Потребность в приключениях
Если бы мне предложили составить список наиболее фундаментальных человеческих потребностей, то на одно из первых мест я бы поставил потребность в приключениях. В разном возрасте у разных людей она проявляется по-разному.
Под словом «приключение» я понимаю нечто необычное, из ряда вон выходящее, что-то удивительное и неожиданное. Душа человека тянется к таким ситуациям. И если эту тягу не удовлетворять, то получается плохо: энергия застаивается, коверкается, извращается и переходит в более или менее деструктивные формы поведения.
Приключение не обязательно должно заключаться в плавании на пиратском корабле за сокровищами. Мы можем устраивать небольшие приключения для наших детей в обычных жизненных обстоятельствах. Подходящих условий – масса. Надо просто понять, что потребность в неожиданном, в новом, в выходящем за привычные рамки – это естественная и очень важная потребность ребенка и подростка. Принцип прост: если мы не будем организовывать необходимые приключения детям, то они, скорее всего, будут сами искать и создавать себе приключения. И далеко не факт, что будут при этом действовать конструктивно и разумно.
Ясно, что наши возможности не так уж велики. Но многое нам по силам. И главное: раз мы «делаем» приключение, мы сами должны стать его участниками, мы должны двигаться в стихии новизны и необычности вместе с детишками, мы должны сопереживать им – даже если ситуация кажется вполне банальной.
Когда Тима и Коля были в дошкольном возрасте, для них обычная поездка в трамвае или автобусе представляла собой нечто нестандартное, а потому весьма интересное. И я ввел в наши прогулки простую вещь: иногда вдруг предлагал сынишкам прокатиться на подъезжавшем к расположенной неподалеку остановке трамвайчике. Чисто спонтанно. И обычно в конце прогулки – ходили уже много, ножки устали, хорошо бы посидеть на чем-нибудь мягком, отдохнуть. А тут видим такой симпатичный трамвай! И скорее в него! Успели! Едем. Куда? Да куда-нибудь. Сколько захотим, столько и будем ехать. А потом вылезем и подумаем, как добраться домой.
Вы понимаете, в чем соль? Нет плана, нет схемы, нет подготовки. Мы едем в неизвестное. Мы ощущаем себя совсем иначе, чем когда делаем что-то привычное и запланированное.
Однажды мы с сыновьями, поехав зимой загород и гуляя по берегу Большого Кавголовского озера, вдруг решили обойти его по периметру. Решили – и пошли. Мы двигались по льду вдоль самого берега, поросшего лесом. Пасмурное зимнее небо висело совсем низко. Иногда попадались следы зверей и птиц. Мы ощущали себя первопроходцами.
Идти было далеко. А еды с собой захватили немного (не рассчитывали на дальнюю прогулку). Но и горсточка изюма на каждого оказалась очень кстати. Короткий зимний день кончался. Мы шли в сумерках, ориентируясь по краю озера и по шуму железной дороги. Потом двинулись напрямик через лесок – совсем без дороги, точно не зная правильного направления. Но вскоре мы выбрались на проселочную дорогу, по ней дошли до станции, сели в электричку…
Приключением может стать и обычное катание на лодке. Особенно если дать малышам погрести. Помню, с каким энтузиазмом четырехлетний Тимошка греб одним веслом – в полном соответствии со всеми правилами. А я подгребал вторым веслом. Мы плыли через большое озеро к неизвестному берегу. Как воспринимает такую ситуацию ребенок?
Сходить в театр или в цирк, неожиданно завалиться к кому-нибудь в гости, покататься на катере, не ложиться спать до глубокой-глубокой ночи… Маленькие приключения для детей ждут нас на каждом шагу. Их можно даже чуть-чуть планировать заранее, но главное – они должны нести новизну и необычность.
И даже так: если мы занимаем соответствующую внутреннюю позицию, то мы легко превращаем любые будничные ситуации в небольшие приключения. Вот вы любите вместе с ребенком смотреть в окошко во время езды в троллейбусе? А можете разрешить своему чаду пообедать, сидя на шкафу? Ну хоть разочек! Чем не приключение?
По мере взросления детишек и приключения должны усложняться, делаться иными. Побывать на крейсере «Аврора» теперь уже не кажется столь интересным и заманчивым. Обойти лесопарк Сосновку по новому маршруту уже совсем нетрудно. Да и маршруты там все давным-давно изучены.
Тут нам очень кстати пришелся туризм. Да и скалолазание тоже. Коля даже пошел в трех последних классах учиться в ту школу, при которой велась вся эта туристическая работа – так понравилось участвовать в походах, соревнованиях и просто в общей тусовке.
Сейчас я воспитываю одну Машу и вижу, что девчоночьи приключения отличаются от мальчишечьих. Доченьку не тянет путешествовать автостопом, исследовать холмы и леса, изучать далекие парки… Значимые для нее приключения – это интересное общение, новогодний праздник, поездка в другой город, возможность пожить в другой семье, установление дружеских отношений с новой собакой или кошкой, посещение магазина, в котором продается множество красивых вещей…
Может быть, вы скажете, что в данной главе я говорю о совершенно очевидных вещах? Разумеется. Но сколько я вижу взрослых, которые катастрофически не учитывают потребности детей и подростков в приключениях! Да и вся массовая система воспитания и обучения учитывает данную потребность явно недостаточно.
Скандалы и капризы, плохая учеба и зацикленность на компьютерных играх, хамство и неврозы довольно часто во многом происходят от нереализованности фундаментальной потребности растущей личности в приключениях. До учебы ли, когда так хочется попутешествовать и увидеть что-то новое?! Откуда возьмется нормальное поведение, если чадо чувствует, что взрослым наплевать на то, что для него очень важно?! Остаются компьютерные и телевизионные приключения – хоть какая-то психологическая компенсация дефицита реальных переживаний.
С малышами тут и проще, и сложнее, чем с более старшими ребятами. Проще – потому что малыши в целом послушнее. Да к тому же, масштабы и разнообразие приключений им требуются не шибко глобальные. Сложнее – потому что маленького ребенка взрослому обычно труднее понять. То, что для взрослого является банальным и неинтересным, для малыша может нести потрясающую новизну.
Приключение развивает ничуть не хуже, чем логические игры или занятия рисованием. Включаются особые психологические механизмы интенсивной адаптации. Ребенок переходит в состояние активного поиска, активного обмена информацией, активного переживания. А потом есть, что вспомнить.
«Наприключавшееся» чадо делается гораздо более восприимчиво к учебной и другой развивающей информации, спокойнее себя ведет, испытывает меньше внутренних напряжений. Удовлетворенная энергия развития начинает течь гармоничнее, мягче, конструктивнее. Правильно чувствуя необходимые и разумные дозировки приключений, мы увереннее регулируем и другие аспекты процесса воспитания и обучения.