Развитие спонтанной иноязычной речи студентов с использованием интерактивных методов обучения
Е.А. Пчелинцева
Оренбургский государственный университет
Научный руководитель: О.М. Осиянова, доктор педагогических наук, доцент
Под спонтанной речью понимается речь неподготовленная, осуществляемая говорящим в постоянно меняющихся коммуникативных условиях [2]. Именно поэтому данный вид речи предстает реальным показателем уровня языковой компетенции говорящего. В реальной речевой коммуникации преобладает спонтанная речь. Она является основной, доминируя над подготовленной устной речью. Осознание этого факта привело к возникновению исследовательского интереса к спонтанной речи как особому лингвистическому и лингводидактическому феномену (А.М. Антипова, Л.К. Левай, В.В. Матвейченко, Е.А. Ножин, М.Л. Вайсбурд, А.Д. Климентенко, С.М. Мануйлов).
Проблема развития спонтанной речи является особенно актуальной при изучении иностранных языков (ИЯ), так как в учебных условиях весьма сложно развить данный вид речи до такой степени, чтобы обучаемые могли принимать участие в межкультурной коммуникации.
Зачастую в практике преподавания ИЯ преобладают традиционные методы и приемы работы. В обучении устной речи преподаватели опираются на подходы «снизу вверх» и «сверху вниз», последовательно используют репродуктивные, репродуктивно-продуктивные и продуктивные упражнения. Работа по автоматизации речевых умений приходится, как правило, на аудиторные занятия. Тренировке речевых умений предшествуют введение и активизация знаний, а также выработка фонетических, лексических и грамматических навыков употребления усвоенного материала. Затем студенты выполняют упражнения, подготовительные к спонтанной речи. Это может быть воспроизведение на занятиях прослушанного незнакомого текста по вопросам, по плану или по картине, устный пересказ текста, формулировка основной мысли текста или абзаца в краткой форме, постановка вопросов к тексту, переводы; подготовленные устные сообщения, доклады, реферирование иностранного текста, прочитанного в быстром темпе, передача содержания слайдовой презентации. Данные упражнения позволяют поставить студентов в такую речевую ситуацию, которая дает им возможность употребить уже усвоенный ранее языковой материал в потоке речи.
Однако традиционная методика проведения занятий не обеспечивает подлинного умения свободно говорить на ИЯ. Если до практического занятия преподаватель рекомендует студентам учебный материал (учебные тексты, статьи, опубликованные в отечественной или зарубежной прессе, рассказы, фонограммы), а студенты по темам подготавливают доклады, краткие сообщения, пересказы, то фактически занятие превращается в проверку заранее подготовленных сообщений. Даже если ответы студентов и сопровождаются вопросами преподавателя или других студентов, уточнениями, анализом ошибок и оценками выступлений, значительного эффекта в развитии неподготовленной речи студентов ожидать не следует.
Для решения задачи развития спонтанной иноязычной речи все преподавание ИЯ должно быть подчинено принципу речевой направленности. Под речевой направленностью понимается такое построение учебного процесса, при котором ИЯ используется студентами как средство общения в условиях, максимально приближенных к жизни. Иными словами, как отбор языкового материала, так и методы работы с ним должны по возможности приблизить студента к условиям пользования языком в реальных жизненных ситуациях. Поэтому развитие умений иноязычной спонтанной речи возможно лишь при наличии языковой среды, языкового коллектива, каковым является языковая группа, работающая под руководством преподавателя.
Полагаем, что существенную помощь в совершенствовании процесса обучения спонтанной иноязычной речи студентов может оказать интенсификация всего учебного процесса за счет использования методов интерактивного обучения, которым в компетентно-ориентированной парадигме образования отдается приоритет.
О значимости интерактивных методов обучения говорят сегодня многие отечественные и зарубежные педагоги-исследователи: А.А. Вербицкий, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Р. Кауфман, В.М. Монахов, А.П. Панфилова, Т. Сакамото, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, К.М. Силбер, Н.В. Талызина, М.А. Чошанов, Т.И. Шамова, М. Эраута и др.
