Изучение уровня сотрудничества в классе
Цель: изучить уровень сотрудничества в классе с помощью методики «Тест уровня сотрудничества».
Содержание задания. Для проведения исследования необходимо заранее приготовить количество бланков методики по количеству учащихся в классе. Устное предъявление теста не допускается. Исследование проводится в групповой форме. Каждый участник получает бланк и самостоятельно его заполняет. Результаты анализируются и соотносятся с результатами других методик, направленных на изучение класса.
Ключ, обработка и интерпретация результатов Теста Уровня Сотрудничества. Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно.
Для обработки результатов Теста Уровня Сотрудничества необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл (кроме утверждений №№ 10, 20, где 1 балл засчитывается за каждый ответ «Нет»).За каждый ответ «Не знаю» начисляется 0,5 балла. Баллы всех участников исследования по каждой шкале отдельно суммируются и переводятся в проценты (от 0 до 100).
Например, количество участников тестирования – 20, следовательно, максимальное количество баллов, которое может быть набрано классом по каждой шкале – 40. Предположим, по шкале «Ценность школы» групповой суммарный балл – 15, что составляет 37% от возможного суммарного балла.
Полученные результаты изображаются графически в виде профиля. По оси Х указываются шкалы, по оси У – выраженность каждой шкалы в процентах. Также можно вычислить среднее арифметическое как по каждой шкале, так и по сумме значений всех десяти шкал. Низкими считаются результаты ниже 60%, нормальными – в интервале 60–80%, высокими – в интервале 80–100%.
Особо интерпретируются результаты 10-ой шкалы: при значениях в области 50% результаты теста рассматриваются как недостоверные, при значениях в области 50–60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих. Нормальный результат – более 60%.
ТЕСТ УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
БЛАНК МЕТОДИКИ Инструкция: «Представьте, что в каждом приведённом ниже утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением напротив него поставьте плюс (+) в графе «Да», в случае несогласия – в графе «Нет». Можно два-три раза поставить плюс в графе «Не знаю», если вы затрудняетесь ответить. Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на бланке не нужно.
|
№ утверждений | Название и характеристика шкал |
1, 11 | 1. Ценность школы.При высоких значениях ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе. |
2, 12 | 2. Ценность класса. При высоких значениях ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов. |
3, 13 | 3. Ценность личности. При высоких значениях ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции. |
4, 14 | 4. Ценность творчества.При высоких значениях ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность. |
5, 15 | 5. Ценность диалога.При высоких значениях ориентация на общение, дружеские отношения, характерны эмпатия, забота об интересах окружающих. |
6, 16 | 6. Ценность рефлексии.При высоких значениях ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей. |
7, 17 | 7. Оценка творческости (креативности) классного руководителя.При высоких значениях восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел. |
8, 18 | 8. Оценка диалогичности классного руководителя.При высоких значениях восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь. |
9, 19 | 9. Оценка рефлексивности классного руководителя.При высоких значениях восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения. |
10, 20 | 10. Откровенность.Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Так как отношения сотрудничества основаны на доверии, искренности, открытости позиций, низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности. |
Анализ полученых результатов:
По шкале « Ценность школы « групповой суммарный балл – 18, 5, что составляет 54% от возможного суммарного балла. Этот низкий результат говорит о том, что ученики не активны в общешкольных делах, не включаются в ритм жизни параллели, поэтому нельзя говорить о широком круге общения в школьном коллективе.
По шкале « Ценность класса « групповой суммарный балл – 19,5, что
составляет 57% от возможного суммарного балла. У учеников низкая ориентация на класс как на центр школьной жизни, многие ученики не принимают участия в делах класса, также в классе мало групповых
( внутриклассных) интересов.
По шкале « Ценность личности « групповой суммарный балл – 23,5, что составляет 69 % от возможного суммарного балла. У многих учеников есть своя позиция на те или иные вопросы, проблемы, но они принимают и прислушиваются к другим позициям. Учитывают мнение и интересы своих однокласников, готовы к свободному самовыражению.
