Б. Формирование представлений и понятий о пространстве
Дети должны свободно ориентироваться в помещении, в самом близком окружении, знать дорогу к детскому саду, магазину, аптеке; усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди, вверху, внизу, сверху; обозначать словом положение определенного предмета относительно себя или другого предмета; знать, как выглядит тетрадь, ориентироваться на листе бумаги; выполнять задания воспитателя.
Эта работа предупреждает возникновение многочисленных ошибок пространственного характера, которые наблюдаются при усвоении разнообразного учебного материала на уроках чтения, письма, рисования, ручного труда, физкультуры. Формирование в дошкольном возрасте пространственных представлений и понятий — основа географических и геометрических знаний в будущем.
Умения ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, обогащают речь ребенка, делают
ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Благодаря пониманию ребенком пространственных отношений перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями — причинные, целевые, наследственные.
Формирование пространственных представлений и понятий происходит на занятиях по математике, развитию речи, изобразительной и конструктивной деятельности, во время физкультурных и музыкальных занятий, а также в процессе организации игровой, трудовой и бытовой деятельности. В этой возрастной группе, так же как и в предыдущих, основными методическими приемами являются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Особое значение приобретает схематическое изображение пространства на листе бумаги, умение понимать схему, обозначать и менять направление движения в зависимости от словесного или схематического обозначения.
От простого познания и словесного обозначения пространственных отношений дети переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях. Вследствие целенаправленного обучения они приобретают умения и навыки ориентироваться не только в специально организованном дидактическом окружении (на столе, листе бумаги, в групповой комнате), но и в окружающем пространстве (на участке, на ближайшей улице, по дороге домой из детского сада). Эта разнообразная деятельность детей способствует качественному перестроению знаний, которые становятся полнее и осознаннее. Так, умения детей анализировать пространство широко используются при обследовании формы предмета. Дети выделяют противоположные стороны, углы, верхнюю, нижнюю и боковые грани (стороны). Опираясь на умения пространственной ориентации, они точнее характеризуют (описывают), например, форму строительных деталей и зависимость строения от особенностей формы, убеждаются в том, что кирпичики можно ставить на любую грань, но стойко стоять они будут на широкой грани. Куб устойчив на всех гранях. Воспитатель показывает образец двух вариантов построения стола и стула. Дети имеют в своем распоряжении набор кирпичиков, кубов, брусков разных размеров и цветов. Вместе с ними воспитатель разглядывает части конструкции: у одного стола опора из брусков, у второго — из
кирпичиков. Бруски установлены на маленькой грани, кирпичики — на узкой, длинной, чтобы стол был устойчивым. Крышка первого стола из пластинки, а второго — из кирпичиков, установленных на широкой грани. Они практически убеждаются, что крышка из кирпичиков не держится.
Дети учатся анализировать конструкции, опираясь на знания особенностей геометрических фигур. Они выделяют особенности треугольной, квадратной и круглой форм. Рисуя, используют линии разной конфигурации и направления (прямая, кривая, горизонтальная, вертикальная, ломаная). Совершенно очевидно, что композиция рисунка зависит от того, как они воспринимают пространство. Поэтому воспитатель на занятиях по изобразительной деятельности опирается на эти знания, одновременно уточняя и расширяя их.
Особое внимание в работе с детьми седьмого года жизни следует уделять рассматриванию картин, иллюстраций, фотографий, при рассматривании ребенок отмечает положение предметов, позу людей, размещение частей тела и т.п. Дети объясняют отдельные понятия, выражения, характеризуют направление, расстояние, отношение в пространстве. Воспитатель спрашивает: «Что означают выражения: "возле моста", "под мостом", "через мост", "напротив дома", "возле детского сада", "вдали"?».
