Раздел 1. Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

•осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

•читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

•различать на практическом уровне виды текстов (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

•читать (вслух) выразительно доступные для младшего школьного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

•использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

•ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и характеризовать героев произведения; тему и микротемы; основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию услышанного или прочитанного произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты);

•использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию);

•использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр произведения, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

•оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

•вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения;

•ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

•передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

•участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

•воспринимать художественную литературу как вид искусства;

•предвосхищать содержание литературного произведения по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

•выделять не только главную, но и второстепенную информацию в тексте;

•осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать свое суждение об этом;

•определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

•отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

•оформлять свою мысль в виде письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

•высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;

•делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

Наши рекомендации