Методическая линия: Рисование с натуры.
Тема: Рисуем натюрморт.
(3-й год обучения, продолжительность одного занятия 1ч 30мин)
Цель педагога:
Развивать способность к реалистическому рисованию.
Цель обучающегося:
Нарисовать понравившийся натюрморт с натуры.
Задачи:
- воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающей действительности;
- способствовать формированию универсальных учебных действий;
- продолжать развивать умения и навыки целенаправленно наблюдать натуру,
- тренировать умение рисовать натюрморт с натуры,
- красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги,
- последовательно строить изображение,
- реалистически карандашом и красками передавая форму предмета, пропорции и перспективные изменения формы, ее характерные особенности.
Оборудование к занятиям: демонстрационные материалы: репродукции картин И. Хруцкого «Цветы и плоды», В. Стожарова «Лен» или «Хлеб, соль, братина»; предметы, составляющие натюрморт: кувшин, стопка, апельсин, груша и маленькое яблоко. Образцы выполнения натюрмортов, таблица поэтапного выполнения задания.
Раздаточные материалы: белая бумага(А-3), простые карандаши, акварель, кисти, подставки для кистей, палитры, баночки для воды, тряпочки для вытирания кистей.
Ход 4-ого занятия.
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
1. Включение в деятельность. Дид. задача: мотивировать детей. | Привлекает внимания детей к натюрмортам, стоящим в кабинете. Организует обсуждение увиденного, вызывая у детей желание нарисовать увиденное. | Рассматривают натюрморты, высказывают свои мнения. Осознают своё желание нарисовать натюрморт. | Личностные, коммуникативные |
2. Определение обучающимися целей своей деятельности Дид. задача: организовать целеполагание | Организует постановку цели занятия. | Формулируют цель «Нарисовать натюрморт» | Регулятивные, коммуникативные |
3. Проектирование действий, направленных на достижение поставленных целей Дид. задача: организовать актуализацию детьми опорных знаний, создать необходимые условия для работы, организовать планирование детьми своих действий. | Организует актуализацию знаний детей о натюрморте. Организует подготовку детьми рабочих мест. Организует повторение алгоритма рисования натюрморта. На примере репродукций картин с натюрмортами организует обсуждение особенностей построения композиции, передачи объема при помощи света и тени, передачи колорита постановки. Организует составление детьми плана действий и временных рамок его выполнения. | Актуализируют знания о натюрморте (стоя вокруг постановки). Готовят всё необходимое для работы. Вспоминают алгоритм рисования натюрморта (стоя рядом с демонстрационным наглядным пособием). На примере репродукций картин с натюрмортами отмечают особенности построения композиции, передачи объема при помощи света и тени, передачи колорита постановки. Составляют план действий и определяют временные рамки его выполнения. | Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
4. Осуществление детьми запланированных ими действий. Дид. задачи: организация восприятия детьми натюрморта, организовать изображение натюрморта детьми. | Организует анализ натурной постановки: количество предметов, их цвет, размер, соотношения между собой. Организует осуществление первого этапа изображения натюрморта: расположение предметов в листе, композиция, построение. Организует переход к осуществлению второго этапа изображения натюрморта: прокладка основных тонов, соблюдение цвето – тоновых отношений. Организует завершение второго этапа рисования натюрморта: приостанавливает работу детей. | Анализируют натурную постановку с своего ракурса (сидя на местах): количество предметов, их цвет, размер, соотношения между собой. Приступают к первому этапу изображения натюрморта: определяют расположение предметов в листе и их построение. Переходят к выполнению второго этапа изображения натюрморта: прокладка основных тонов, соблюдение цвето – тоновых отношений. Завершают второй этап рисования натюрморта: приостанавливают работу. | Регулятивные, познавательные |
5. Анализ обучающимися результатов своих действий и сравнение их с поставленными в начале целями Дид. задача: организовать рефлексию. | Организует обсуждение по соотнесению цели и результата, фиксацию достижение промежуточной цели, анализ положительных и отрицательных качеств работы и планирование дальнейшей деятельности по изображению натюрморта. | Соотносят цель и результат, фиксируют достижение промежуточной цели, анализируют положительные и отрицательные качества рисунка. Обсуждают и планируют дальнейшую деятельность по изображению натюрморта. | Личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные |
Ход 5-ого занятия.
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
1. Включение в деятельность. Дид. задачи: мотивировать детей на продолжение и завершение работы, создать необходимые условия для работы. | Организует проверку детьми рабочих мест. Организует анализ выполненной часть работы детей по изображению натюрморта, вызывает у детей желание продолжить работу. | Проверяют готовность рабочих мест к уроку. Анализируют выполненную часть работы по изображению натюрморта. Фиксируют желание продолжить работу. | Личностные, коммуникативные |
2. Определение обучающимися целей своей деятельности. Дид. задача: организовать целеполагание | Организует постановку детьми цели занятия. | Формулируют цель «Закончить натюрморт» | Регулятивные, коммуникативные |
3. Проектирование действий, направленных на достижение поставленных целей Дид. задача: организовать актуализацию детьми опорных знаний, организовать планирование детьми своих действий. | Организует планирование дальнейшей работы. На примере репродукций натюрмортов или образцов ранее выполненных детских работ, отмечает особенности третьего этапа (передачи объема) и четвертого этапа (проработки деталей). | Планируют дальнейшую работу | Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
4. Осуществление детьми запланированных ими действий. Дид. задачи: организация изображение натюрморта детьми натюрморта. | Организует работу по завершению изображения натюрморта: выявление света и тени, прорисовку деталей. Оказывает необходимую помощь по ходу работы. | Завершают изображение натюрморта: выявление света и тени, прорисовку деталей. В случае необходимости индивидуально консультируются с педагогом | Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
5. Анализ обучающимися результатов своих действий и сравнение их с поставленными в начале целями (мини-выставка) Дид. задача: организовать рефлексию. | Организует обсуждение работ детьми, подводит итоги работы по изображению натюрморта. Организует фиксацию достижения цели, создаёт ситуацию успеха для каждого обучающегося. | обсуждают свои работы, подводят итоги работы, фиксируют достижение цели. | Личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные |
Приложение 3