Большое внимание на занятиях по математике уделяется упражнениям, связанным с ориентировкой на ограниченной плоскости: столе, листе бумаги, карточке. В качестве методических приемов, способствующих уточнению и закреплению этих умений, воспитатель часто использует зрительные (рис. 31) и слуховые диктанты. Так, под диктовку воспитателя дети раскладывают на листе бумаги плоскостные геометрические фигуры. «В центре листа, — говорит воспитатель, — положите квадрат, справа от него — прямоугольник, слева — круг, между квадратом и прямоугольником — ромб, впереди круга — треугольник. Назовите все геометрические фигуры по порядку, слева направо». Постепенно такие задания усложняются как за счет увеличения количества фигур, так и смены расположения. Дети располагают предметы не только в линейном порядке, но и, опираясь на условное деление пространства, по горизонтали и вертикали. Например, воспитатель дает задание: «В правом верхнем углу положите круг, в левом нижнем — треугольник» и т.д.
Важное значение приобретает работа с тетрадью и формирование некоторых практических умений и навыков
Рис.31
ориентировки на листе бумаги. Детей учат выделять лист, страницу, верхнюю и нижнюю части страницы, проводить линии сверху вниз и др.
Им предлагается ответить на некоторые вопросы, выполнить задания: «Какую форму имеет страница? Сколько у нее углов? Сколько из них верхних, правых, левых? Поставьте на странице точку. От точки отсчитайте вправо четыре клетки и снова поставьте точку, потом посчитайте вниз и влево по четыре клетки и также поставьте точки. Теперь соедините все точки так, чтобы получился квадрат. Разделите этот квадрат на четыре равные части. Какие фигуры получились? (Квадраты, треугольники)». Работа выполняется постепенно в соответствии с указаниями воспитателя.
Очень полезны задачи на сообразительность. Например: «Отгадайте, в каком порядке сидят Наташа, Аленка и Сергей, если Наташа слева от Аленки, а Аленка справа от Наташи и между Наташей и Сергеем» или «Пошел человек в город, а навстречу ему идут четверо знакомых. Сколько человек шло в город?» и др.
Ниже дается конспект занятия по математике с использованием художественного слова по сказке Н.Забилы «О Петушке и Курочке и о хитрой Лисичке».
Цель занятия. Упражнение в счете в пределах семи, в различении и назывании чисел и цифр от одного до семи, в сравнении смежных чисел в пределах семи, закрепление умений обозначать положение того или другого предмета относительно друг друга. Воспитывать позитивное отношение к художественному слову.
Оборудование. Доска-аппликатор; изображение орехов (на магнитной основе); макеты кустов малины, шиповника, ветки яблони, домиков зайчика, лисицы; план зала, на котором схематически изображены: пианино, стул, детские стульчики, двери, окна, кусты, деревья; мяч диаметром 10—15 см.
Ход занятия. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они побывают в сказке «О Петушке и Курочке и о хитрой Лисичке».
— Жили себе Петушок и Курочка. Надоело им как-то дома сидеть, и пошли они путешествовать по миру. Вот идут они зеленым лесом. Вокруг ветерок кустики качает, на кустах зеленеют свежие листья, а между ними ягодки как красные бусинки.
Дети подходят к двум кустам с ягодками. Задание: «Кто быстрее назовет»; воспитатель предлагает внимательно рассмотреть кустики (на них листья желтого, зеленого, красного цветов и ягоды — белые, красные). Называет число, а дети в ответ — чего именно (листочков, ягод) такое количество. Например, семь красных ягод, семь белых ягод. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно назовет все предметы, количество которых соответствует заданию. Другое задание — сложить букет из красивых листочков (зеленых, желтых, оранжевых) по пять-семь штук — выполняют несколько вызванных детей.
Следующий объект — домик, который едва выглядывает из-под кустов. Воспитатель напоминает, что Петушок и Курочка подошли к нему, и Курочка попросила: «Петушок-гребешок, сломай мне прутик с зелеными листочками, с красными ягодками».
Только Петушок хотел сломать прутик, как из-под кустика Зайчик из своего домика: «Кто тут ходит по моему лесу? Кто, кто мои кустики ломает?» Петушок и Курочка испугались, но зайчик оказался добрым, и К тому же он любил играть с мячом. Поэтому и предложил путешественникам поиграть в игру «Поймай мяч» и пообещал угостить их ягодами. «Это интересная игра, и мы можем так поиграть».