По шкале « Ценность творчества « групповой суммарный балл – 30, что составляет 88 % от возможного суммарного балла. Это высокий результат говорит о том, что ребята любят участвовать там , где можно проявить свои творческие способности, в разных интересных делах школы. И при этом они добиваються больших успехов тогда, когда участвуют все вместе.
По шкале « Ценность диалога « групповой суммарный балл – 29,5 , что составляет 87 % от возможного суммарного балла. Это высокий результат говорит о том, что в классе между ребятами дружеские отношения. Они хорошо друг з другом общаются, также не забывают об интересах окружающих.
По шкале « Ценность рефлексиии « групповой суммарный балл – 22,5 , что составляет 66 % от возможного суммарного балла. Это средний результат, который говорит о том, что большинство ребят способны к самоанализу, оцениваниюю и рефлексийному пониманию собственных интересов и потребностей.
По шкале « Оценка творческости ( креативности ) классного руководителя « групповой суммарный балл – 21 , что составляет 62 % от возможного суммарного балла. Этот средний результат даёт возможность нам говорить о том, что классный руководитель больше помогает , советует, корректирует действия ребят при выполнении общих дел, а они в свою очередь являются выдумщиками, проявляют креативность. Ребята всегда могут расчитывать на помощь классного руководителя.
По шкале « Оценка диалогичности классного руководителя « групповой суммарный балл – 29,5 , что составляет 87 % от возможного суммарного балла. Этот высокий результат показывает на то, что ученики воспринимают классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.
По шкале « Оценка рефлексивности классного руководителя « групповой суммарный балл – 22 , что составляет 65 % от возможного суммарного балла. Большинство учеников в классе воспринимают классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.
По шкале « Откровенность « групповой суммарный балл – 24 , что составляет 71 % от возможного суммарного балла. Это нормальный результат. Он показывает, что ребята отвечали откровенно на вопросы.
Вывод: Я изучила уровень сотрудничества в классе с помощью методики « Тест уровня сотрудничества « и пришла к выводу, что в10 «Б» классе между учениками дружеские отношения. Они любят общаться друг с другом, помогать друг другу. Они добиваются больших успехов в общих делах тогда, когда занимаются общим делом вместе, а не по одному. Ребята также не спешат после уроков расходиться, а продолжают общаться друг с другом. Всё это говорит о дружеской обстановке в классе. Важное место в своей школьной жизни ребята отводят классному руководителю, которого воспринимают как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.
Наблюдение
Цель: изучить с помощью метода наблюдения неформальную структуру и функционирование школьного класса как малой группы.
Наблюдение – один из основных неэкспериментальных методов психологического исследования. Наблюдение состоит в преднамеренном и целенаправленном восприятии наблюдателем поведения других людей с целью изучения психических явлений, стоящих за этим поведением, а также для отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Главной особенностью наблюдения является то, что исследователь не вмешивается в наблюдаемый процесс (поведение, действия, высказывания того, за кем ведется наблюдение). Наблюдение может быть сплошным или выборочным, свободным или стандартизированным, включенным или сторонним. В некоторых случаях возникает необходимость в так называемом внутреннем наблюдении, или самонаблюдении.
Наблюдение должно проводиться в соответствии с определенной целью, которая вытекает из задач исследования. Кроме того,наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Необходимо продумать программу (схему) наблюдения, предусмотрев те основные факты поведения, которые должен обнаружить и зафиксировать наблюдатель, чтобы достичь поставленной цели.
Для разработки программы (схемы) наблюдения необходимо осуществить максимальную детализацию целостного поведения, выделив в нем более мелкие компоненты. В некоторых случаях сделать это можно только при проведении предварительных (пробных) сеансов наблюдения.Хорошо подготовленное и продуманное наблюдение позволяет снизить опасность субъективизма.
