Раздел 8. Развитие речевой деятельности
8.1. Пересказ по вопросам, по серии картинок услышанного.
8.2. Пересказ (рассказывание) с опорой на картинно-графический план.
8.3. Группы слов, относящихся к одной категории, к одной ситуации.
8.4. Невербальные компоненты коммуникации (драматизации историй).
Приложение 2.1.
Планирование коррекционной работы для подгруппы детей с нарушениями в развитии движений, праксиса, пространственного восприятия, мышления и речи.
№ темы № занятия | ||||||||||||||||||||||
1. Развитие произвольности психической деятельности | 1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.1. | 1.2. |
2.Развитие движений, праксиса. | 2.1. 2.2. | 2.2. 2.3. | 2.3. 2.4. | 2.3. 2.4. | 2.4. 2.5. | 2.5. 2.6. | 2.6. 2.7. | 2.7. 2.8. | 2.8. 2.9. | 2.9. 2.10. | 2.10. 2.11. | 2.11. 2.12. | 2.12. 2.13. | 2.13. 2.14. | 2.14 2.15. | 2.15. 2.16. | 2.16. 2.17. | 2.17. 2.18 | 2.18 2.19. | 2.19. 2.20. | 2.20. 2.21. | 2.21. |
3.Развитие перцептивно-гностических функций | 3.1. 3.2. 3.3. | 3.4. 3.5. 3.6. | 3.7. 3.8. 3.9. | 3.10. 3.11. 3.12. | 3.13. 3.14. 3.15. | 3.16. 3.17. 3.18. | 3.19. 3.20. 3.21. | |||||||||||||||
4.Развитие пространственного восприятия | 4.1. 4.2. | 4.2. 4.3. | 4.3. 4.4. | 4.4. 4.5. | 4.5. 4.6. | 4.6. 4.7. | 4.7. 4.8. | 4.8. 4.9. | 4.9. 4.10. | 4.1. 4.2. | 4.2. 4.3. | 4.3. 4.4. | 4.4. 4.5. | 4.5. 4.6. | 4.6. 4.7. | 4.7. 4.8. | 4.8. 4.9. | 4.9. 4.10. | 4.1. 4.2. | 4.2. 4.3. | 4.3. 4.4. | 4.4. 4.5. |
5.Развитие графо-моторных навыков | 5.1. 5.2. | 5.3. 5.4. | 5.5. 5.6. | 5.7. 5.8. | 5.9. 5.10. | 5.1. 5.2. | 5.3. 5.4. | 5.5. 5.6. | ||||||||||||||
6. Развитие временных представлений | 6.1. | 6.2. | 6.3. | 6.4. | 6.5. | 6.6. | 6.7. | |||||||||||||||
7. Развитие мышления | 7.1. | 7.2. | 7.3. | 7.4. | 7.5. | 7.6. | 7.7. | 7.1. | 7.2. | 7.3. | 7.4. | 7.5. | 7.6. | 7.7. | 7.1. | 7.2. | 7.3. | 7.4. | 7.5. | 7.6. | 7.7. | 7.2. |
8. Развитие речи | 8.1. | 8.2. | 8.3. | 8.4. | 8.5. | 8.1. | 8.2. | 8.3. | 8.4. | 8.5. | 8.1. | 8.2. | 8.3. | 8.4. | 8.5. | 8.1. | 8.2. | 8.3. | 8.4. | 8.5. | 8.1. | 8.2. |
Примечание.
Первая цифра (например 1.1.) обозначает номер раздела
Вторая цифра (например 1.1.) обозначает номер вида работы.
Разделы и виды работы дан в извлечениях из программы.
Приложение 2.2.
Планирование коррекционной работы для подгруппы детей с нарушениями в развитии пространственного восприятия, перцептивно-гностических функций.
