Лексич.аспект обучения. Способы семантзации иноязычной речи.

Лексич.навык предполагает: *знание формы слова (как пишется, как произн), графич форма, фон форма *значение слова *знание употребления слова.

Трудности, связанные с аспектами навыка: *несоответствие звук и граф ф слова *огр.кол-во иск в чтении *многозначность *интерференция с р.яз. *контекстное употр.слов

Работа на лексикой – 3 этапа: 1)введение лексики (семантизация). Способы семантизации (как донести знач слова): 2 способа – (бес)переводные. *1* наглядность (+) доступность, возникн.ассоциация, повышение мотивации, мал.затраты по времени (-) сильн.отвлекающий момент, неоднозначность наглядности, возможные проблемы преподов. *2*перевод (+)нет затрат по времени, легкий способ для учителя, однозначность понимания, введение абстрактной лексики (-)не возникает ассоциаций – плохое запоминание слов, не повышает мотивацию, не развивает самостоятельность и мышление *3*через синонимы и антонимы (+)мышление и самомстоят-ть развивается, возникновение ассоциаций, лучшее запоминание слов (-) учащиеся могут не знать или не помнить эти синонимы и антонимы, не все слова им син или ант, даже если есть син, он не всегда бывает полным (house-building) *4*объяснение на англ.яз. (+)мышл и самостоят развиваются, лечшее запоминание слова, нет ассоциаций с русским (-)трудности понимания, трудный для препода, больш затраты по времени, возможно ухудшение отношения к преподу, падение самооценки *5*через контекст

Содержание обучения. Его основные компоненты.

содерж обучен – это чему УЧИТЬ??/ Лингвистический компонет: лингв-ка – наука,занимающ-ся изучением языков как опред кодовых систем.Яз – система яз знаков. Речь – реализация яз в общении. Отдельно научить нельзя.У яз и речи,хотя это 2 стороны одного и того же явл,разн ед-цы. Ед-цы яз: фонемы,морфемы,лексемы (выделены по формально семантическому принципу=min знач). Ед речи: (обязат ситуативно обусловлены) слово,словосочет,рассказ/диалог/диалогич единство=min обмен репликами/чему учить?? языку или речи?/Обучение иностр языку – от речи к языку = обучать системе яз через речь в процессе организов общения.Были попытки научить отдельно,но ни к чему не привели./ЛИНГВИСТИЧ КОМП-Т = языков мат-л+речев мат-л/ Функциональн лингв-ка(изуч-ся ф-ции: приветствие, прощание, interruption)/Социология-наука об общ-ве как целостной системе.Общ-во диктует спрос на ин яз./Социолингв-ка – рассматр проблемы,связ.с соц природой яз,его обществ ф-циями,изуч роль яз в жизни общ-ва.+помогает отобрать язык норму яз./+мимика, жесты, социокульт комп-т || Псих.компонент – это формирование навыков и умений пользоваться изучаемым языком в коммуникативн целях/Псих занимается изучением отражения действ-сти в сознании чела,строением деят-сти чела.А речь – вид деят-сти. Психолгия, помимо всего прочего, изучает строение деятельности чела.Речь – один из видов деят-сти (речь – игровая, учебная, бытовая). Сущ-т отд отрасль – психолингв-ка (Леонтьев, Выгодский) – заним-ся речев деят-стью, наука о восприятии/ порождении речи./ В рез-те осуществления речевой деятельности формир-ся механизмы речи, обеспечивающие восприятие при ауд., чтении и порождении/пр-ве речевого высказывания при говорении/письме. Как и люб др наука, РД имеет свой предмет (то,чем мы связаны) – мысль. В основе РД лежат навыки и умения (действия базируются на навыках)./ Н. - автоматизированный компонент д-сти: 1)произносит (слухопроизносит+ритмико-интонац), 2)лексич(отбор лексики), 3)грам(выбор стр-ры), 4)орфограф, 5)нав техники письма/ чтения(~технич. навыки чтения и письма)./ У.(складываются из навыков) - сознат/творч использов навыков. = сознат. вид д-ти, основанный на сис-ме сознательно функционирующих действий, направл-ных на решение коммуникативн. задачи.:Jчтение,ауд,говорение,письмо/Псих-гия заним-ся ЕЩЁ:память(слуховая, зрит., тактильная; долговременная, кратковр., оперативная 7+-2); восприят(речь), мышлен (синтез,анализ (геом фигурки – что лишнее), классиф-ция),мотивация –нужно знать конечную цель задания: псих. помогает/позволяет нам сохранить высокую мотивацию (ребенок хочет учить яз.): внешняя/внутр мотивация. Педагогич. псих. изучает псих. процесса обучения.|| Методологич компонетн - как научить их учиться/методологич: воспит – культ умств труда (умен польз-ся ср-вами обуч ин язу)/J овладение приемами обучения, формирование рациональн приемов обуч: наблюд за фактами яз и путое их анализа; навыки/умения работы с уч мат-лом, правила выполн д/з и самокнотроль ; словарь,приложения)/НАПР:текст о королевск семье/ диалог этикетн хар-ра

