Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме

Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получилаклассно-урочная система обучения,которую отличают следующие особенности:

· постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовки (класс);

· каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

· учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

· каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

· постоянное чередование уроков (расписание);

· руководящая роль учителя (педагогическое управление);

· применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3.Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7.Эффективное использование педагогических средств.

8. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

9.Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

11. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать.

К дидактическим(или образовательным) требованиямурокаотносятся:

· четкое определение образовательных задач каждого урока:

· рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

· внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

· рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

· творческий подход к формированию структуры урока;

· сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

· обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

· научный расчет и мастерство урока.

Воспитательные требованияк уроку включают:

· определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

· постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование у них жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;

· внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К развивающим требованиям, постоянно реализуемым на всех уроках, относятся:

· формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

· изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

· проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;

· прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Существуют следующие главные типы уроков:

1) изучения новых знаний;

2) формирования новых умений;

3) обобщения и систематизации изученного;

4) закрепления знаний и умений;

5) комбинированные;

6) контроля и коррекции знаний и умений;

7) практического применения знаний и умений.

В настоящее время в большинстве случаев используются комбинированный урок

Наши рекомендации