№ темы № занятия | ||||||||||||||||||||||
1. Развитие произвольности психической деятельности | 1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.1. | 1.2. |
2.Развитие движений, праксиса. | 2.1. 2.2. 2.3. | 2.4. 2.5. 2.6. | 2.7. 2.8. 2.9. | 2.10. 2.11. 2.12. | 2.13. 2.14. 2.15. | 2.16. 2.17 2.18. | 2.19. 2.20 2.21. | 2.1. 2.2. 2.3. | ||||||||||||||
3.Развитие перцептивно-гностических функций | 3.1. 3.2. | 3.2. 3.3. | 3.3. 3.4. | 3.4. 3.5. | 3.5. 3.6. | 3.6. 3.7. | 3.7. 3.8. | 3.8. 3.9. | 3.9. 3.10. | 3.10. 3.11. | 3.11. 3.12. | 3.12. 3.13. | 3.13. 3.14. | 3.14. 3.15. | 3.15. 3.16. | 3.16. 3.17. | 3.17. 3.18. | 3.18. 3.19. | 3.19. 3.20. | 3.20. 3.21. | 3.21. 3.22. | 3.22. 3.23. |
4.Развитие пространственного восприятия | 4.1. 4.2. | 4.2. 4.3. | 4.3. 4.4. | 4.4. 4.5. | 4.5. 4.6. | 4.6. 4.7. | 4.7. 4.8. | 4.8. 4.9. | 4.9. 4.10. | 4.10. 4.1. | 4.1. 4.2. | 4.2. 4.3. | 4.3. 4.4. | 4.4. 4.5. | 4.5. 4.6. | 4.6. 4.7. | 4.7. 4.8. | 4.8. 4.9. | 4.9. 4.10. | 4.10. 4.1. | 4.1. 4.2. | 4.2. 4.3. |
5.Развитие графо-моторных навыков | 5.1. 5.2 | 5.3. 5.4. | 5.5. 5.6 | 5.7. 5.8. | 5.9. 5.10. | 5.1. 5.2. | 5.3. 5.4. | |||||||||||||||
6. Развитие временных представлений | 6.1. | 6.2. | 6.3. | 6.4. | 6.5. | 6.6. | 6.7. | |||||||||||||||
7. Развитие мышления | 7.1. | 7.2. | 7.3. | 7.4. | 7.5. | 7.6. | 7.7. | 7.1. | 7.2. | 7.3. | 7.4. | 7.5. | 7.6. | 7.7. | 7.1. | 7.2. | 7.3. | 7.4. | 7.5. | 7.6. | 7.7. | 7.2. |
8. Развитие речи | 8.1. | 8.2. | 8.3. | 8.4. | 8.5. | 8.1. | 8.2. | 8.3. | 8.4. | 8.5. | 8.1. | 8.2. | 8.3. | 8.4. | 8.5. | 8.1. | 8.2. | 8.3. | 8.4. | 8.5. | 8.1. | 8.2. |
Приложение 3.1. Конспект коррекционного занятия для группы детей с основными видами нарушений: пространственного восприятия и перцептивно-гностических функций.
Тема:«Золушка»
Цели: 1. Развитие произвольности психической деятельности.
2. Развитие движений, видов праксиса.
3. Развитие перцептивно-гностических функций.
4. Развитие пространственного восприятия.
5.-
6.-
7. Развитие мышления.
8.Развитие речи.
Задачи: 1.1. Игры на развитие внимания и саморегуляции: «Карусели», «Бережок-речка».
2.1. Произвольное регулирование состояния мышечного тонуса.
2.2. Произвольное торможение действий.
2.3. Тренировка быстроты и точности движений, согласованности движений.
3.1. Усвоение оттенков цветов.
3.2. Сериационный ряд по насыщенности цвета.
4.1. Совершенствование топологических и метрических представлений.
4.2. Выкладывание ряда из цветных полосок с различным чередованием.
7.1. Формирование понятий «столько же», «больше на», «меньше на».
8.1. Пересказ сказки по серии картинок.
9. Снятие напряжения, воспитание открытости, готовности взаимодействовать друг с другом, со взрослыми.
Оборудование: металлофон, магнитофон с записью песенки «Добрый жук», четыре обруча, кружки – цветы, трафареты большого платья трёх цветов (красное, синее, зелёное), бантики, воротнички, пояски трёх оттенков: (розовые, голубые, светло-зеленые), картинки по сюжету сказки (6-8), лабиринты.
Ход занятия.
1. Игра «Звонкий металлофон».
Педагог напевает: «Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас…» и настукивает молоточком по металлофону, выводя простую мелодию. Детям по очереди предлагается повторить слова, действие и мелодию взрослого.
2. Основная часть. Педагог предлагает детям «покататься» на каруселях. Выполняется упражнение «Карусель». Дети берутся за руки и двигаются по кругу в соответствии с текстом, меняя медленный шаг на бег.
Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели,
А потом кругом, кругом, всё бегом, бегом, бегом.
Вновь переходят на медленный темп движения. На последние две строчки хлопают в ладоши:
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, три! Влево повтори!
Идёт поворот игры с движением в другом направлении. Для концовки используются следующие строчки:
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра.
«Я знаю, ребята, что вы очень любите сказки! С героями какой сказки вы сегодня встретитесь, вы узнаете, если выполните следующее задание:
Педагог диктует: «Одна клеточка вверх, две вправо и т.д. Получается изображение туфельки. После вопроса учителя, дети догадываются, что это туфелька Золушки. Детям предлагается нарисовать вторую туфельку, точно такую же.
Педагог: «Ну вот, туфельки у Золушки уже есть, а как вы думаете, какого цвета было платье Золушки, подаренное доброй феей?
Детям предлагается для рассмотрения трафаретные изображения бального платья трех цветов (красное, синее, зеленое). Далее к платью каждого цвета предлагается подобрать бантик, воротничок, поясок (розовые, голубые, светло-зелёные) соответствующего оттенка. Входе выполнения задания педагог побуждает детей называть цвета и их оттенки.
Но прежде, чем ехать на бал, Золушке нужно было выполнить задания мачехи.
