Психолого-педагогические основы ЦПП

Психолого-педагогические основы ЦПП - student2.ru

Процессуальная структура педагогического процесса

ü содержательно-целевой компонент;

ü организационно-деятельностный компонент;

ü эмоционально-мотивационный компонент;

ü контрольно-оценочный компонент.

Закономерности и принципы целостного педагогического процесса

Закономерности ЦПП - объективно существующие, устойчивые, повто­ряющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического про­цесса, характеризующие их развитие.

Принципы ЦПП- система исходных, основных требований к воспита­нию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагоги­ческого процесса и обеспечивающая его успешность

ЦПП строится на следующих принципа:

v гуманизации;

v демократизации;

v природосообразности;

v культуросообразности;.

v единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организа­ции их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом про­цессе в любых педагогических системах;

v научности;

v доступности и нарастающей трудности;

v наглядности

v систематичности и последовательности;

v сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы вос­питанников в сочетании с педагогическим руководством;

v прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития;

v связи теории с практикой и с жизнью;

v единства знаний и поведения;

v положительного эмоционального фона педагогического процесса;

v эстетизации детской жизнедеятельности;

v субъектности.

Правила реализации принципов педагогического процесса

Педагогические правила- система способов действия учителя в типич­ной ситуации в педагогическом взаимодействии.

Принципы реализуются через систему правил, отражающих частные положе­ния принципа и распространяющихся на его отдельные стороны.

Принцип гуманизации

• полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с ра­зумной требовательностью;

• опора на положительные качества воспитанника;

• создание ситуации успеха;

• защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогиче­ском взаимодействии.

Принцип демократизации

· индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса,

· организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей воспитанников;

· создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса;

· нормативно-правовое обеспечение деятельности воспитателей и воспитанни­ков, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;

· введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедея­тельности;

· взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии пе­дагогов и воспитанников;

· широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедея­тельности воспитанников в образовательных учреждениях.

Принцип природосообразности

· педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и ук­репляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового об­раза жизни;

· направлен на самовоспитание, самообразование, самообучение воспитанников;

· строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям вос­питанников;

· опирается на зону ближайшего развития.

Принцип культуросообразности

•понимание педагогического процесса как составной части культуры обще­ства и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающих их будущее;

· максимальное использование семейной региональной, народной материальной и духовной культуры;

· обеспечение единства национального, интернационального, межнационально­го начал в воспитании и образовании;

· формирование творческих способностей и установки воспитанников на пот­ребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Наши рекомендации