З (ОПК -4) – I У (ОПК -4) – I В (ОПК -4) – I | З (ПК-3) – I У (ПК-3) – I В (ПК-3) – I | З (ПК-11) – I У (ПК-11) – I В (ПК-11) – I |
Карты компетенций, разработанные на кафедре «Дошкольное и начальное образование»
Показатели | Оценочная шкала | ||
3 (60-74 балла) Пороговый | 4 (75-89 баллов) Базовый | 5 (90-100 баллов) Продвинутый | |
Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4) | |||
Знает -Особенности развития современного образования: тенденции, перспективы; - знает нормативно-правовые документы в области образования | - имеет элементарные знания об особенностях развития современного образования; - частично знаком с нормативно-правовыми документами сферы образования | -имеет полные знания об особенностях развития современного образования: тенденции, перспективы; - знает нормативно-правовые документы в области образования | Демонстрирует системные знанияособенностей развития современного образования: тенденций, перспектив; - знает нормативно-правовые документы в области образования |
Умеет - использовать знания нормативно-правовых документов в области образования в профессиональной деятельности | - применять знания нормативно-правовых документов сферы образования в профессиональной деятельности на репродуктивном уровне: | - применяет знания нормативно-правовых документов, государственных стандартов сферы образования в своей профессиональной деятельности в полном объеме | Умеет организовать свою профессиональную деятельность на знаниях нормативно-правовой базы, требований государственных стандартов сферы образования. |
Владеет - нормативно-правовойбазой В сфере образования; -практически готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования | - частично владеет нормативно-правовой базой в области образования; - обладает элемекнтарными навыками использования нормативно-правовой базы в своей профессиональной деятельности. | -владеет нормативно-правовой базой в сфере образования в полном объеме ; - стремится к осуществлению профессиональной деятельности с опорой на нормативно-правовую базу в сфере образования | - владеет нормативно-правовой базой, стандартами профессиональной деятельности сферы образования ; - готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования |
Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3) | |||
Знает Знание современных методик и инновационных технологий воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | в необходимой и достаточной степени задачи, принципы и особенности организации, содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по воспитанию и духовно-нравственному развитию обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | досконально задачи, принципы и особенности организации, содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по воспитанию и духовно-нравственному развитию обучающихся в учебной и внеучебной деятельности |
Умеет Умение решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | определять задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | аргументированно подбирать средства для решениязадач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | соотносить подобранные средства с целями решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности |
Владеет Владение способностью к анализу и коррекции процесса решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | умениями на элементарном уровне анализировать, обобщать и применять изученный опыт решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | умениями анализировать и корректироватьсвой опыт решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | умениями на основе системного анализа осуществлять выбор средств решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности |
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) | |||
Знания: 1. отрывочные, начальные; 2. полные, базовые, усвоенные; 3. системные, присвоенные. | Имеет отрывочные знания о значении исследовательских задач в области образования. Имеет начальные теоретические знания о видах исследовательских задач в области образования. | Демонстрирует понимание важности данного процесса для развития области образования. Знает теоретические основы о видах, формах, методах постановки и алгоритм практического осуществления исследовательских задач в конкретной области образования. | Демонстрирует знание механизмов постановки исследовательских задач в области образования. Способен аргументировано предложить механизм постановки и решения исследовательских задач в области образования. |
Умения: 1. элементарные; 2. основные, базовые; 3. дифференцированные, умеет выбрать. | Умеет сформулировать элементарную исследовательскую задачу в области образования. Умеет фрагментарно показать решение поставленной исследовательской задачи на практическом уровне. | Стремится к профессиональному подходу в процессе разработки исследовательских задач. Умеет работать с различными видами источников: книги, журналы, ресурсы Интернет с целью изучения опыта постановки и решения исследовательских задач. Умеет разработать и реализовать поставленные исследовательские задачи. | Умеет анализировать и синтезировать информацию о постановке и решении исследовательских задач, полученную из различных источников. Умеет определить приоритеты в процессе разработки и реализации исследовательских задач в области образования. Умеет дифференцировано формулировать иследовательские задачи в области образования в зависимости от конкретных условий. |
Владения: 1. репродуктивное; 2. продуктивное; 3. творческое. | Испытывает затруднения в формулировке исследовательских задач в области образования. Владеет репродуктивным способом постановки и решения исследовательских задач в области образования. | Уверенно владеет несколькими способами постановки и решения исследовательских задач в области образования. Владеет методами решения продуктивных задач. Добивается запланированных результатов. | Свободно владеет различными способами постановки и решения исследовательских задач в области образования. Демонстрирует способность к творческому решению поставленных задач, проявляет креативность. |
