Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации образования
Межакова Е.Я.
Изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, требуют переосмысления и целей школы. В условия модернизации Российского образования особое внимание уделяется повышению качества и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями. Исследования Российской академии образования дают представления о качественном образовании, которое призвано вооружить учащихся такими знаниями, умениями и навыками, которые будут актуальны и востребованы в будущем, а также сформировать и развить такие личностные качества, которые облегчат адаптацию будущего выпускника и позволят реализовать в современном обществе. Такой подход требует обновление образование, пересмотра его содержания, форм и методов обучения. На наш взгляд, профильное обучение обеспечивает заявленные современным обществом критерии по ряду причин.
Во-первых, профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом, являющимся новой парадигмой образования: школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация являются приоритетной задачей. Во-вторых, профильное обучение – это система специализированной подготовки, ориентированная на социализацию учащихся с учётом реальных потребностей рынка труда.
В-третьих, это такая форма обучения, при которой учитываются интересы, склонности, способности старшеклассников. Создаются условия для максимального развития их познавательных запросов в определённых предметных областях.
С 2004 года МОУ Красненская сош им. М.И. Светличной включена в работу по организации профильного обучения. В течение 4 лет в учреждении реализовался социально - экономический профиль, в 2008 году для учащихся 10 классов открыт технико-технологический профиль.
Профильному обучению предшествует предпрофильное, осуществляемое в основной школе. Его цель - не удовлетворение запросов и развитие способностей в определённой области, а выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе представленных курсов, охватывающих основные области знания, позволяющих составить представления о характере профессионального труда людей с опорой на жизненный опыт. Главным для построения профильного обучения является выбор учащихся. Процесс этот довольно трудный, поэтому выбору профиля обучения предшествует предварительная диагностика родителей и учащихся, позволяющая определить познавательные потребности учащихся. С целью профессионального самоопределения выпускников 9 классов введены элективные курсы «Слагаемые выбора профиля обучения и направления образования» и психологический курс «Выбор профиля обучения». На занятиях учащиеся узнают полную информацию об интересующих профессиях, используя ресурсы сети Интернет, изучают запросы общества на определённые профессии. С целью формирования полных представлений о возможном профиле обучения для учащихся организовано проведение элективных курсов, которые помогают учащимся окончательно определиться с выбором профиля обучения, как можно больше узнать о профессиях, относящихся к данному профилю. Учащимся предоставляется посетить на выбор такие элективные курсы как «Практическое право», «Транспорт», исследовательская деятельность «Вода удивительная и удивляющая». Интересными для учащихся 9 классов являются Дни открытых дверей, организуемые с посещением уроков в профильных классах. Такая форма организации позволяет увидеть специфику работы в профильных классах, оценить уровень подготовки и результативность работы учащихся. Приём учащихся в профильные классы осуществляется по результатам итоговой аттестации и предоставляемым портфолио.
Организуя профильное обучения в школе, усилия были направлены на обеспечение качественной подготовку по профильным предметам, обеспечения выбора курсов, обеспечивающих предпрофильную подготовку и профильное обучение, прежде всего на дифференциацию содержания образования. Организация обучения в профильных классах осуществляется в соответствии с выбранным профилем. Количество часов на изучение предметов базового и профильного уровней определяется учебным планом. Особое внимание на данном этапе уделяется элективным курсам по выбору. Не всегда учащиеся 10-11 классов выбирают элективные курсы, отражающие специфику предметов профильного уровня. Так, наряду с элективными курсами «Ювенальное право» и «Социология» в 10-11 классах учащиеся выбирают элективные курсы по английскому языку и информатике. И этот выбор оправдан, поскольку информатизация современного общества предусматривает владение будущих специалистов во всех областях персональным компьютером.
Наиболее важной проблемой профильного обучения является проблема профессиональной готовности учителей к работе в профильных классах. Преподавание предметов нашей школе осуществляют педагоги, имеющие первую и высшую квалификационные категории, среди которых есть победитель конкурсного отбора конкурсном отборе лучших учителей общеобразовательных учреждений на получение денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование области 2008 года. Анализ результатов профильного обучения учащихся за последние 3 года свидетельствует о позитивных изменениях. Учащиеся, обучающиеся в профильных классах имеют повышенную мотивацию. Ежегодно учащиеся профильных классов становятся победителями районных предметных олимпиад и конкурсов, принимают участие во всероссийских Интернет-конкурсах и олимпиадах. Так, по итогам районных олимпиад в 2007-2008 учебном году среди участников профильных классов победителями и призёрами стали 8 человек по отношению к 1 учащемуся непрофильного класса.
Использованная литература
1. «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России № 2783 от 18.07.2002),
2. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели, организация и методическое сопровождение.-М.: «5 за знания», 2006.-с.28-29.