Эксплицитный подход к формированию грам. навыков и его методы: дедуктивный и индуктивный. Примеры явлений, кот-ые м. объяснить этими методами.

Грам.навык: *форма грам.явл. *значение грам.явл. *употребление грам.явл. *реч.ф-ия явления (для чего нужно в речи?) Грам. и чт. – традиционно сильн стороны в нашей методике. Отеч мет всегда делала упор на сист обуч грам-ке (введение, отработка, применение) ЗА и Против. Трудности овладения грам – межъязык и внутриязык интерференция.

Сущ-ет 2 подхода – имплицитный (без объясн правил) и эксплицитный (с объясн)

У эксплецит 2 метода – дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный: от общего к частному. Препод гов правило, дети находят это явление в тексте, объясняют, подстанов упр, упр-ия на транфорацию, переводные (+) *системный и логичн метод *тщат отработка *несложн для препода *эффект запоминание правила (-) *больш затраты *терминология *не развив мышление. Индукт: от единичного к общему – дети сами формируют правило. Дается текст с этим явл, его нужно найти и сформ правило, далее упр-ия. (+) *стимулир самост яз наблюдение *развив догадку по контексту *лучшее запоминание нового мат-ала (-) *много времени, неоднозначность, не вся явл м. объяснить индуктивно *неверно вывед правило -> ошибка.

Прямые методы обучения.

Всего 4 группы. 1 группа – прямые/натуральные появились во 2ой половине 19в. Осн.хар-ки: 1) практич-ая направленность обуч-ия (в осн.устн.ф.общения) 2) интуитивность овладения яз. 3)абсолютное запрещение перевода 4) последоват.обучение всем видам р/д (ауд.-гов.-чт-письмо) 5) широкое исследование наглядности. Недостатки: запрет перевода, отсутствие обуч.грам., устная ф.общения, чрезм.упор на интуицию.

Прообразом все прямых методов явл.метод гувернантки. Впервые в России. Хар-ки натур.мет.: 1) родной яз.искл. 2) лексика раскрывается через наглядность, контекст и объясн. 3) осн.вним. – уст.речи 4)осн.ф.работы – диалог препода и ученика 5)широкое применение игр 6) комментирование действий учащегося. (Николай 2, Эдит Пиаф учились по этому методу)

Прямой возник на основе натурального в к.19в. Суть – практич.овладение языком в устн.форме. Хар-ки: 1)лексика отбир.только бытовая, для общ.в реальн.сит., а грам. – элементарная. 2) на занятиях исп.прием индукции – шло наблюдение за языком и выведение общих закономерностей – появление правил. 3)использование чтения и письма для закрепления материала. Все ост.как в натур.методе.

Устный метод возник в Англии (Пальмер) 1920-30. Он написал огр.кол-во учебников по и/я. Придумал подстанов.таблицы, придумал и разработал принципы адаптации текстов, прид.учить языку через команды. Говорил о том, что осн.в овладении речью – аудир.и повторение за преподом. Для чистого ауд.он придумал 2хмес-ый инкубационный период. Ученики только слушали, потто он разработал 6тилетний курс обучения а/я и разделил его на 3 стадии: *нач.стадия – 6 мес(понимать речь на слух) *промежут-ая(до 3 лет)(цель – понимание речи на слух +воспроизведение) *продвинутая(до 3 лет)(цель – уровень, близкий к уровню носителя языка)

16. Лексический аспект обучения. Возможные трудности, возникающие при семантизации иноязычной лексики.

Лексич.навык предполагает: *знание формы слова (как пишется, как произн), графич форма, фон форма *значение слова *знание употребления слова.

Трудности, связанные с аспектами навыка: *несоответствие звук и граф ф слова *огр.кол-во иск в чтении *многозначность *интерференция с р.яз. *контекстное употр.слов

Наши рекомендации