Самой распространенной ошибкой при проведении наблюдения является фиксация в протоколе не столько самих наблюдаемых фактов, сколько своего мнения о происходящем. Запись наблюдаемых фактов должна быть «фотографической», а не «истолковательной» (М.Я. Басов). Соблюдение этого требования позволяет разделить во времени этап сбора наблюдаемых фактов (в ходе самого процесса наблюдения) и этап интерпретации полученных фактов (проводится после самого наблюдения), что способствует большей объективности. К числу наблюдаемых фактов могут быть отнесены:
- движения всего тела, так называемые локомоции («идет», «подпрыгнул», «развернулся и пошел в обратную сторону» и т.п.);
- мелкие движения («барабанит пальцами по стеклу», «подмигнул», кивнул головой»);
- действия с предметами («открыла сумку», «достал деньги из бумажника», «поправила кепку»);
- жесты («машет рукой»);
- мимика и пантомимика («нахмурил брови», «ссутулился»),
- контакт глазами («пристально смотрит в глаза», «отвел взгляд»);
- эмоциональные реакции(«засмеялся», «громко плачет»),
- высказывания, в которых важными могут быть как их содержание, так и интонации, паузы, повторы, изменение темпа речи и т.п.
Перечисленные показатели поведения человека могут обнаруживать самые разные психические особенности и состояния человека. Некоторые из них более очевидны (настроение, отношение к происходящему, отношение к находящемуся рядом человеку и т.п.). Другие, такие, как мотивычеловека, его мысли или намерения, не всегда стольочевидны. Для проведения более точного и объективного наблюдения необходимо обязательно осознать, чтоименно об объекте наблюдения вы хотите узнать, т.е. цель наблюдения. Именно цель задает направленность и самому наблюдению, и процессу интерпретации. При интерпретации отдельных фактов необходимо стремится выдвигать не одну, а несколько гипотез. На начальном этапеинтерпретации эти гипотезы могут быть равновероятными. Но появление в протоколе одинаковых или сходных гипотез означает, что несколько разных фактов поведения «работают» на одно и то же предположение. Это может стать основой для обобщения результатов наблюденияиформулировки окончательных выводов.
Содержание задания. Наблюдение должно быть проведено не менее чем на трех разных уроках, а также во внеучебное время (уборка класса, подготовка мероприятий, перемена и др.).
Во время наблюдения за учащимися на уроке необходимо обратить внимание на следующие факты:
· Кто с кем сидит? Чем занимается?
· Кто получает больше замечаний от педагога?
· Кто из учеников более активен, кто более пассивен на уроке?
· Как класс реагирует на правильные и неправильные ответы конкретных учащихся?
Во время наблюдения за учащимися во внеучебное время необходимо обратить внимание на следующие факты:
· Кто является наиболее инициативным?
· Как остальные учащиеся реагируют на данную инициативу?
· Как происходит распределение обязанностей между учащимися (распределяют самостоятельно, только с помощью педагога, частично с помощью педагога)?
· Возникают ли конфликты между учащимися? Кто чаще является их инициатором? Как они разрешаются?
Наблюдаемые факты фиксируются в протоколе. Фамилии учеников и учителя не указываются
Форма протокола наблюдения на уроке
Дата:_____________________ Наблюдатель:_____________ | |||
Время начала/ окончания наблюдения | Активность педагога | Активность учащихся | Интерпретация наблюдаемых фактов |
Форма протокола наблюдения во внеучебное время
Дата:____________________ Наблюдатель:____________ | ||
Время начала/ окончания наблюдения | Наблюдаемые факты (движения, действия, жесты, мимика, эмоциональные реакции, высказывания, интонации, контакт глазами и т.п.) | Интерпретация наблюдаемых фактов |
Примерный план анализа протоколов наблюдения
1. Выделить групповые нормы и правила, которые реально регулируют отношения между учащимися. (Что подлежит осуждению практически всеми учащимися? Каково отношение к отличникам и неуспевающим? Какие санкции применяются за нарушение правил? Кто осуществляет санкции: педагог или сами учащиеся?)
