Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя. Имидж — понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной по­зиции (имидж политического деятеля)

Имидж — понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной по­зиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педа­гога), образованию (имидж выпускника Гарвардского универси­тета) и, наконец... к вещам (мерседес — не просто машина!).

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по от­ношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно ска­зать, что имидж — это образ, включающий внутренние и вне­шние характеристики.

«Существует ли специфический имидж учителя?» — задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвер­дительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессио­нальной среде очень быстро». Причину подобного автор видит в том, что «...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою инди­видуальность, самобытность...» [31, с. 94].

В современном, потерявшем многие былые ориентиры рос­сийском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли толь­ко экономический фактор определяет имидж учителя и отноше­ние к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в обществен­ном сознании типичных особенностей ее представителей.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя вос­принимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что од­ним из результатов восприятия учителя учеником является фор­мирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс постро­ения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивиду­альных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Имидж педагога



Есть и другая сторона проблемы — педагог, который занима­ется созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для уче­ников и учителей. Поданным Е. Русской, в списке десяти профес­сионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.

Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной фор­ме, которая может содержать следующие структурные компонен­ты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникатив­ные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. М и -тиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний ком­поненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку [31, с. 91].

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать ра­бочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педа­гогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, кото­рая конкретизируется такими формами общения, как профессио­нализм, пластичность, выразительность и т.д.

«Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вер­бального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий...», способен «оживить урок», сделать его экс­прессивным, приблизить к естественному общению [30, с. 49].

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, ин­тересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие струк­турные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности

Наши рекомендации