Цель и задачи изучения учебной дисциплины
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Нижний Тагил
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «__» _______ 2011 г., протокол № __
Заведующий кафедрой ВПиП Л.Н. Овчинникова
Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета Института психолого-педагогического образования НТГСПА «__» ______ 2011 г., протокол № __.
Директор ИППО М.В. Ломаева
Составители:
Колупаева Н.И., к.п.н., доцент кафедры ВПиП
Соколова А.В., к.п.н., доцент кафедры ВПиП
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи изучения учебной дисциплины
1.1. Место курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
Дисциплина «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» входит в вариативную часть профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Психолого-педагогическое образование», модуль «Дисциплины предметной подготовки», профиль «Психология и педагогика начального образования».
Курс «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» изучается во втором семестре (на дневной и заочной форме обучения) после освоения студентами дисциплины «Общая и экспериментальная психология (с практикумом)», составляющей психологическую основу общепедагогической подготовки.
Изучение курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» осуществляется одновременно с изучением дисциплин «Теории обучения и воспитания», «Истории педагогики и образования» и завершается экзаменом.
1.2. Целью освоения курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» является развитие научного педагогического мышления студентов на основе анализа, обобщения и систематизации знаний о закономерностях воспитания и развития детей младшего школьного возраста, о содержании, формах и методах организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
1.3. Функции и задачи курса:
1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:
- о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов;
- о современных теориях и технологиях начального образования;
- о содержании и специфике процессов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
2) Развивающая функция: формирование у студентов опыта учебно-познавательной деятельности, необходимого для освоения комплекса педагогических наук:
- развитие культуры педагогического мышления, обеспечивающей осознанное овладение совокупностью знаний для ответственного и качественного выполнения профессиональных задач учителя начальной школы;
- формирование целевой и мотивационной основы профессионального психолого-педагогического образования и самообразования;
- вооружение студентов способами и технологиями познавательной, исследовательской и проективной деятельности и взаимодействия, навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в работе с учебно-научной информацией.
3) Воспитательная функция: формирование у студентов ценностных ориентаций, определяющих:
- общую направленность познавательных интересов и профессиональных устремлений личности;
- меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни;
- осознание социальной и личностной значимости и творческого потенциала будущей профессии;
- иерархию индивидуальных социально-нравственных предпочтений и образцов общественного поведения.
1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»:
Студент должен иметь необходимые для изучения курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» представления:
- о половозрастных особенностях и условиях развития (формирования, социализации, образования) личности;
- о деятельности, общении, коллективе (группе).
1.5. Ожидаемые результаты:
Студент, выполнивший учебную программу курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования», должен:
иметь представление:
- об особенностях развития детей младшего школьного возраста;
- об особенностях организации педагогического процесса в начальной школе;
- о требованиях, предъявляемых к учителю начальной школы.
знать:
- сущность и особенности процессов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, закономерности и принципы их осуществления;
- методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
- современные системы образования и технологии воспитательной работы с младшими школьниками;
- методы диагностики образовательной и воспитательной деятельности в начальной школе.
уметь:
- применять психолого-педагогические знания в процессе изучения особенностей детей младшего школьного возраста (понимать их интересы и потребности, формировать их индивидуальность, творческие способности в атмосфере заботы, доброты, бодрости оптимизма);
- рационально выбирать формы, методы и средства обучения и воспитания детей младшего школьного возраста;
- реализовать на практике свои представления о современных концепциях и теориях обучения и воспитания учащихся начальной школы.
владеть:
- методами осуществления психолого-педагогической диагностики образовательно-воспитательной деятельности учителя начальной школы;
- технологиями образования младших школьников.
1.6. Вклад дисциплины «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» в формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
1.6.1.Процесс изучения дисциплины «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» направлен на формирование и развитие следующей общекультурной компетенции (ОК):
- способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
1.6.2.Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
компетенциями общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
- способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4);
- готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);
- способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).
компетенциямив педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):
- готовность во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);
- готовность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);
- способность эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).
