Сравнение методологических подходов в оценке качества образования

Подходы Краткая характеристика Примечания
Теоретический подход Первый - теоретический, в рамках которого изучение проблемы идет по пути теоретико-методологического исследования. При этом иногда явно не просматриваются пути перехода от теоретического уровня к практическим разработкам методики оценки качества и внедрения ее в учебный процесс.  
Практический подход Второй, практический подход, подразумевает, что его представители идут по пути создания средств (например, контроля) для оценки подготовки обучаемых, не задумываясь о концептуальных составляющих исследования.  
Смешанный подход Представители третьего направления сочетают в проводимых исследованиях теоретико-методологическую и практическую составляющие. Они идут по самому трудному пути, однако именно такой подход к данной проблеме наиболее приемлем.  
Интеграционный подход    
  Ориентирован на исследование и усиление взаимосвязей в образов.метасистеме между: - отдельными подсистемами, элементами, объектами и субъектами системы; - процессами жизненного цикла образов.процесса; - уровнями админ.управления по вертикали; - субъектами управления по горизонтали.  
Системный подход Если к системе приложить внешнее управляющее воздействие, то достигается желаемый результат как однозначное и прямое следствие. Практически управляющие воздействия могут не дать нужного результата, если они противоречат внутренним тенденциям саморазвития системы.
Синергетический подход Образов.метасистема представляет собой открытую, сложную, нелинейную, самоорганизующуюся систему. Самоорганизующаяся система понимается как сложная динамическая система, способная сохранять или совершенствовать свою организацию в зависимости от изменений внешних и внутренних условий. Внутри образ.метаситемы формируются цели подсистемы оценки качества образования как аналитического инструмента, предназначенного для получения необходимой информации о качественном состоянии подсистемы образования.
Комплексный подход Учитываются педагог-е, технические, эконом-е, организацион-е, соц-е, психологич-е, политич-е, демографические и др. аспекты, их взаимосвязи в системе оценки качества образования.  
Компетентностный подход Компетентностный подход способен, по мнению ученых (Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова), соединить требования « школы и жизни», позволит оценить реальный отторгаемый и востребованный, а не абстрактный продукт, произведенный учеником  

Источник 2 классификации: статья О.Е.Пермякова «Методологические подходы к проектированию систем оценки качества образования»

Основываясь на представленной схеме, системная основа оценки качества образования должна охватывать:

оценку качества "конечного продукта", причем по нескольким временным срезам после окончания высших учебных заведений;

оценку качества самого образовательного процесса;

Сравнение методологических подходов в оценке качества образования - student2.ru оценку качества подготовки абитуриентов (исходного "материала") для последующего сравнения "того, что получилось" после выхода из высшего учебного заведения с "тем, что было", с тем, какой состав и качество подготовки абитуриентов имели место вначале, "на старте".

Проведенный анализ современных подходов к понятию качества образования и его оценке позволил сформировать структуру системы показателей качества образования на региональном и муниципальном уровнях для целей управления. Основные блоки системы — это показатели, характеризующие результаты образования; ресурсы и условия обучения; внешние факторы (контекстные показатели). Блок характеристик качества включает показатели, отражающие уровень учебных достижений учащихся; уровень социализации выпускников; уровень соответствия результатов и условий нормативным требованиям и запросу потребителя.

Литература

1.Куртон Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. - М.: Новая школа, 1997. - 144с.

2.Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Концептуально-программный подход //Труды Исследовательского центра. Под научной редакцией доктора технических наук Селезневой Н.А. и доктора экономических наук Субетто А.И.

3.Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. - с. 54.

4.Адлер Ю., Кочетов А., Косырев К., Полховская Т., Соловьев В. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов //Образование. - 2000.-№2. -с. 68-72.

Наши рекомендации