Цель и задачи изучения учебной дисциплины

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Цель и задачи изучения учебной дисциплины - student2.ru

Нижний Тагил

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «__» _______ 2011 г., протокол № __

Заведующий кафедрой ВПиП Л.Н. Овчинникова

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета Института психолого-педагогического образования НТГСПА «__» ______ 2011 г., протокол № __.

Директор ИППО М.В. Ломаева

Составители:

Колупаева Н.И., к.п.н., доцент кафедры ВПиП

Соколова А.В., к.п.н., доцент кафедры ВПиП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель и задачи изучения учебной дисциплины

1.1. Место курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»

Дисциплина «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» входит в вариативную часть профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Психолого-педагогическое образование», модуль «Дисциплины предметной подготовки», профиль «Психология и педагогика начального образования».

Курс «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» изучается во втором семестре (на дневной и заочной форме обучения) после освоения студентами дисциплины «Общая и экспериментальная психология (с практикумом)», составляющей психологическую основу общепедагогической подготовки.

Изучение курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» осуществляется одновременно с изучением дисциплин «Теории обучения и воспитания», «Истории педагогики и образования» и завершается экзаменом.

1.2. Целью освоения курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» является развитие научного педагогического мышления студентов на основе анализа, обобщения и систематизации знаний о закономерностях воспитания и развития детей младшего школьного возраста, о содержании, формах и методах организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

1.3. Функции и задачи курса:

1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:

- о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов;

- о современных теориях и технологиях начального образования;

- о содержании и специфике процессов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

2) Развивающая функция: формирование у студентов опыта учебно-познавательной деятельности, необходимого для освоения комплекса педагогических наук:

- развитие культуры педагогического мышления, обеспечивающей осознанное овладение совокупностью знаний для ответственного и качественного выполнения профессиональных задач учителя начальной школы;

- формирование целевой и мотивационной основы профессионального психолого-педагогического образования и самообразования;

- вооружение студентов способами и технологиями познавательной, исследовательской и проективной деятельности и взаимодействия, навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в работе с учебно-научной информацией.

3) Воспитательная функция: формирование у студентов ценностных ориентаций, определяющих:

- общую направленность познавательных интересов и профессиональных устремлений личности;

- меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни;

- осознание социальной и личностной значимости и творческого потенциала будущей профессии;

- иерархию индивидуальных социально-нравственных предпочтений и образцов общественного поведения.

1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»:

Студент должен иметь необходимые для изучения курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» представления:

- о половозрастных особенностях и условиях развития (формирования, социализации, образования) личности;

- о деятельности, общении, коллективе (группе).

1.5. Ожидаемые результаты:

Студент, выполнивший учебную программу курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования», должен:

иметь представление:

- об особенностях развития детей младшего школьного возраста;

- об особенностях организации педагогического процесса в начальной школе;

- о требованиях, предъявляемых к учителю начальной школы.

знать:

- сущность и особенности процессов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, закономерности и принципы их осуществления;

- методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

- современные системы образования и технологии воспитательной работы с младшими школьниками;

- методы диагностики образовательной и воспитательной деятельности в начальной школе.

уметь:

- применять психолого-педагогические знания в процессе изучения особенностей детей младшего школьного возраста (понимать их интересы и потребности, формировать их индивидуальность, творческие способности в атмосфере заботы, доброты, бодрости оптимизма);

- рационально выбирать формы, методы и средства обучения и воспитания детей младшего школьного возраста;

- реализовать на практике свои представления о современных концепциях и теориях обучения и воспитания учащихся начальной школы.

владеть:

- методами осуществления психолого-педагогической диагностики образовательно-воспитательной деятельности учителя начальной школы;

- технологиями образования младших школьников.

1.6. Вклад дисциплины «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» в формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

1.6.1.Процесс изучения дисциплины «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» направлен на формирование и развитие следующей общекультурной компетенции (ОК):

- способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

1.6.2.Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

компетенциями общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

- способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4);

- готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

- способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).

компетенциямив педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

- готовность во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);

- готовность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);

- способность эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала:

- Принцип целостного отражения в содержании педагогического образования задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей и педагогической культуры.

- Принцип соответствия содержания общепедагогической подготовки насущным требованиям профессионального педагогического образования, актуальным ожиданиям общества, системы образования, школы, личности.

- Принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (педагогики, психологии, философии, социологии, кибернетики и др.) и образовательной практики.

- Принцип структурного единства содержания педагогического образования на разных уровнях его формирования, предполагающий методологическую, теоретическую, содержательную согласованность входящих в его состав учебных курсов, а также таких его составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.

- Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания педагогического образования, требующий учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения.

- Принцип соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение.

- Принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Профиль:

«Психология и педагогика начального образования»

Срок изучения – 2 семестр

Трудоемкость – 4 з.е. – 144 часа

Аудиторные занятия – 32 часа

Число часов в неделю (17 недель) – 2 часа

Самостоятельная работа – 112 часов

Лекции – 12 часов

Практические занятия – 20 часов

Форма отчетности – экзамен (36 часов или 1,0 зачетная единица).

  Наименование раздела, темы Распределение часов
Тру-доем-кость Аудит. занятия Виды занятий Самост. работа
Лекции Практ. занятия
1 КУРС, 2-й СЕМЕСТР
Проблемы модернизации начального образования
Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов. Педагогическое мастерство учителя начальных классов
Младший школьник в процессе овладения социальным опытом. Психологические новообразования младшего школьника.
Психологические условия обеспечения здоровьесберегающей среды в начальной школе
Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса. Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы
Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Педагогический контроль как психологическая проблема. Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся
Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы
Формы организации обучения и воспитания младших школьников
Современные технологии обучения в начальной школе
Современные технологии воспитательной работы с младшими школьниками в классном коллективе, добровольных общественных объединениях, в режиме продленного дня
Особенности работы с детьми, оказавшимися в экстремальных условиях
Диагностическая и коррекционная работа с младшими школьниками
  Экзамен      
  Всего в часах:
  Всего в зачетных единицах:        

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Профиль:

«Психология и педагогика начального образования»

Срок изучения – 3 семестр

Трудоемкость – 4 з.е. – 144 часа

Аудиторные занятия – 10 часов

Самостоятельная работа – 134 часов

Лекции – 6 часов

Практические занятия – 4 часа

Форма отчетности – экзамен (36 часов или 1,0 зачетная единица).

  Наименование раздела, темы Распределение часов
Тру-доем-кость Аудит. занятия Виды занятий Самост. работа
Лекции Практ. занятия
2 КУРС, 3-й СЕМЕСТР
Проблемы модернизации начального образования
Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов. Педагогическое мастерство учителя начальных классов
Младший школьник в процессе овладения социальным опытом. Психологические новообразования младшего школьника.
Психологические условия обеспечения здоровьесберегающей среды в начальной школе
Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса. Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы
Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Педагогический контроль как психологическая проблема. Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся
Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы
Формы организации обучения и воспитания младших школьников
Современные технологии обучения в начальной школе
Современные технологии воспитательной работы с младшими школьниками в классном коллективе, добровольных общественных объединениях, в режиме продленного дня
Особенности работы с детьми, оказавшимися в экстремальных условиях
Диагностическая и коррекционная работа с младшими школьниками
2 КУРС, 4-й СЕМЕСТР
  Экзамен      
  Всего в часах:
  Всего в зачетных единицах:        

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Наши рекомендации