2. Есть ли в классе постоянный лидер (лидеры)? Как складываются отношения между лидером и остальными членами класса (лидера в большей степени уважают или боятся; какие нормы и ценности в классе он утверждает; какие функции он реально исполняет)?
3. Насколько сплоченным является класс?
- Есть ли в классе группировки?
- Возникают ли частые конфликты между отдельными учащимися или группами учащихся?
- Каково отношение учащихся к совместным видам деятельности?
- Есть ли в классе традиции, общие предпочтения в совместных видах деятельности? и т. д.
Примечание. Каждое утверждение в анализе должно быть подтверждено фактами из протоколов наблюдения.
Анализ протоколов наблюдения
Я провела наблюдение за учениками 10 класса на трёх разных уроках ( обществоведение, белорусская литература, белорусский язык), а также во внеучебное время ( в основном на переменах ). Каких-то конкретных групповых норм и правил, которые реально регулируют отношения между учащимися, я не наблюдала. На уроке обществоведения я увидела, что мнения многих ребят не совпадают с мнением Даши по многим вопросом, одним из которых является следующий: Как вы относитесь к половым отношениям до свадьбы ? Мнения многих ребят и Даши разошлись. Я очень боялась, что возникнет конфликт, в котором в очень плохом положении окажется Даша. На счастье, этого не случилась, ребята после бурной дискуссии пришли к выводу, что пускай каждый останется при своём мнении. Я считаю, что ребята поступили очень мудро, мнения их всех были против мнения Даши. Они могли очень обидеть Дашу, наговорить ей неприятных вещей, но этого не случилось. Каждый с ребят остался при своём мнении. Даша очень правильная, исполнительная девочка. Она на отлично делает всё, что ей поручают. Это не всегда нравиться другим ученикам, особенно девочкам. На уроке белорусской литературы Даша рассказывала стихотворение. Она рассказала очень красиво, эмоционально, получила 10 баллов. Учительница очень хвалила Дашу. Учительница также рассказала классу, что Даша заняла первое место на конкурсе чтецов. После Даши вышла рассказывать Настя, которая сразу предупредила всех, что не будет рассказывать так как Даша. Ребята немного с осуждением относятся к Даше, которая является одной из лучших учениц. Наиболее слабой ученицей в классе является Люба. Она игнорирует, когда её вызывают. Ребята всячески ей помогают, подсказывают. Я, наблюдая за 10 классом, пришла к выводу, что в этом классе немного с презрением относятся к лучшим ученикам, но к этому выводу я пришла наблюдая за ребятами на протяжении всей практики. Это неодобрение к лучшим ученикам класса ребята стараются не показывать. Я с уверенностью могу сказать, что лидера в классе нет. Каждый с учеников имеет своё мнение, свои взгляды, которым они не изменяют, но иногда прислушиваются к мнению друг друга. Ребята умеют слушать друг друга и если кто-то действительно прав, они прислушиваются к этому мнению, независимо от того это мнение отличника или неуспевающего ученика. Конечно же в классе есть наиболее яркие ребята ( Никита), но он далеко не лидер, про него можно сказать, что он «душа компании». Как на переменах так и на уроках он своими шутками, оптимизмом разряжает любую обстановку будь это контрольная или обычная перемена.