1.Намолоть кофе четырёх сортов и рассыпать их в четыре ящика по порядку. Мыши помогли Золушке намолоть кофе, а вы, дети, постарайтесь расположить ящики с кофе по порядку. (Детям предлагаются квадраты четырёх оттенков коричневого цвета. Квадраты – ящики, и предлагается расположить их по возрастанию насыщенности цвета по показу учителя.
2.Сплести коврик из разноцветных полосок. Паучок помог Золушке справиться с этой работой. А вы, попробуйте расположить цветные полоски по такому порядку.
Ж К С З О
Жёлтая полоска красная синяя зелёная оранжевая
Детям предлагается для работы по 15 полосок (по 5 каждого цвета). Каждому ребёнку – свой порядок чередования цветов.
Красивые получились коврики!
Проверьте, не ошиблись ли вы?
- Приказала мачеха Золушке дорисовать портрет короля. Детям предлагаются изображения половины лица человека с короной на голове. Детям нужно дорисовать портрет короля (правую или левую половину.
Золушка должна была выполнить задание мачехи: посадить цветы на клумбах.
Детям предлагается четыре обруча разных цветов (красный, синий, зелёный, желтый).
Нужно выполнить задание: на синюю «Клумбу» посадить столько же цветов, сколько на красной (на красной клумбе цветы уже «посажены»); на зелёную – на 3 цветка больше, чем на синюю, а на жёлтую, на 5 цветков меньше, чем на зелёную.
Вот, теперь можно отправляться в путь. Помогите Золушке проехать по узкой дорожке ко дворцу короля. (Детям предлагаются лабиринты).
На балу во дворце было очень весело, а Золушка очень любила танцевать.
Детям предлагается подзапись песенки Золушки «Добрый жук» танцуют, используя перекрёстные движения ногами «косичка».
А теперь рассмотрите картинки к сказке и расположите их по порядку. Далее детям предлагается пересказать сказку с опорой на картинку.
В конце занятия детям предлагается поиграть в полу подвижную игру «Речка, бережок» - на развитие внимания, умение регулировать мышечный тонус, на развитие умения следовать словесной инструкции. В конце занятия детям задаются вопросы:
Какие задания они выполняли?
Какие из них были трудные?
С какими заданиями дети справились без труда?
Какое задание или игра понравилась больше остальных?
В итоге: упражнение с металлофоном «До свидания ребята, до свидания» - дети повторяют слова, ритм, мелодию учителя.
Приложение 3.2. Конспект коррекционного занятия для группы детей с основными видами нарушений: пространственного восприятия, движений и основных видов праксиса.
Тема: «Золушка».
Цели: 1. Развитие произвольности психической деятельности.
2. Развитие движений, различных видов праксиса.
3. –
4. Развитие пространственного восприятия.
5. Развитие графо-моторных функций.
6. –
7. Развитие мышления.
8. Развитие речи.
Задачи: 1.1. Игры на развитие внимания и саморегуляции. «Карусели», «Бережок-речка».
2.1. Произвольное регулирование состояния мышечного тонуса.
2.2. Произвольное торможение действий.
4.1. Совершенствование топологических и метрических представлений.
4.2. Выкладывание рядов из цветных полосок с различным чередованием.
5.1. Рисование спиралей, ломаных, волнистых, дугообразных.
5.2. Построение линий в разных направлениях с помощью линейки.
7.1. Формирование понятий «столько же», «больше на», «меньше на».
8.1. пересказ сказки по серии картинок.
Снятие напряжения, воспитание открытости, готовности взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.
Оборудование: металлофон, магнитофонная запись песенки «Добрый жук». Цветные полоски бумаги пяти цветов. Изображение половины лица короля на клетчатой бумаге, кружки – цветы, лабиринты (из ломаных линий, волнистых, спиралевидных), картинки к сказке 6-8 штук.
Ход занятия.
1. Игра – приветствие «Звонкий металлофон».
2. Основная часть. Игра «Карусели».
3. Упражнение «Начерти по клеточкам и узнай, что это? Отгадать название сказки (графический диктант).
4. Прежде, чем ехать на бал, Золушка должна выполнить задания мачехи:
1. «Сплести коврик из цветных полосок, соблюдая определённый порядок».
2. Дорисовать портрет Короля.
3. Посадить цветы на клумбах (больше на, меньше на, столько же).
Теперь можно отправляться в путь. Помогите Золушке проехать по узкой дорожке к замку Короля, (детям предлагаются лабиринты в виде ломаных, волнистых, спиралевидных линий).
Вот и дворец! А какая высокая лестница! Целых 30 ступеней. Возьмите карандаши, линейки и начертите 30 ступенек королевской лестницы.
Весело было на балу, а Золушка так любила танцевать. Дети танцуют танец «Добрый жук» используя перекрёстные движения ног «Косичка».
В конце занятия детям предлагается рассмотреть картинки к сказке, расположить их по порядку и пересказать содержание сказки с опорой на эти картинки.
В итоге: полу подвижная игра «Бережок – речка».
Ответить на вопросы: какие задания показались лёгкими? Трудными? Какие понравились больше всех?
Прощание: упражнение с металлофоном «До свидания, ребята, до свидания!»