Задания для самостоятельной работы. Предложите свой вариант корпоративной культуры магистратуры направления «Педагогика»

Предложите свой вариант корпоративной культуры магистратуры направления «Педагогика». Обсудите его в учебной группе.

Гуманитарная технология «фабрики мыслей»

К современным гуманитарным технологиям, направленным на окружающий мир, относится технология «фабрики мысли» (Think Tank, мозговой центр). Фабрики мысли во второй половине ХХ века представляют собой магистральный путь развития социальной инженерии в целом и политического консультирования в частности. Чем больше страна развивает такую технологичную форму социального применения интеллекта, тем более успешной является политика этой страны. Фабрики мысли — не что иное как один из социальных способов существования интеллекта, способ его адекватного социального применения и достойной оплаты.

Важно понимать происхождение метафоры «think-tank»: как представляется, она распространилась в тот момент, когда за производство мыслительного продукта взялись интеллектуалы, в ходе второй мировой войны поработавшие на создание глобальной логистической системы обеспечения глобальных стратегических действий ВВС США, в каковой системе важным элементом было размещение запасов горючего в потенциально значимых точках на различных направлениях, каждое из которых могло в ходе войны превратиться в стратегически значимое. Отсюда и возникла метафора цистерны (tank), в которую закачивается горючее (think): горючее движения по тому или другому направлению стратегического развития общества, корпорации, государства. Такие «резервуары мысли» нужны кому-то, кроме мыслителей, только тогда, когда существует спрос на постановку и достижение стратегических целей.

Существуют две полярные точки зрения на природу Think Tank. Первая заключается в том, что цель этой структуры — оказывать влияние на людей, принимающих управленческие решения. Второй же подход заключается в том, что Think Tank — это организация, имеющая очень серьезную стратегическую программу, которую затем она пытается продвинуть вне зависимости от того, кто в данный момент находится у власти. Наличие такого рода фундамента является гарантом устойчивости данной научной группы.

Таким образом, с одной стороны, фабрики мысли — это некий институциональный механизм, обеспечивающий постоянный контакт между учеными и политиками. С другой, это прорывные научные группы, у которых есть представление о направлении развития современного мира.

Фабрики мысли сознательно ставят перед собой задачу социальной инженерии общества, то есть такого преобразования общества, которое возникает как идея в головах интеллектуалов, проект в виде консультационного текста в аналитических докладах этих интеллектуалов, объединенных в фабрику мысли, намерение общественного действия в сфере публичной политики, куда фабрика мысли продвигает свои доклады, и затем возникает как конкретное законодательное или исполнительное решение в институциональной политике, где его опять же формулирует фабрика мысли.

На протяжении всей этой цепочки фабрика мысли является генератором идей, аналитиком альтернатив и прогнозов, презентантом выводов, модератором публичной коммуникации, проектантом конкретных законодательных или исполнительных решений и лоббистом общественных интересов, выражаемых публично. Именно это специфика данной технологии может эффективно использоваться в образовательном процессе магистратуры, преимущественно ориентированному на интенсивную научно-исследовательскую деятельность.

Фабрики мысли являются узловыми точками именно публичной политики, экспертного знания. Фабрики мысли являются инициаторами постановки многих вопросов в публичной сфере, которые затем получают широкую огласку, обсуждаются, анализируются, по ним делаются доклады, высказываются рекомендации, и в конечном счете из области публичной политики они перемещаются в область конкретных законодательных и исполнительных решений, государственных заказов корпорациям, корпоративных проектов.

Использование этой гуманитарной технологии в сфере образования позволяет реализовывать многие инновационные (прорывные) проекты, провоцировать изменение миссии университета, кафедры, магистратуры. Фабрика мысли является не субъектом реформ, изменений или преобразований, а их агентом, наравне с другими участниками, где ее роль генератора идей, презентанта результатов исследований, модератора коммуникации в публичной политике и консультанта институциональной политики не дает ей права на манипуляцию общественным сознанием или какое-либо преимущественное влияние на отдельные сегменты аудитории. Фабрика мысли в процессе консультации формулирует свои идеи и проекты в практической форме и сопровождает проектную деятельность.

Таким образом, принципиально обозначая сами фабрики мысли как новую гуманитарную технологию, мы формулируем их существенные характеристики: не идеологическая работа с сознанием, а коммуникация в области публичной политики; не субъект, а агент наравне с другими в едином коммуникативном процессе; не аналитическая, а консультационная работа; не административное, а проектное содержание консультаций. Фабрика мысли, являясь основным агентом публичной политики, как правило, разрабатывает и публикует документ, который называется Mission Statement — декларация о намерениях, заявление миссии, формулировка позиций, где отражены смысл деятельности фабрики мысли, ее позиционирование относительно различных аудиторий и ее намерения. Гуманитарная технология «фабрики мысли» позволяет осуществить переход от интерпретации информации к стратегическому планированию и сценарному моделированию.