Дети становятся полукругом. Договариваются, до какого числа будут считать (например, до семи). Взрослый кидает мяч ребенку и называет определенное число, он ловит мяч и считает дальше до нужного числа. Посчитав, кидает мяч воспитателю. При правильном выполнении задания все хлопают в ладоши.
— Петушок и Курочка получили от Зайца вкусные ягоды.
Я вам буду показывать цифры — сначала ту, которая отвечает
количеству ягод у Петушка, а потом цифру по количеству
ягод, которые у Курочки. (Показывает цифры 6 и 7, нужно
назвать их, сопоставить и сказать, какое число больше и на
сколько.) Воспитатель предлагает пройти дальше по пути пу
тешественников — к кусту с орешками.
— Курочка и тут попросила Петушка: «Петушок-гребешок,
сломай мне прутик, где листья зеленее, где орехов больше».
Только Петушок подошел к кусту, как тут же отозвалась бе
лочка: «Кто тут ходит по моему лесу? Кто ветки ломает на
моем орешнике?» Она предложила путешественникам свои
задания: определить, где есть орешки, а потом угостила ими.
Давайте и мы поработаем с вами так же.
Педагог обращает внимание на доску, в разных местах которой (справа, слева, вверху, внизу, посередине) расположены орешки на магнитной основе. Указкой показывает на орех, дети называют, где он находится. После выполнения задания на ориентировку в пространстве путешествие в сказку продолжается:
«Петушок и Курочка идут дальше. Очутились они возле дерева с яблоками, и Курочка снова просит: «Петушок-гребешок, сломай мне прутик, хотя бы маленький, хоть две веточки!» На эти слова из домика под яблонькой вышла Лисичка: «Ах, прошу ко мне в гости. Отдохните в моем домике, у меня есть для вас гостинцы — самые лучшие яблоки, вкусные орешки...» Вы знаете — Лисичка очень хитрая, вот и загадала она загадку: Петушку и Курочке найти яблоки и орешки, а сама тем временем побежала к Волку, чтобы пригласить его к вкусному обеду. Давайте подумаем, где она могла спрятать яблоки и орешки». Проводится игра «Секрет»: воспитатель показывает детям план зала и вместе с ними находит изображение реальных предметов. Сообщает, что в зале спрятаны в сумочках гостинцы, а на плане обозначены красными кружочками места, где они спрятаны. Двум-трем детям предлагается отыскать секреты. Каждый самостоятельно выполняет задания. Выигрывает тот, кто быстрее найдет свой «секрет». Напомнив, что Лиса побежала к Волку, воспитатель успокаивает детей: Заяц и Белочка успели выручить детей. Они радостно путешествуют дальше и, остановившись на сказочной полянке, играют в интересные игры. Предлагается поиграть в игру «Отгадай, чей голос».
Взявшись за руки, дети создают круг, в центре стоит ведущий с закрытыми глазами. Идут по кругу вправо, прого-
варивая: «Дружно дети: один, два, три! Вместе влево поверни». Все вместе поворачиваются и идут в другую сторону. Потом проговаривают: «Скок, скок, скок — угадай, чей голосок». Слова скок, скок, скок говорит только один ребенок, заранее назначенный воспитателем, затем ведущий открывает глаза и старается отгадать, кто это сказал. Тот, кого узнали по голосу, становится ведущим, и игра продолжается. В этой группе важно сформировать у детей начальные формы логического мышления. Переходным этапом к такой форме являются умения выполнять обобщение, умственные действия, выступающие в виде схематизированных образов. Но чтобы у ребенка сформировалось такая форма мышления (форма схематизированных образов), нужно систематически, целенаправленно знакомить их с графиками, схемами, моделями. Так, воспитатель предлагает детям обозначить длину прямой и ломаной линий (какая из них короче), найти по заданной схеме (графику) предмет или путь к нему (рис. 32, 33).
Рис.33 |
Рис.32
Так постепенно дети учатся ориентироваться в пространстве, анализировать размещение в нем предметов.