Отчет о копировании картины Тициана «Мадонна с младенцем и Марией Магдалиной».

Визуальное изучение картины позволяет думать, что подмалевок состоял из разбелов смеси охры светлой и кобальта синего или голубой ФЦ, что позволяло работать сразу двумя полюсами – теплым и холодным.

Света мне представляются более теплыми, тени и полутона холодными. Разрыв по тепло-холодности всюду (кроме младенца) не очень велик. В подмалевке младенца этот разрыв несколько увеличивается за счет ввода в тени и полутона некоторой фиолетовости, которая в позднейших лессировках дает более верный тон. В некоторых выходах света я применял в подмалевке кадмий лимонный, который делает эти света более звучными по цвету.

Лессировки. Здесь следует отметить первые неудачи, когда я лессировки как таковые отвергал. Фактура от этого значительно обеднялась, а цвет становился более тупым и примитивным. (Ред. – Понятие «тупой» цвет означает цвет, все время одинаковый). Также следует отметить, что лессировки раньше я понимал несколько неверно. Первое это то, что разбавитель у меня оказался очень жидкий, и все стекло. (Я использовал льняное масло или пентаэфиры в смеси с бальзамно-масляным лаком, но добавлял массу пинена. (Ред. – Пинен в лак для лессировок обычно не добавляют, так как лессировка – это очень тонкий слой краски, и получается, что там остается очень мало связующего (масла), которое соединяет пигмент, а разбавление пиненом еще больше уменьшает его количество. Такие лессировки могут быть смыты даже при покрытии картины лаком. Поэтому лессировки пишут на уплотненном масле (иногда с добавкой лака даммарного), которое намного крепче обычного масла, на котором стираются краски, а также потому, что уплотненное масло менее текуче). В последствии, когда я увидел на работе, что легче работать, когда улетучивается с холста пинен, добавлять его я стал значительно меньше.

Краски, которыми лессировались руки: краплак красный и фиолетовый, кадмий оранжевый, кадмий лимонный, ван-дик.

***

Рибера

Отчет о копировании картины Тициана «Мадонна с младенцем и Марией Магдалиной». - student2.ru
Хусепе де Рибера. 1591-1652 г. «Се человек». Испания, между 1632-1634 гг., холст, масло. 57x46 см. «Для караваджистов типичен строгий трехслойный ход: протемненная пропись по темным коричневым холстам, белильный – подцвеченный подмалевок, лессировка (моделирующая тело и тонирующая драпировки). Именно этим методом написано большинство работ Рибейры (…) Значительным протемнением прописи – от примитивов до караваджистов – объясняется сравнительная непрочность картин Рибейры. Свинцовые белила приобретают со временем некоторую прозрачность, и сквозь тонкие слои проступает темный цвет грунта и прописи.   «… работа над подмалевком ведется белилами, подкрашенными охрой, умброй, зеленью, киноварью. Такой белильный, подцвеченный подмалевок, производит до лессировки все еще почти монохромное впечатление, и наложенный на протемненную пропись должен давать интенсивнейшее представление о форме в силу контрастов светотени. Так часто писали многие караваджисты и болонцы в Испании – Рибейра, Сурбаран и др.» (Л. Фейнберг. «Лессировка и техника классической живописи»).

Год

Дневник по копии

Наши рекомендации