ОСОБЫЕ ДЕТИ — ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ
Рекомендации врача-психиатра высшей квалификационной категории С. Ю. Бениловой
Основные принципы общения с детьми и подростками, предупреждающие и снимающие эмоциональные и поведенческие расстройства
Предисловие
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Предлагаем Вам рекомендации, которые должны помочь всем взрослым членам семьи установить с ребенком ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые возникли при общении с ним.
В течение длительного времени родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или, наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, — детского или подросткового невроза.
Родители начинают искать решение возникших проблем в специальной и научно-популярной медицинской и психологической литературе. Большое количество профессиональных терминов, тестов, примеров повергает их в растерянность, тревогу и отчаяние. Как сориентироваться в море специальных слов, обилии примеров, массе рекомендаций, иногда похожих друг на друга? В такой ситуации, конечно, трудно не оказаться в плену растерянности, когда все кажется относящимся к собственному ребенку, принципиально важным и необходимым. Не будучи специалистом, как правильно выбрать совет, который поможет именно Вам решить трудную ситуацию с Вашим ребенком? На приеме родители говорят мне: «Доктор, мы прочли столько книг и статей об общении с детьми, там все написано очень правильно. Но мы никак не можем конкретно найти те рекомендации, которые окажутся полезными для нас. Скажите, а что нам делать конкретно?»
Система взаимодействия родителей и детей «Особые дети
— особое общение» дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она не затрагивает семейную направленность воспитания, а только предлагает изменить внешнюю форму общения. В воспитании детей нет абсолютов, нет легких ответов, нет методов, гарантирующих успех во всех случаях. Однако существуют установки, которые могут составить, и действительно составляют, альтернативу в общении с ребенком.
Большинство неврозов, которые мы приносим с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде. Принципы системы «Особые дети — особое общение» способствуют предупреждению и снятию эмоциональных и поведенческих нарушений. Каждый пункт, каждая рекомендация основаны на реализации определенного закона психологического и психического развития ребенка. Эти законы отличаются от физических тем, что не имеют доказательств
— это аксиомы. Мы можем проигнорировать эти законы, но не можем их обойти. Просто мы с Вами получим результат с отрицательным знаком.
Желаю Вам, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, успеха в решении проблем с Вашими, самыми дорогими и любимыми для Вас детьми!
С уважением БЕН И ЛОВА С. Ю.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА — максимально ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ, ТЕПЛОЕ, НЕРАЗДРАЖЕННОЕ.
ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком — предельно (в любых ситуациях) ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ПРИВЕТЛИВЫЙ, ТЕПЛЫЙ.
В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:
• всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и нужную по смыслу фразу можно построить не используя их;
• приказных фраз;
• повелительного наклонения;
• глаголов «должен», «обязан», «нужно»;
• местоимений Я, ТЫ.
ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ. НЕ НАДО:
• вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
• хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.
ПОМНИТЕ:
• телевизор, видео — НЕ НЯНЬКА, т.е. нужно вместе с Вашим ребенком смотреть передачи, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком;
• если Вы огорчены чем-то, постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь Вы, находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как ВАШ СЫН ИЛИ ДОЧЬ — ЭТО РАДОСТЬ;
♦ от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ.
СТАРАЙТЕСЬ:
НЕ говорить с иронией и насмешкой;
НЕ делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
НЕ ругаться и не кричать на ребенка;
ВСЕГДА быть с ребенком вежливым, теплым;
НЕ торопить и НЕ подгонять ребенка;
КАК МОЖНО ЧАЩЕ высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие ВАШЕГО ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ВАШ ребенок, несмотря на все проблемы;
КАК МОЖНО ЧАЩЕ подтверждать, декларировать свою ЛЮБОВЬ к нему: ведь это ВАШ ребенок;
НЕ ГОВОРИТЬ ребенку, что вы его не любите или обиделись на него;
НЕ ДАВАТЬ ребенку чувствовать себя плохим.
От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка ТОЛЬКО ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.
ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда — ЛЮБОВЬ.
Литература
Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: Младший дошкольный возраст: Учеб.-метод, пособие. — М., 2000.
Бондаренко СМ. Учите детей сравнивать. — М., 1981.
Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1998.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург, 1998.
Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику начального литературного образования. — М., 1994.
Понятийно-терминологический словарь логопеда. — М., 1997.
Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. —М., 2000.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2000.
Чуковский К.И. От двух до пяти. —М., 1957.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...............................
РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД — ПАРТНЕРЫ..............
Записная книжка родителей.............................................
РЕБЕНОКИРЕЧЬ (общиесведения) ..................................
Периодизация развития речи (нормативы
речевого развития)................................................................
Периоды развития понимания речи ...................................
Эмоциональная сторона речи .............................................
ОТКЛОНЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.................................
Проявления речевых нарушений.........................................
Причины речевых нарушений.............................................
ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ................................................
Понимание речи...................................................................
Развитие слухового внимания.............................................
Пусковой момент.................................................................
РЕБЕНОК ЗАГОВОРИЛ, НО....................................................
Развитие языковых возможностей.......................................
Речь неотделима от других сторон жизни..........................
ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ ЗАИКАЛСЯ.........................................
Заключение.........................................................................
Приложение. ОСОБЫЕ ДЕТИ — ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ.......
Литература.........................................................................
[1] Сохраните образцы детских рисунков для консультации со специалистами
[2] Методику обучения глобальному чтению Вы найдёте в книге Т.С. Резниченко «Чтобы ребёнок не заикался» (М.: Гном и Д, 2000).
[3] «Лото-глаголы» и пособия «Тетрадь № 1», «Тетрадь № 2» готовятся к изданию.
[4] См. приложение