Требования к подготовке педагогов в условиях модернизации российского образования

Цель модернизации педагогического образования — создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.

Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

В процессе модернизации системы образования одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования и управления инновационными процессами.

Сегодня установка на модернизацию есть нечто большее, чем требование для «более отсталой» страны догнать другие, более развитые. Как будет подробно описано далее, эти более развитые страны создали и с успехом используют инновационные механизмы перманентного развития, и поэтому подлинная модернизация состоит не в том, чтобы догнать и воспроизвести определенный (сегодняшний) уровень организации образования в этих странах, а в том, чтобы освоить инновационные механизмы развития производства и общества в целом, включая систему образования.

Такая установка объясняет парадоксальный факт в отношениях отечественной системы образования и систем образования в тех развитых странах, которые мы собираемся догонять. По оценке экспертов, в Советском Союзе была создана система образования, которая до сих пор по многим показателям может служить образцом для этих стран[2]. Но, тем не менее, мы говорим о необходимости модернизации. Суть в том, что речь идет, прежде всего, об освоении механизмов развития, без которых наша, в свое время уникальная система образования будет все более и более отставать от образовательных систем развитых стран. Это уже имеет место в таких решающих областях как информатизация или подготовка широкого слоя высоко профессиональных рабочих и служащих. Таким образом, речь должна идти не о следующей, после 60-х годов реформе образования, которая определит его на очередные 15-20-30 лет, а о возможности его постоянного развития и о механизмах такого развития. Инновационная идеология и практика требуют также, чтобы это развитие было опережающим по отношению к другим, конкурирующим системам образования. Из этого следует, что каждая наличная ситуация должна быть признана в качестве неудовлетворительной по отношению к проектируемой будущей ситуации.

Реализация задачи модернизации образования отличается еще и тем, что данная сфера выполняет специфическую функцию в обществе – она обслуживает потребности других общественных сфер, так, например, удовлетворяет потребности освоившего инновационные механизмы развития производства и одновременно является фактором его развития, создавая феномен опережающего развития кадрового потенциала.

С этой точки зрения термин «модернизация» является не самым удачным, поскольку он акцентирует именно составляющую «догнать!», тогда как ставится, по сути дела, задача быть впереди в области образования и, тем самым, в тех областях, которые оно призвано обслуживать[3]. «Альтернатива проста: образование будет либо фактором застоя, либо стимулом для экономического роста и повышения благосостояния, конкурентоспособности и национальной безопасности страны. Да, мы привыкли к мысли, что у нас самое лучшее в мире образование, но, увы, даже самое лучшее имеет свойство устаревать. В оторванности образовательной отрасли от потребностей страны и состоит основная коллизия, которую должна разрешить модернизация образования»[4].

В цитируемом докладе С.Л. Катанандова, руководителя рабочей группы Президиума Государственного совета РФ по вопросам реформы образования, перечислено то в сфере образования, что нуждается в изменении (и тем самым в косвенной форме намечаются ориентиры модернизации):

· малоэффективное содержание общего образования;

· недостаточно эффективное профессиональное образование;

· неэффективное управление образованием;

· устаревшая система социально-экономического обеспечения и подготовки педагогических кадров.

Резюмируя эту критику, докладчик говорит о том, что существующая организация образования в России ограничивает эффективность ее развития и не позволяет решить центральную задачу модернизации образования – обеспечить его современное качество, выстроить эффективную образовательную систему с действенной экономикой и управлением, которая бы отвечала запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества и государства.

Принципиально, что и в докладе С.Л. Катанандова и в докладе рабочей группы Президиума ГС РФ по вопросам реформы образования постоянно подчеркивается, что суть модернизации – в освоении механизмов развития: «Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования..»[5], «Важнейшей целью модернизации управления отраслью должно стать создание системы постоянного обновления образования.»[6] Сегодня такими механизмами устойчивого развития и постоянного обновления выступают прежде всего инновационные способы развития производственных и общественных систем.

В пакете подготовительных документов к запуску процессов модернизации, который включает в себя Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 за №1756-р) и изменения в Законе об образовании, была намечена совокупность мер и мероприятий, планов и программ по развитию и реализации концептуальных положений модернизации образования.

Надо отметить, что эти программы и мероприятия активно осуществляются, главным образом под эгидой Министерства образования РФ. В этом отношении показателен доклад министра образования РФ В.М. Филиппова на итоговой Коллегии Министерства образования РФ 26 февраля 2003 года. На Коллегию был представлен подробный аналитический доклад по итогам работы системы образования в 2002 году, а в самом докладе была детализирована программа работ на 2003 год.[7] Акцент был сделан на следующих акциях:

· апробация в ряде регионов новой Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста;

· принятие закона о новом порядке финансирования общеобразовательных школ, в соответствии с которым заработная плата в школах и финансирование их учебных расходов переводится с местного уровня на уровень субъектов Российской Федерации. Это – возвращение государства в образование, усиление его ответственности в самом главном – в оплате труда учителей и в обеспечении учебного процесса;

· повышение окладов и переход на более гибкую отраслевую систему оплаты труда при сохранении определенных гарантий по оплате труда работникам учреждений образования, подведомственных муниципалитетам и субъектам Российской Федерации.

· открытие для всех школ, получивших статус юридического лица, собственных бюджетных и внебюджетных счетов;

· принятие нового поколения стандартов общего среднего образования;

· для профессионального образования новым общесистемным шагом является определение в 2003 году, в совместной работе с регионами, прогноза подготовки кадров специалистов, соответствующего приема в 2004-2006 гг. в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на основе баланса выпускников 9 и 11 классов;

· приоритетная поддержка начального и среднего профессионального образования и перевод большинства соответствующих учреждений в ведение соответствующих субъектов Российской Федерации;

· переход от планов приема в вузы (ранее, по принципу ‑ от достигнутого), к конкурсному распределению государственного задания на подготовку специалистов по регионально-отраслевому принципу;

· введение в действие принятой поправки в Закон "Об образовании" относительно целевого приема в вузы студентов, которым устанавливаются государственные возвратные субсидии на основе договоров высших учебных заведений с администрациями муниципалитетов и субъектов Российской Федерации;

· продолжение эксперимента по дистанционному образованию, теперь уже на основании соответствующего Закона;

· быстрое завершение, силами Совета учебно-методических объединений в области техники и технологий, который работает на базе МГТУ, стройной системы многоуровневого инженерного образования. В этом году предстоит разработать модели государственных стандартов бакалавра и магистра по всем специальностям в области техники и технологий;

· предстоит серия мер как по расширению масштабов фундаментальных исследований (на сегодня эти объемы явно недостаточны), так и по повышению эффективности вузовской науки;

· предстоит осуществить ряд мер по созданию федерально-региональной системы аттестации и контроля качества образования на всех уровнях. Важнейшим элементом в оценке качества общего образования является система Единых государственных экзаменов, и такой мощный инструмент в 2003 году будет создан уже в 48 субъектах Российской Федерации;

· 2003-2004 гг. должны быть также годами активной реализации программы информатизации российского образования (поставка во все педагогические вузы комплектов дисплей-классов; создание нового поколения (около 50) электронных образовательных продуктов для общеобразовательных школ; ввод в действие электронных порталов ‑ по общему образованию и 7 специализированных порталов по различным направлениям высшего образования; начало эксплуатации федеральной электронной библиотеки по высшему образованию).

Главная цель педагогического образования – подготовить специалиста, способного решать многоплановые задачи профессиональной деятельности в динамично меняющейся социокультурной ситуации. Задачи, которые стоят перед нами, во многом определяются процессами, происходящими в общем среднем образовании. Государство и общество предъявляют к средней школе, наряду с хорошо известными, ряд новых требований, которые определяются как внутренними условиями нашей страны, так и воздействием общемировых процессов. В Концепции модернизации констатируется, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». Замечу, что проблема новых жизненных установок личности, которые призвана формировать школа, вызвала дискуссию в ходе обсуждения Концепции и заслуживает дальнейшего серьезного исследования.

На первый план в современных условиях выдвигается задача достижения нового, современного качества образования. И в этом вопросе далеко не все просто. В отечественной традиции образование не мыслится без освоения учащимися определенной системы знаний, которые являются фундаментом будущих жизненных успехов человека. При этом образование направлено на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Сегодня очень актуально развитие умения мыслить самостоятельно, аналитически, критически. Развитие сознательного отношения к образованию, умения учиться, добывать знания, успевать за переменами. Надо признать, что здесь в последние десятилетия школа явно недорабатывает. Вновь с особой остротой поставлена задача воспитания как неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Речь идет о формировании патриотизма и гражданской ответственности, духовности и высокой общей культуры. «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития национальных культур народов России, повышения ценности русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности». В качестве важных задач школы определено формирование правового самосознания, инициативности, способности к жизни в ситуации выбора, терпимости, более эффективное, чем сегодня, содействие социализации молодежи, ее активной адаптации на рынке труда. Развитие способностей, интересов, склонностей молодых, их профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка — это поле деятельности школы в союзе с учреждениями системы дополнительного образования, вузами, предприятиями и организациями.
Первостепенной задачей модернизации в общеобразовательной школе становится формирование современного содержания образования. Закрепить новые требования к содержанию образования должен государственный стандарт общего образования и вариативный Базисный учебный план, который позволит учесть особенности регионов, возможности образовательных учреждений и запросы конкретного ученика. Над проектом соответствующего Федерального Закона уже работает Государственная Дума. Пока стандартов общего образования нет, дискуссии о реформе образования имеют лишь теоретический смысл.

Система образования критикуется — и справедливо — за устаревшее и перегруженное содержание школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни. Необходимо разработать научно обоснованные подходы к формированию содержания образования на каждой ступени средней школы и механизмы его обновления, и к решению этих задач ученые педагогических вузов должны привлекаться более активно. Но вызывает настороженность то, как определены в Концепции модернизации «важнейшие составляющие стандарта знания наступившего века». Таких составляющих три: информатика, иностранный язык и базовые социальные дисциплины (экономика и право). В документе отмечается необходимость усиления роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся и их включение в трудовые отношения. Какие это дисциплины? Социально-гуманитарный цикл (названы экономика и право), всеобщая компьютерная грамотность, русский, родной и иностранные языки. Об иностранном языке сказано подробно: школа должна обеспечить знание выпускниками как минимум одного иностранного языка на уровне функциональной грамотности (с введением обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы). Предполагается также ввести обязательный экзамен по информационным технологиям за курс основной школы.

Полностью поддерживая эти требования и понимая, что акценты расставлены с учетом новых задач, не могу не высказать тревоги по поводу «списочного», перечислительного отношения к русскому языку, отсутствия даже упоминания о таких школьных дисциплинах, как история и литература. Это явно не согласуется с очень справедливыми тезисами о том, что новая ценностная система включает понятия духовности, культурной насыщенности, уважения к отечественным традициям. Мы убеждены в том, что родной язык, родная литература и родная история составляют основу формирования личности.

Не только о гуманитарной, но и о естественнонаучной составляющей нашего образования сказано вскользь. Озабоченность (на мой взгляд, обоснованную) по этому поводу выразил лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН Жорес Алферов. В актовой лекции «Первоклассникам века» 1 сентября 2001 г. он напомнил, что достижения естественных наук являются основой успехов страны в науке и технике, а значит, в реальной экономике.
Предстоящее введение профильного обучения в старшем звене средней школы требует отработки гибкой системы профилей, более тесной связи старшего звена школы с вузами, учреждениями начального и среднего профессионального образования, поскольку здесь уже осуществляется предпрофессиональная подготовка. Необходимо уже разработать содержание специализированного (профильного) обучения, создать комплекты учебников и учебных пособий для старшей ступени школы. Наш университет готов включиться в эту экспериментальную работу.

Как отметил Андрей Фурсенко, выступая в Совете Федерации в рамках “Правительственного часа”, в текущем году Министерство образования и науки РФ уделяет особое внимание достижению плановых показателей, зафиксированных в качестве ориентиров для всей системы образования и направленных на повышение качества общего образования.

“Модернизация системы образования изменила многие представления об учителе современной школы и об управлении образовательным учреждением. Нужен “новый учитель” для “новой школы”. Это учитель, который несет ответственность за качество результата.

Изменение содержания, а главное, методов и технологий обучения, новые требования к результатам обучения при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования требуют основательной подготовки и переподготовки кадров, а значит перестройки всей системы педагогического образования”, – подчеркнул министр.

По словам А.Фурсенко, создание условий для осуществления образовательного процесса на качественно новом уровне позволит обеспечить плановый переход на новые образовательные стандарты, на достаточном уровне развить школьную инфраструктуру и повысить мотивацию педагогов к освоению новых, в том числе информационно-коммуникационных, технологий. Повышение заработной платы учителей, отметил министр, будет способствовать моральному и материальному стимулированию учителей, повышению заинтересованности в качестве результатов профессиональной деятельности.

Как считает глава Минобрнауки, комплекс мер, направленных на повышение престижа учительской профессии, позволит привлечь в школы (по данным социологических опросов, проведенных в учреждениях высшего и среднего профессионального образования педагогической направленности) на 10 процентов молодых специалистов больше, чем в 2010 году (9100 чел.). Так, за первое полугодие 2011 года на модульных курсах повышения квалификации прошли обучение свыше 220 тыс. слушателей.

Далее он сообщил, что с 2011 года Минобрнауки России совместно с субъектами Федерации реализуют проект по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей через направление субсидий. Всего из федерального бюджета в 2011-2013 годах на государственную поддержку модернизации региональных систем общего будет направлено 120 млрд. рублей, в 2011 году – 20 млрд. рублей, в 2012 году – 60 млрд. рублей, в 2013 году – 40 млрд. рублей.

По данным Минобрнауки, реализация проекта по модернизации региональных систем общего образования обеспечит повышение среднего уровня заработной платы учителей в 4 квартале 2011 года не менее чем на 30 процентов по сравнению со средним уровнем заработной платы учителей в 1 квартале 2011 года. Ключевым показателем эффективности работы субъектов Российской Федерации является соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за 4 квартал 2010 г. и среднемесячной, по данным Росстата, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2011 года.

Как подчеркнул министр, в результате проведения всего комплекса мероприятий по государственной поддержке модернизации региональных систем общего образования уровень заработной платы учителей должен достигнуть по всем субъектам Российской Федерации уровня заработной платы работников организаций в целом по экономике субъектов Российской Федерации. Он привел пример, что в 40 субъектах Российской Федерации средний уровень заработной платы учителей в сентябре текущего года достигнет среднего значения заработной платы в целом по экономике соответствующих субъектов Российской Федерации за 1 квартал 2011 года, среди них: Белгородская, Владимирская, Калужская, Липецкая, Московская, Орловская, Тамбовская, Тульская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Волгоградская, Ростовская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Свердловская Кемеровская, Новосибирская, Омская, Сахалинская области, Санкт-Петербург, республики Калмыкия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Чувашская, Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Краснодарский, Алтайский, Забайкальский, Хабаровский, Камчатский края, Чукотский автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Задача Министерства образования и науки Российской Федерации, отметил А.Фурсенко, состоит с одной стороны в том, чтобы довести средний уровень зарплаты учителей до среднего уровня по экономике, а с другой стороны выдержать соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда в структуре заработной платы.

Далее глава Минобрнауки отметил, что сегодня надо говорить и о новой категории управленческих кадров, о специалистах, обладающих способностью представлять пути развития учреждения, рынка образовательных услуг, образования в целом. “Без умения видеть перспективу, постоянно корректировать стратегию и искать альтернативу, сегодняшний управленец в образовании немыслим. Подготовка профессиональных управленцев – особо важная задача в условиях модернизации системы общего образования”, – заметил он.

По словам министра, в субъектах Российской Федерации также предусматриваются меры социальной поддержки учительства, в том числе идет увеличение объемов социальной поддержки и материального поощрения учителей. В частности, помимо получивших распространение во многих регионах разовых выплат молодым учителям, премирования лучших педагогов, есть регионы, в которых на уровне органов исполнительной власти утверждены нормативные правовые акты, обеспечивающие стабильную социальную и материальную поддержку педагогическим работникам. Например, в Кировской области утвержден порядок предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и бесплатным электроснабжением путем компенсации 100 процентов расходов в виде ежемесячной денежной выплаты всем работникам образовательных учреждений. В свою очередь в Республике Хакасия осуществляется предоставление целевых субсидий бюджетам муниципальных образований на разработку и реализацию мер по приобретению жилья молодым учителям, работающим в сельской местности.

В выступлении руководителя Минобрнауки отмечалось, что в 56 субъектах Российской Федерации осуществляются меры социальной поддержки молодых учителей в виде единовременных выплат, компенсации оплаты съемного жилья, оплаты обучения в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования, оплаты стажировки в образовательных учреждениях в странах ближнего и дальнего зарубежья и другие.

Как считает А.Фурсенко, в закреплении молодых специалистов на своих рабочих местах в школах важную роль играет методическая помощь опытных педагогов. С целью использования педагогического потенциала опытных учителей в ряде субъектов Российской Федерации возрождены институты наставничества (Алтайский, Краснодарский, Красноярский края, Ивановская, Липецкая, Московская, Псковская, Томская области, республики Кабардино-Балкарская, Северная Осетия – Алания, Татарстан). Привлечение молодых специалистов в школы, поддержка педагогов – наставников, по мнению министра, действенные меры по закреплению молодежи в школах, культивированию уважительного отношения к опытным педагогам и снятию социальной напряженности в учительской среде.

Как отметил А.Фурсенко, мероприятия по совершенствованию учительского корпуса направлены, с одной стороны, на совершенствование социальной, моральной и финансовой поддержки учительства, а, с другой стороны, на повышение ответственности педагогических работников за собственный вклад в развитие системы образования.

Затем министр образования и науки РФ ответил на многочисленные вопросы сенаторов. Членов Совета Федерации интересовали следующие темы: подготовка преподавателей для детей-инвалидов, строительство новых школ и студенческих общежитий, создание интернатур для студентов педагогических вузов, комфортная и безопасная доставка детей в школы, повышение студенческих стипендий, создание образовательного канала на телевидении и в Интернете и другие вопросы. В том числе на заданную тему задали вопросы: председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, заместитель председателя СФ Светлана Орлова, сенаторы: Олег Пантелеев, Руслан Гаттаров, Зинаида Драгункина, Андрей Рязанский, Виктор Косоуров, Вера Оськина, Алексей Сокин.

По завершении доклада министра образования и науки РФ Совет Федерации принял за основу постановление палаты “О состоянии и перспективах подготовки педагогических кадров в условиях модернизации”. По этому вопросу выступил глава профильного Комитета СФ Юрий Солонин.

В Постановлении СФ в частности подчеркивается, что развитие образования в значительной степени зависит от ценностных ориентиров, квалификации и мастерства педагогов, профессиональных и человеческих качеств каждого из них. “Сегодня остро стоят вопросы модернизации системы подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации и переподготовки. По-прежнему остаются актуальными создание и методическое обеспечение учебных программ, необходимых для подготовки педагогов, специалистов, методистов, экспертов”, – отмечается в документе.

Совет Федерации неоднократно поднимал вопрос о необходимости совершенствования системы подбора, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Так, в рекомендациях парламентских слушаний “О нормативно-правовой поддержке педагогов в Российской Федерации”, “О концепции проекта федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, “Профессиональное образование и модернизация России: законодательный аспект” предложены конкретные меры государственной поддержки педагогов.

В Постановлении палаты предложено правительству Российской Федерации, субъектам РФ в пределах своих полномочий рассмотреть вопрос о сохранении и развитии действующей сети профильных педагогических образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, в том числе разработать и реализовать комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих и педагогических кадров в соответствии с современными требованиями.

Также предложено работать и принять программу модернизации системы педагогического образования, обеспечивающую эффективность деятельности учреждений профессионального и дополнительного профессионального образования, повышение качества и непрерывность образования педагогических работников.

Кроме этого в Постановлении палаты рекомендовано обеспечить своевременное информирование педагогических работников о мерах социальной поддержки и материального поощрения, принимаемых на федеральном уровне.

Актуализация проблемы поиска новых теоретико-методологических оснований модернизации педагогического образования связана с необходимостью решения насущных проблем современной школы.

Во-первых, следует указать на проблему готовности учителя к педагогической поддержке ученика, к сопровождению его по пути личностного и профессионального становления. В процессе межличностного взаимодействия учителя с учащимися происходит обмен опытом, знаниями, мировоззренческими представлениями, оказывается содействие развитию их личности. Несомненно, что сотрудничество между учителем и учащимися, возникновение конструктивного диалога между ними, сама возможность оказания позитивного педагогического влияния на ученика определяется уровнем личностной зрелости учителя, наличием у него коммуникативной культуры, его способностью установить эмоционально-ценностные отношения с воспитанниками, создать благоприятный психосоциальный климат в учебной группе.

Во-вторых, значимой в контексте определения концептуальных положений модернизации педагогического образования представляется проблема подготовки учителя к реализации этической составляющей педагогической деятельности. Этический аспект в профессиональном труде учителя отражает систему его ценностей, отношений, нравственных установок, является моральной основой профессиональных действий и поступков, предопределяет гуманистическую направленность педагогического мышления.

В деятельности педагога следование этическим нормам является одним из главных профессиональных требований. Важность данного требования вытекает из самой специфики педагогической профессии: социальное значение учителя как транслятора культуры, нравственных ценностей, примера, образца для подражания; оказание педагогом влияния на становление и развитие личности ученика, его дальнейший жизненный путь.

В-третьих, следует отметить такой значимый фактор эффективной профессиональной деятельности учителя, каким является его информативная ценность для учащихся. Особую актуальность данный фактор приобретает в эру компьютерных технологий, когда учитель уже перестает быть основным источником информации для учеников. Меняются приоритеты в реализации профессиональных функций учителем: его главной задачей становится уже не трансляция знаний, а содействие учащимся в поиске нужной информации, формирование у них умений ее фильтрации, определения степени достоверности, полезности, практическом применении полученных знаний. Главными преимуществами учителя перед другими источниками информации продолжает оставаться наличие у него целостной, структурированной системы знаний в данной предметной области, позволяющей ему раскрывать перед учащимися сущность изучаемых ими объектов и явлений, содействовать формированию у них систематизированных знаний по конкретной учебной дисциплине. В процессе взаимодействия учителя и ученика осуществляется не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

В-четвертых, важнейшими профессиональными качествами учителя являются его способности к эмпатии и рефлексии. Способность к эмпатии отвечает гуманистической сущности педагогической профессии, характеризует его готовность к сопереживанию, пониманию воспитанника, является необходимым условием для конструктивного взаимодействия с ним, оказания ему педагогической поддержки. Детерминантой профессионального успеха учителя является его способность к рефлексии. Осмысление результатов собственной деятельности, анализ мотивов, поступков, принятых решений, допущенных ошибок является основой для накопления им педагогического опыта, профессионального становления и развития.

В-пятых, необходимо отметить важнейшую социальную функцию учителя как транслятора культуры. В контексте концепции диалога культур современный учитель призван осуществлять миссию медиатора между культурой и личностью познающего субъекта. Несомненно, формирование соответствующей готовности у будущего учителя является важнейшей задачей его профессионального обучения и личностного развития, что вполне возможно в пространстве педагогического образования, которое по своей природе само является посредником между студентом и педагогической действительностью.