С.Б. Ступина полагает, что использование методов интерактивного обучения дает студентам:
- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;
- развитие личностной рефлексии;
- освоение нового опыта учебного взаимодействия;
- развитие толерантности;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам [6].
Приведем пример использования дискуссии как одного из интерактивных методов обучения, применяемого на практических занятиях по ИЯ.
Дискуссия – это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения. Дискуссию рассматривают как метод интерактивного обучения и как особую технологию. Темой дискуссии может быть не любой вопрос, а лишь такой, который допускает различные толкования и оценки, тесно связан с современной жизнью, лично значим для обучаемого. Ценными являются дискуссии, затрагивающие многоаспектные проблемы (экологические, экономические, социальные). Это способствует формированию умений обсуждать неоднозначные вопросы многосторонне.
На практических занятиях по ИЯ с использованием дискуссии создается приближенная к естественной, непринужденная беседа студентов, которая является наиболее эффективной формой для развития умений монологической и диалогической спонтанной речи студентов.
Являясь одним из наиболее эффективных методов интерактивного обучения, дискуссия усиливает развивающие и воспитательные эффекты учебной деятельности, создает условия для открытого выражения студентами своих мыслей, позиций, обладает возможностью воздействия на установки ее участников. Большое количество дискуссий, споров, обсуждений является лучшей тренировкой умения четко излагать мысли на ИЯ. Дискуссии и подготовка к ним приучают студентов четко формулировать свою точку зрения и находить аргументы для ее обоснования.
Рассмотрим возможности использования метода дискуссии непосредственно в обучении английскому языку.
Так, во время изучения темы «Family Life» студентам предлагается высказать свое мнение по поводу таких вопросов, как: What are the most common reasons of divorce? Are there any other ways to resolve family conflicts besides divorce? Do you consider it right that divorce is not free and quite expensive in our country? и др. В свою очередь, на занятиях по теме «Space» студентам предлагается подумать о существовании жизни на других планетах: Do you think there is intelligent life on other planets? Some people claim to have seen UFOs such as flying saucers. Do you believe them?
Ответы на такие вопросы характеризуются неподготовленностью не только языковой формы, но и содержания высказывания, поскольку студент вынужден выражать свои мысли или понимать чужую речь в зависимости от возникающей речевой ситуации и быстро реагировать на ее изменение. Дискуссии в связи с поставленными вопросами способствуют развитию таких умений спонтанной речи, как аргументированное представление событий/явлений в рамках пройденных тем, логическое самовыражение, умение убедительно выражать согласие/несогласие, адекватно реагировать на мнение оппонента и пр. Дискуссия и ориентация на выражение отношений взаимопонимания и взаимодействия заставляет студентов адекватно использовать фразы: I think..., In my opinion..., I'd like to..., I'd prefer..., I suppose...,Without a doubt...,Don't you think it would be better..., I don't agree, That's why...и др..
Как показывает наш опыт, интерактивные методы обучения ИЯ помогают преподавателю в формировании продуктивных умений спонтанной речи. К ним мы относим умения: начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом; передавать основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение. Таким образом, полагаем, что интерактивные методы обучения иностранному языку должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса вуза, так как они обладают большим потенциалом в развитии спонтанной иноязычной речи студентов.
Список использованной литературы
1. Базарова, А.А. Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе / А.А. Базарова // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции – СПб.: Реноме, 2012. – С. 306-308.
2. Бондарко, Л.В. Спонтанная речь и организация системы языка / Л.В. Бондарко // Бюллетень фонетического фонда русского языка. – Санкт-Петербург, 2001. – № 8. – С. 17-23.
3. Каргина, Е.М. Анализ проблемы различий иноязычных речевых и языковых навыков в историко-методологическом контексте / Е.М. Каргина // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – №11 (39). – С. 94-97.
4. Каргина, Е.М. Использование ситуативных упражнений при введении и активизации иноязычной лексики / Е.М. Каргина // Психология, социология и педагогика. – 2014.- №11 (38). – С. 51-54.
5. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.
6. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. – Саратов: Наука, 2009. – 52 с.