Консультационный текст есть основной вид текста, который производят в рамках технологии «фабрики мысли». Этот текст характеризуется, прежде всего, аналитическим содержанием, в котором излагается не только прогноз, но и составляющее намерение «что делать в данной ситуации». Это составляющее намерение есть главное отличие консультационного текста от аналитического текста. До написания консультационного текста производится предварительное изучение аудитории, изучение групп адресатов, позиционирование относительно каждой группы и формирование сообщений позиционированного содержания каждому адресату внутри аналитического текста. Наличие таких посланий внутри аналитического текста составляет его консультационное содержание. Текст собственно и состоит из разных сообщений для каждой выявленной группы адресатов, относительно которого произведено позиционирование аналитического содержания. Каждый адресат должен найти свое послание в консультационном тексте.

Затем происходит перевод этих сообщений в презентацию текста. Получение ответов от разных аудиторий приводит к инициированию фабрикой мысли так называемого делиберативного процесса коммуникации, или глобальных консультаций в области публичной политики. После получения ответа от того или иного адресата, консультант, или фабрика мысли, в роли которой может выступать и преподавательская команда, и команда магистрантов, осуществляет открытый обмен сообщениями между различными группами аудитории, который приводит к столкновению их точек зрения, обсуждению, коррекции чьей-либо позиции или конвенционализации позиций.

При этом под конвенционализацией, как отдельной задачей гуманитарной технологии «фабрики мысли», понимают нахождение такой позиции или точки зрения, которая позволяет вначале понимать различным адресатам друг друга, а затем и достигать консенсуса. Кроме этого, в рамках данной гуманитарной технологии принято выделять делиберативный процесс (от англ. Deliberate — обдумывать, взвешивать, совещаться, обсуждать), т.е. процесс массовых консультаций фабрик мысли по общественно значимым, профессионально ценным проблемам и привлечения к разработке проектов, в том числе связанных с образовательной политикой, как можно больше субъектов образования.

В рамках такой новой стратегии фабрики мысли проводят круглые столы для высших должностных лиц, которые соответственно заканчиваются формированием сценария развития под патронажем фабрики мысли; инициируют «проекты публичных диалогов» в партнерстве с различными организациями для обсуждения значимых для профессионального сообщества вопросов; работают совместно с общественными и профсоюзными организациями над исследовательским заказом; проводят опрос общественного мнения и развивают новые технологии, которые позволяют в системе конференции составлять рейтинг и значимость предпочтений; проводят переговорные площадки с представителями разных структур.

Таким образом, делиберативный процесс характеризуется открытым и программируемым содержанием: совершенно определенной конвенциональной коммуникативной стратегией инициаторов и большинства участников, наличием наперед известных и открытых инструментов и этапов коммуникации, получением согласованных результатов в виде сценария и протокола развития, планов публичных диалогов, конференций, муниципальных встреч, программированием исследовательских заказов и, в конце концов, выходом на то или иное управленческое решение, тот или иной корпоративный социально значимый проект. Делиберативный процесс - один из самых мощных инструментов социального взаимодействия при посредстве гуманитарной технологии «фабрики мысли».

Итак, для гуманитарной технологии «фабрики мысли» характерно выделение следующих этапов:

1. инициирование темы,

2. проблематизация, постановка вопросов,

3. предпроектное исследование (на этом этапе назначается какой-либо один, достаточно крупный эксперт, который анализирует материал, планирует проектное исследование, осуществляет набор экспертов, определяет размеры финансирования и временные рамки работы по исследованию);

4. осуществление собственно исследования, во время которого после каждого этапа работы могут проводиться семинары с приглашением внешних сотрудников, непосредственно не занимающихся исследованием;

5. написание аналитического доклада в форме консультационного текста с конкретными выводами и адресными рекомендациями;

6. презентация исследования на пресс-конференции (делиберативный процесс). В ходе делиберативного процесса происходит обсуждение поставленной проблемы специалисты, участвовавшими в проекте, и экспертами, в режиме телешоу, брифинга с журналистами, публичных дебатов, круглых столов, конференций, семинаров.

7. формирование заказа на следующее исследование, создание сценария развития (например, программы развития образовательного учреждения, системы образования в регионе).

Гуманитарная технология «фабрики мысли» в образовательном процессе магистратуры может быть реализована в форме переговорных площадок по социальному партнерству между образовательными учреждениями и представителями бизнес-структур, общественных организаций и пр.; через инициирование инновационных проектов, направленных на разрешение актуальных проблем в общем и профессиональном образовании, посредством создания магистрантами, преподавателями разножанровых научных, консультационных текстов, направленных на постановку значимых проблем, в режиме консультаций, пресс-конференций, брифингов по разрешению профессионально-образовательных затруднений.

Основные понятия

фабрика мысли, проект, консультационный текст, делиберативный процесс

Вопросы

1. В чем, по Вашему мнению, заключается смысл метафоры «фабрика мысли»?

2. Каков образовательный потенциал данной гуманитарной технологии?

3. Какие Вы можете назвать отличия консультационного текста от текста аналитического?

4. Какие правила проведения переговорных площадок, пресс-конференций, брифингов, круглых столов Вы можете предложить?

5. В чем, на Ваш взгляд, проявляется культура взаимодействия с аудиторией, какие основные правила и приемы можете назвать?

Наши рекомендации