1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала:
- Принцип целостного отражения в содержании педагогического образования задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей и педагогической культуры.
- Принцип соответствия содержания общепедагогической подготовки насущным требованиям профессионального педагогического образования, актуальным ожиданиям общества, системы образования, школы, личности.
- Принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (педагогики, психологии, философии, социологии, кибернетики и др.) и образовательной практики.
- Принцип структурного единства содержания педагогического образования на разных уровнях его формирования, предполагающий методологическую, теоретическую, содержательную согласованность входящих в его состав учебных курсов, а также таких его составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.
- Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания педагогического образования, требующий учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения.
- Принцип соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение.
- Принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Профиль:
«Психология и педагогика начального образования»
Срок изучения – 2 семестр
Трудоемкость – 4 з.е. – 144 часа
Аудиторные занятия – 32 часа
Число часов в неделю (17 недель) – 2 часа
Самостоятельная работа – 112 часов
Лекции – 12 часов
Практические занятия – 20 часов
Форма отчетности – экзамен (36 часов или 1,0 зачетная единица).
Наименование раздела, темы | Распределение часов | |||||
Тру-доем-кость | Аудит. занятия | Виды занятий | Самост. работа | |||
Лекции | Практ. занятия | |||||
1 КУРС, 2-й СЕМЕСТР | ||||||
Проблемы модернизации начального образования | – | |||||
Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов. Педагогическое мастерство учителя начальных классов | – | |||||
Младший школьник в процессе овладения социальным опытом. Психологические новообразования младшего школьника. | – | |||||
Психологические условия обеспечения здоровьесберегающей среды в начальной школе | – | |||||
Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса. Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы | – | |||||
Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте | – | |||||
Педагогический контроль как психологическая проблема. Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся | ||||||
Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы | ||||||
Формы организации обучения и воспитания младших школьников | – | |||||
Современные технологии обучения в начальной школе | ||||||
Современные технологии воспитательной работы с младшими школьниками в классном коллективе, добровольных общественных объединениях, в режиме продленного дня | – | |||||
Особенности работы с детьми, оказавшимися в экстремальных условиях | – | |||||
Диагностическая и коррекционная работа с младшими школьниками | – | |||||
Экзамен | ||||||
Всего в часах: | ||||||
Всего в зачетных единицах: |
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Профиль:
«Психология и педагогика начального образования»
Срок изучения – 3 семестр
Трудоемкость – 4 з.е. – 144 часа
Аудиторные занятия – 10 часов
Самостоятельная работа – 134 часов
Лекции – 6 часов
Практические занятия – 4 часа
Форма отчетности – экзамен (36 часов или 1,0 зачетная единица).
Наименование раздела, темы | Распределение часов | |||||
Тру-доем-кость | Аудит. занятия | Виды занятий | Самост. работа | |||
Лекции | Практ. занятия | |||||
2 КУРС, 3-й СЕМЕСТР | ||||||
Проблемы модернизации начального образования | – | |||||
Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов. Педагогическое мастерство учителя начальных классов | – | – | – | |||
Младший школьник в процессе овладения социальным опытом. Психологические новообразования младшего школьника. | – | – | – | |||
Психологические условия обеспечения здоровьесберегающей среды в начальной школе | – | |||||
Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса. Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы | – | |||||
Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте | – | |||||
Педагогический контроль как психологическая проблема. Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся | – | |||||
Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы | – | |||||
Формы организации обучения и воспитания младших школьников | – | – | – | |||
Современные технологии обучения в начальной школе | – | |||||
Современные технологии воспитательной работы с младшими школьниками в классном коллективе, добровольных общественных объединениях, в режиме продленного дня | – | |||||
Особенности работы с детьми, оказавшимися в экстремальных условиях | – | |||||
Диагностическая и коррекционная работа с младшими школьниками | – | |||||
2 КУРС, 4-й СЕМЕСТР | ||||||
Экзамен | ||||||
Всего в часах: | ||||||
Всего в зачетных единицах: |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА