Педагогические основы управления
К основным принципам управления РЗВнеобходимо отнести
v принцип развивающего обучения. В условиях специальной педагогической работы его реализация предполагает целенаправленное управление РЗВ, обусловливает организацию зрительной деятельности детей на разных уровнях (от элементарных действий до широкой познавательной деятельности). При этом опережающее обучение проявляется в постановке перед ребенком таких учебных задач, продуктивность решения которых определяется не только реально существующим, но и необходимым уровнем развития зрительного восприятия. Тем самым активизируется зрительная деятельность детей.
v Принцип доступности обучения: должны быть специально обучены тому, что дети с нормальным зрением постигают самостоятельно.
v принцип всесторонности, реализация которого обусловливает осуществление работы по РЗВ в различных видах деятельности (учебной, досуговой, творческой).
v Принцип сознательности и активности подразумевает постоянное и творческое участие детей в усвоении и применении знаний и позволяет педагогу целенаправленно управлять мотивационной стороной зрительного восприятия, которая является важным фактором высокого уровня его развития. Средством осуществления этого принципа в специальной педагогической работе является отбор такого материала обучения, который был бы значим для познания ребенком окружающего мира на данный момент. Это способствует активности оперирования знаниями и умениями детей, что необходимо для прочного усвоения полученных знаний.
v Реализация принципа преемственности, то есть постоянного многоступенчатого обучения, не только способствует обогащению сенсорного опыта детей, но и обеспечивает непрерывность работы по развитию зрительного восприятия на дошкольном и школьном этапах жизнедеятельности ребенка.
У детей наблюдалось ухудшение зрительного восприятия и входящих в его систему других когнитивных процессов, если коррекционные занятия прекращались после их поступления в школу. Это обусловлено слабостью, неустойчивостью и тенденцией к распаду зрительных образов при патологических состояниях нейрозрительного аппарата.
v принципы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения: применение предполагает глубокое и всестороннее изучение каждого ребенка. Анализ результатов диагностических исследований должен быть положен в основу создания и использования коррекционных программ.
v Принцип систематичности и последовательности в процессе работы по развитию зрительного восприятия заключается в том, что логический порядок обучения определяется не только общими закономерностями протекания этого процесса, но и состоянием зрения, поэтапностью лечебно-восстановительной работы, задачами коррекционно-педагогической деятельности. Разнородность контингента по уровню развития зрительного восприятия и по степени и характеру зрительного дефекта предполагает специфические средства достижения систематичности и последовательности учебно-воспитательного процесса: повышение уровня сенсорной готовности к обучению, развитие зрительно-моторной координации, зрительно-пространственной ориентировки.
Задачи РЗВ
1.Первая группа - расширение и коррекция предметных представлений и способов обследования предметов через:
1)расширение и углубление ЗНАНИЙ о предметах (таких родовых понятиях, как овощи, растения (деревья, кустарники, цветы), посуда, одежда, транспорт). Формирование обобщающих ПОНЯТИЙ.
2)формирование системы основных УМСТВЕННЫХ действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) - научиться последовательно рассматривать, выделять главные отличительные признаки предметов одного вида и рода, узнавать по ним предметы в новых усложненных условиях восприятия и в новых причинно-следственных связях;
3)формирование способов ОБСЛЕДОВАНИЯ предметов (зрительного, зрительно-осязательного, полисенсорного);
Обучение зрительному обследованию предметов.
1.Зрительное обследование натуральных предметов ближайшего окружения (в соответствии с возрастом ребёнка выбираются предметы - от простой ко всё более сложной форме, с постепенным увеличением зрительно воспринимаемых признаков).
2.Зрительное обследование игрушек, геометрических фигур (как и в первом случае- то простой ко всё более сложной форме, с постепенным увеличением зрительно воспринимаемых признаков).
З.Зрительное обследование предметных изображений (от простых к 6олёе сложным), сопровождаемое соотнесением изображений с предметами.
4.Зрительное обследование сюжетных изображений (от простых одноплановых, с небольшим количеством изображённых предметов до изображений с двух, трёхплановой перспективой и с постепенным увеличением числа изображённых предметов)
5.Зрительное узнавание, нахождение предметов (игрушек. геометрических фигур, предметных и сюжетных изо6ражений по описанию педагога, с опорой на имеющийся зрительный опыт детей.
6.Описание детьми зрительно воспринимаемых предметов, игрушек, геометрических фигур, предметных и сюжетных изображений, предъявленных педагогом и по памяти (сначала - с помощью вопросов педагога, позже самостоятельно).
Беседа по развитию умения видеть признаки предметов.
Что нам помогает увидеть яблоко - его цвет, форму, величину? - глаз.
Яблоко красное, зелёное, румяное, большое или маленькое, круглое или продолговатое. Что мы ещё узнаем о нём, если потрогаем? - гладкое или шершавое, тёплое или холодное, мягкое или твёрдое. С помощью чего мы узнали, что оно твёрдое? - С помощью руки. Закройте глаза и по запаху определите. где находится яблоко. Что помогает определить запах яблока? -нос. Что мы должны сделать, чтобы определить вкус яблока? - надкусить. Что можно узнать, надкусив яблоко? Яблоко вкусное, кислое, сладкое, сочное. А теперь расскажите о6 этом яблоке, которое видите, можете пощупать, понюхать, надкусить. Это яблоко, оно красное, круглое и большое. Яблоко ароматное, на ощупь гладкое и твёрдое. На вкус сочное, кисло-сладкое. Яблоки -это фрукты. Они растут на деревьях: Фрукты очень вкусные и полезные. Фруктовые деревья -это яблони, груши, персики, лимоны, апельсины, сливы. (Аналогично можно составить рассказ про грушу и Т. д.) Затем можно про кошку, посуду, одежду.
План зрительного обследования предметов.
1.Зрительное выделение ребёнком предмета, названного педагогом.
2. выделение и название ребёнком основных признаков предмета (цвета, формы, величины, материала, из которого сделан предмет, его пространственного расположения).
З. выделение и название основных частей предмета, особенностей его строения.
4. выделение и словесное обозначение ребёнком пространственного расположения частей предмета относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т.д.).
5.целостное зрительное восприятие предмета.
Обучение зрительному обследованию и выделению признаков явлёний природы
1.Непосредственные наблюдения (с участием педагога) за природой во время целевых прогулок, на экскурсии (например, на территории детского сада, в парке, в лесу):
2.Самостоятельное выделение ребёнком определённых признаков, характеризующих то или иное явление природы.
З.Осмысление происходящих в природе процессов (с помощью объяснений педагога).
4.Описание ребёнком воспринятых им признаков явлений природы (по вопросам и направляющим инструкциям педагога).
5.Обо6щение педагогом всей зрительной информации о данном явлении природы, полученной ребёнком в процессе наблюдений и самостоятельного выделения характеризующих это явление признаков.
6.Самостоятельное описание ребёнком данного явления природы ( в совокупности всех его признаков).
7.О6ъяснение ребёнком сути происходящих явлений природы (с помощью наводящих вопросов педагога).
ПРИЕМЫ работы по расширение и коррекция предметных представлений и способов обследования: активное и всестороннее использование педагогом одного и того же объекта восприятия (предъявление ранее обследованного предмета в условиях искажения одного из его свойств (перекрытие контура, контурное изображение и др.) или изменение его пространственного положения в группе предметов)