Сравнение методологических подходов в оценке качества образования
Подходы | Краткая характеристика | Примечания |
Теоретический подход | Первый - теоретический, в рамках которого изучение проблемы идет по пути теоретико-методологического исследования. При этом иногда явно не просматриваются пути перехода от теоретического уровня к практическим разработкам методики оценки качества и внедрения ее в учебный процесс. | |
Практический подход | Второй, практический подход, подразумевает, что его представители идут по пути создания средств (например, контроля) для оценки подготовки обучаемых, не задумываясь о концептуальных составляющих исследования. | |
Смешанный подход | Представители третьего направления сочетают в проводимых исследованиях теоретико-методологическую и практическую составляющие. Они идут по самому трудному пути, однако именно такой подход к данной проблеме наиболее приемлем. | |
Интеграционный подход | ||
Ориентирован на исследование и усиление взаимосвязей в образов.метасистеме между: - отдельными подсистемами, элементами, объектами и субъектами системы; - процессами жизненного цикла образов.процесса; - уровнями админ.управления по вертикали; - субъектами управления по горизонтали. | ||
Системный подход | Если к системе приложить внешнее управляющее воздействие, то достигается желаемый результат как однозначное и прямое следствие. | Практически управляющие воздействия могут не дать нужного результата, если они противоречат внутренним тенденциям саморазвития системы. |
Синергетический подход | Образов.метасистема представляет собой открытую, сложную, нелинейную, самоорганизующуюся систему. | Самоорганизующаяся система понимается как сложная динамическая система, способная сохранять или совершенствовать свою организацию в зависимости от изменений внешних и внутренних условий. Внутри образ.метаситемы формируются цели подсистемы оценки качества образования как аналитического инструмента, предназначенного для получения необходимой информации о качественном состоянии подсистемы образования. |
Комплексный подход | Учитываются педагог-е, технические, эконом-е, организацион-е, соц-е, психологич-е, политич-е, демографические и др. аспекты, их взаимосвязи в системе оценки качества образования. | |
Компетентностный подход | Компетентностный подход способен, по мнению ученых (Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова), соединить требования « школы и жизни», позволит оценить реальный отторгаемый и востребованный, а не абстрактный продукт, произведенный учеником |
Источник 2 классификации: статья О.Е.Пермякова «Методологические подходы к проектированию систем оценки качества образования»
Основываясь на представленной схеме, системная основа оценки качества образования должна охватывать:
оценку качества "конечного продукта", причем по нескольким временным срезам после окончания высших учебных заведений;
оценку качества самого образовательного процесса;
оценку качества подготовки абитуриентов (исходного "материала") для последующего сравнения "того, что получилось" после выхода из высшего учебного заведения с "тем, что было", с тем, какой состав и качество подготовки абитуриентов имели место вначале, "на старте".
Проведенный анализ современных подходов к понятию качества образования и его оценке позволил сформировать структуру системы показателей качества образования на региональном и муниципальном уровнях для целей управления. Основные блоки системы — это показатели, характеризующие результаты образования; ресурсы и условия обучения; внешние факторы (контекстные показатели). Блок характеристик качества включает показатели, отражающие уровень учебных достижений учащихся; уровень социализации выпускников; уровень соответствия результатов и условий нормативным требованиям и запросу потребителя.
Литература
1.Куртон Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. - М.: Новая школа, 1997. - 144с.
2.Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Концептуально-программный подход //Труды Исследовательского центра. Под научной редакцией доктора технических наук Селезневой Н.А. и доктора экономических наук Субетто А.И.
3.Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. - с. 54.
4.Адлер Ю., Кочетов А., Косырев К., Полховская Т., Соловьев В. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов //Образование. - 2000.-№2. -с. 68-72.