4.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Таблица 4.2 – Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине - накопительная система
№ темы | Контролируемые разделы дисциплины | Код контролируемой компетенции (или её части) | Наименование оценочного средства | |
Т.1.1-1.3 | Раздел 1. | З (ОПК -4) – I З (ПК-3) – I З (ПК-11) – I | ТК: Экспресс-опрос (устный/ письменный) | |
Т.1.2 | Методология педагогики и методы педагогического исследования (Л.3, Пз1-2) | З (ПК-11) – I У (ПК-11) – I В (ПК-11) – I | П/з: обсуждение, сообщение, письменное задание. | |
Т.1.3 | Образование как категория педагогики. Система и структура образования (Л.4, Пз 3-4,5) | З (ОПК -4) – I, З (ПК-3) – I , З (ПК-11) – I У (ОПК -4) – I , В (ОПК -4) – I | П/з: учебные задания и защита (малые группы), письменное задание | |
Т.2.1-2.3 | Раздел 2 | З (ОПК -4) – I З (ПК-3) – I З (ПК-11) – I | ТК: Тестирование | |
Т.2.1 | Целостный педагогический процесс как категория педагогики (Л.5-6, Пз6-7) | У (ОПК -4) – I У (ПК-3) – I У (ПК-11) – I | П/з: обсуждение, анализ педагогических ситуаций, онлайн-опрос. | |
Т.2.2 | Развитие личности в целостном педагогическом процессе (Л.7, Пз8-9) | У (ПК-3) – I У (ПК-11) – I | П/з: учебные задания (в парах), обсуждение, самоконтроль и самоанализ. | |
Т.2.3 | Закономерности и принципы ЦПП (Л.8, Пз10-11) | У (ПК-3) – I В (ПК-3) – I У (ПК-11) – I В (ПК-11) – I | П/з: учебные задания и защита (малые группы), взаимоконтроль. | |
Т.3.1-2.3 | Раздел 3 | З (ОПК -4) – I З (ПК-3) – I З (ПК-11) – I | ТК: Тестирование Итоговая контрольная работа. | |
Т.3.2 | Цели и содержание воспитательного процесса в современной школе (Л.10, Пз12-13) | З (ОПК -4) – I У (ОПК -4) – I В (ОПК -4) – І У (ПК-3) – I В (ПК-3) – I У (ПК-11) – I | П/з: обсуждение, сообщение, письменное задание. | |
Т.3.3 | Формы, методы и средства воспитания (Л.11, Пз 14-15, 16) | У (ПК-3) – I В (ПК-3) – I У (ПК-11) – I В (ПК-11) – I | П/з: обсуждение, взаимоконтроль. | |
Т.2.1-2.3 / Т.3.1-3.3 | Раздел 2-3 | В (ПК-11) – I | Защита индивидуального задания: самостоятельное изучение, подготовка материалов и опорных конспектов. | |
Т.1.1-1.3 Т.2.1-2.3 Т.3.1-3.3 | Раздел 1-3 | В (ПК-11) – I | Домашние письменные контрольные работы и задания |
Таблица 4.4 – Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине - экзамен
№ п/п | Контролируемые разделы дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или её части) | Наименование оценочного средства |
1. | Раздел 1. | З (ОПК -4) – I, У (ОПК -4) – I , В (ОПК -4) – І 3 (ПК-3) – I, У (ПК-3) – I, В (ПК-3) – I 3 (ПК-11) – I, У (ПК-11) – I, В (ПК-11) – I | Экзамен |
2. | Раздел 2. | ||
3. | Раздел 3. |
4.4. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины.
Таблица 4.5 – Ориентировочное распределение баллов по видам деятельности
№ недели | С | Итого | ||||||||||||||||||
Тема | 1.1 | 1.2 | 1.2 | 1.3 | 1.3 | 1.3 | 2.1 | 2.1 | 2.2 | 2.2 | 2.3 | 2.3 | 3.1 | 3.2 | 3.2 | 3.3 | 3.3 | 3.3 | ||
Лекции | 1, | 5, | ||||||||||||||||||
Практические | 1, | 3, | 8, | |||||||||||||||||
Текущий контроль | ||||||||||||||||||||
Работа на практических занятиях (подготовка к практическим занятиям) | ||||||||||||||||||||
Работа над индивидуальными заданиями: самостоятельное изучение, выполнение индивидуальных заданий; домашние письменные контрольные работы и задания, подготовка материалов и опорных конспектов. | /0 | 0/ | ||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация (экзамен) | ||||||||||||||||||||
Итого | 11 / 22 | 35/ 45 |
Таблица 4.6 – Критерии оценивания различных видов работ
Сумма баллов | Критерии оценивания | Уровень компетентности | ||
по 5-балльной шкале | по 10-балльной шкале | по 15-балльной шкале | ||
Задания выполнены качественно (90% - 100% выполнения всех задач). | Высокий (творческий) | |||
Задания выполнены качественно с достаточно высоким уровнем правильных ответов (89% - 81% выполнения задач). | Достаточный | |||
Задания выполнены на достаточном уровне, со средним показателем правильных ответов (80% - 75% выполнения всех задач). | ||||
Задания выполнены посредственно со средним показателем правильных ответов (74% - 65% выполнения задач) | Средний | |||
Задания выполнены, на низком уровне, частичное соблюдение требований | ||||
Задания выполнены, не достаточный объём, нарушение более половины требований | Низкий |
Таблица 4.6 – Таблица соответствия результатов промежуточного контроля знаний по разным шкалам и критерии оценивания
Сумма баллов по 100-балльной шкале | ОценкаECTS | Критерии оценивания | Уровень компетентности | Оценка по национальной шкале | |
для экзамена | для зачета | ||||
90 – 100 | А | теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному | Высокий (творческий) | отлично | зачтено |
82-89 | В | теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному | Достаточный | хорошо | |
74-81 | С | теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками | |||
64-73 | D | теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки | Средний | удовлетворительно | |
60-63 | Е | теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному | |||
35-59 | FX | теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий | Низкий | не удовлетворительно | не зачтено |
1-34 | F | теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий |
4.5 Типовые контрольные задания, вопросы к зачету или экзамену и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
Вопросы к экзамену
1. Педагогика как наука, объект, предмет, функции и задачи, основные вопросы педагогики, структура науки (курса)
2. Объект и предмет педагогики. Функции и задачи педагогики.
