Организационные формы обучения
Формы обучения | Приемы обучения | Содержание наблюдения |
Фронтальная форма обучения | Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми | Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей |
Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава | Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски) | Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами |
Индивидуальная форма обучения | Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) | Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации |
Коллективная форма организации обучения | Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса | Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок |
Приложение 4
Основные этапы урока
Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс | Наблюдаемые приемы обучения и учения |
Организационный момент | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест |
Постановка цели урока в начале или в процессе урока | Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности |
Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости | Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей) Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности. |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности. |
Динамическая пауза | Основные приемы динамической паузы |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности |
Рефлексия деятельности | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников | Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности |
Приложение 5