В-шестых, особенностью модернизации современного педагогического образования является его направленность на формирование у будущего учителя творческого отношения к профессиональной педагогической деятельности. Наличие творческой стороны профессиональной педагогической деятельности обусловлено в глобальном понимании эволюционной природой человека, изменчивостью его сознания и поведения, а в более узкой интерпретации - уникальностью личности педагога и каждого воспитанника, неповторимым своеобразием конкретных условий сложившейся педагогической ситуации. Творческая деятельность педагога имеет своей целью инициирование новых позитивных изменений в воспитаннике, отвечающих представлениям об идеале воспитания. На пути достижения данной цели педагог ставит и разрешает проблемы, анализирует педагогические ситуации, выбирает наиболее продуктивные в данных условиях способы деятельности, модифицируя, комбинируя уже известные формы, методы, средства, разрабатывая и применяя при необходимости новые, отказываясь от бесперспективных, неэффективных действий. Творчество учителя - это созидание нового в ученике, помощь в выработке у него знаний, мировоззренческих представлений, практических умений на основе достижений человеческой культуры.

В-седьмых, особую значимость в аспекте осуществления модернизации педагогического образования приобретает необходимость его ориентации на перспективу. Развитие педагогической профессии и подготовки к ней идет по объективным законам, эти законы необходимо исследовать для прогнозирования, выявления общих тенденций будущего профессионального образования. Труд учителя становятся более сложным в интеллектуальном плане, от него требуется выполнение сложнейших умственных операций: анализа, синтеза, комбинирования, прогнозирования, моделирования и т.д.

В-восьмых, обоснованным представляется в аспекте модернизации педагогического образования концептуальный тезис о профессиональной духовности учителя (Б.З. Вульфов). Профессиональная духовность учителя трактуется как максимальное проявление человеческого начала учителя в его профессиональном исполнении. Приведенная трактовка этого сложного феноменального состояния, свидетельствующая о духовной сущности сплава личного и профессионального начал в деятельности учителя, позволяет рассматривать данный концептуально-методологический тезис в качестве важнейшего основания для моделирования процесса и формирования содержания подготовки студента в системе педагогического образования как личности, с устойчивой ориентацией на высшие гуманистические ценности.

В-девятых, ориентированность учителя на разработку и реализацию инновационных программ, современных информационных технологий как ведущих факторов достижения эффективных результатов в современном образовательном процессе. Своеобразие сложившейся образовательной ситуации состоит в том, что нередко ученик лучше учителя владеет новейшими компьютерными технологиями и оказывается в большей мере адаптированным к жизни в информационном обществе, к поиску необходимых данных, их фиксации и обработке, сетевой коммуникации.

В-десятых, для профессионального и личностного развития учителя особое значение приобретает его стремление к самоактуализации. В настоящее время актуальность проблемы саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности по-прежнему остается высокой, учитывая, что человек, достигший уровня самоактуализации, добивается полного использования своих талантов, способностей, потенциала, одним словом, становится полноценно функционирующим человеком. Подготовка студентов в педагогическом вузе должна рассматриваться как путь к реализации их собственных смыслов жизни.

Соответствие этим требованиям может быть достигнуто в рамках реализации компетентностный парадигмы педагогического образования, ориентированного на формирование и развитие личностно-профессиональной компетентности будущего учителя, что детерминирует, в свою очередь, значимость разработки модельных представлений о системе профессионально-личностных компетенций, которыми должен овладеть будущий учитель.

В мае 2014 года в соответствии с поручением Президента РФ разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Комплексная программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленные на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога, закрепленные в принятых федеральных программно-целевых документах - государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы.

На сегодняшний день существует необходимость в коренных изменениях в системе подготовки педагогических кадров на структурном и содержательном уровнях.

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам Послания Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. Минобрнауки России реализуется комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец (от 28 мая 2014 года № 3241п-П8). Работа по модернизации педагогического образования – одно из направлений этой программы.

Наши рекомендации