3. Основные категории педагогики, их взаимосвязь, основания для вычленения.
4. Этапы развития педагогики.
5. Педагогика в системе наук о человеке, система педагогических наук (отрасли), взаимосвязь педагогики с другими науками.
6. Система педагогических наук.
7. Связь педагогики с другими науками.
8. Функции и задачи педагогики.
9. Методология педагогической науки, общее понятие, источники педагогики, взаимосвязь с методологии педагогической деятельностью.
10. Уровни и специфика научного познания в педагогике. Философские основы педагогики.
11. Методы педагогического исследования, группы методов, их характеристика и взаимосвязь в педагогическом исследовании.
12. Эмпирические методы педагогического исследования, особенности применения.
13. Теоретические и математические методы в педагогических исследованиях.
14. Понятие о методологии педагогической науки.
15. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики.
16. Методы педагогического исследования.
17. Образование как педагогическая категория, подходы к определению, его место в системе педагогических категорий, взаимосвязь.
18. Виды образования, система и структура образования.
19. Система образования в России.
20. Понятие и сущность содержания образования.
21. Государственные образовательные стандарты.
22. Функции и цели образования.
23. Цели и содержание образования.
24. Проблемы и модели образования.
25. Ребенок как субъект воспитания. Концепции и теории развития личности. Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность».
26. Факторы развития личности. Понятие «фактор развития». Характеристика наследственности, среды, воспитания, деятельности. Влияние факторов на развитие личности. Индивидуальное развитие личности: амплификация, акселерация, одаренность.
27. Закономерности и движущие силы развития личности.
28. Развитие личности в процессе деятельности. Основные виды и характер деятельности Понятие ведущая деятельность, основные признаки ведущей деятельности. Активность и потребность.
29. Проблема возрастной периодизации в педагогике. Современные периодизации детства. Педагогические критерии возрастной периодизации
30. Особенности воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста, их физиологическое развитие.
31. Особенности воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Учебная и внеучебная деятельность школьников. Виды интересов младших школьников. Роль общения.
32. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты (структура) педагогического процесса.
33. Целеполагание в педагогике. Понятие о цели образования, воспитания и обучения. Иерархия целей образования. Таксономия целей обучения.
34. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
35. Воспитание как педагогическая категория, подходы к определению, его место в системе педагогических категорий, взаимосвязь.
36. Закономерности и принципы воспитания.
37. Цель и содержание воспитательного процесса.
38. Понятие о воспитании и самовоспитании.
39. Сущность воспитания и его особенности.
40. Критерии оценки воспитательного процесса.
41. Характеристика закономерностей воспитания.
42. Принципы воспитания.
43. Проблема содержания воспитательного процесса.
44. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса.
45. Цель и задачи воспитания современных школьников.
46. Основные направления воспитания школьников.
47. Формы воспитательного процесса. Классификация форм воспитания.
48. Понятие о методе воспитания. Система методов воспитания.
49. Методы формирования сознания школьников.
50. Методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения школьников.
51. Методы стимулирования деятельности и поведения школьников.
52. Средства воспитания школьников.
53. Формы и средства воспитания.
54. Сущность понятий «группа» и «коллектив». Соотношение содержания понятий «коллективизм», «индивидуализм», «конформизм», «нонконформизм». Причины конфликтных ситуаций между личностью и группой, коллективом.
55. Педагогические проблемы взаимодействия образовательных учреждений и семейного воспитания