Про этот класс я действительно могу сказать, что он сплочённый. Ребята почти всегда друг другу помогают, подсказывают. И нет такого, что этого мы не любим пускай получает двойку. Доказать это можно, приводя много фактов из протоколов ( Учитель: « Почему не пишешь, получишь двойку «. Галя: «Он у меня перепишет». «Не ставьте ему 8, он у нас на 9 учится» ). На переменах ребята также общаются все вместе в основном. Конечно же, у них есть предпочтения, но ребята с удовольствием общаются друг с другом. Они не спешат расходится после уроков и ещё долго делятся впечатлениями друг с другом. Как таковых группировок в классе нет. За время практики в гимназии я не наблюдала конфликтов между ребятами. Все спорные вопросы они разрешали мирным образом и с иронией. Это говорит о том, что класс действительно сплоченный, ребята всегда готовы постоять друг за друга. Ребята очень любят проводить вместе время, участвовать в чём- то. У них всегда всё получается лучше, когда они занимаются этим все вместе ( участие в школьных мероприятиях ). Также я заметила, что между учениками и учителями дружеские отношения. Ребята очень любят устраивать на уроках чаепитие. Такая обстановка сближает их с учителями и это никак не мешает учебному процессу. Много фактов из протоколов говорят о том, что действительно ребята в классе очень дружные. Наблюдая за этим классом, я радовалось, видя такие тёплые отношения между учениками. За время практики я побывала во многих классах, также в классах своих коллег по микрогруппе, но я могу смело сказать, что мой класс является самым дружным, сплочённым по сравнению с другими классами. Мои наблюдения подтвердила и классный руководитель этого класса. Конечно же, хочется, чтобы таких классов было побольше.
Отчёт
Я выполнила 2 задания :
2.3. «Наблюдение». Целью которого являлось изучение с помощью метода наблюдения неформальной структуры и функционирование школьного класса как малой группы. Для выполнения этого задания я использовала один из основных неэкспериментальных методов психологического исследования – наблюдение. Я наблюдала за учениками не только на уроках, но и во внеучебное время ( в основном на переменах ).
Сначала ученики относились ко мне с настороженностью, разговаривали ( особенно на переменах ) тихонько, чтобы я ничего не слышала, списывали на коридорах, боялись, что я расскажу учителю. Вскоре они мне начали доверять и мне уже легче стало за ними наблюдать: они уже не боялись выяснять отношения при мне, делится тем, как провели выходные и др. Процесс наблюдения стал приносить только удовольствие, поскольку я с каждым разом убеждалась насколько дружные ребята этого класса. Они с удовольствием общаются друг с другом во внеучебное время, у их всегда есть что рассказать друг другу. Немного меня огорчило отношение ребят к одной из лучших учениц класса. Эта девочка действительно очень хорошая, правильная, скромная. Её не всегда понимают другие ребята так как считают её взгляды устаревшими. Я провела беседу по этому поводу с классным руководителем этого класса. Учительница знает об этой проблеме и не раз уже проводила с ребятами по этому поводу беседу.
Второе мое задание:
2.6. «Изучение уровня сотрудничества в классе». Целью этого задания являлось изучение уровня сотрудничества в классе с помощью методики «Тест уровня сотрудничества». Это задание я провела в начале практики.
Я ознакомила с инструкцией к тесту. Мне было очень тяжело проводить этот тест так как ребята очень возмущались некоторыми вопросами, говорили что они не корректно сформулированы, что на некоторые вопросы можно ответить и да и нет. Я пыталась разрешить возникающие вопросы. Уже анализируя результаты тестов учеников я столкнулась с новыми проблемами: многие ребята на все вопросы ответили «не знаю», а некоторые ребята на один и тот же вопрос отвечали и «да» и «нет». Многие ребята всё же справились с тестом, поэтому результаты теста получились достоверными.
Результаты « Теста уровня сотрудничества» ещё раз доказали то, что
ребята любят общаться друг с другом, помогать друг другу. Они добиваются больших успехов в общих делах тогда, когда занимаются общим делом вместе, а не по одному. Ребята также не спешат после уроков расходиться, а продолжают общаться друг с другом. Всё это говорит о дружеской обстановке в классе. Важное место в своей школьной жизни ребята отводят классному руководителю, которого воспринимают как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.
И первое и другое задание является доказательством того, что класс является сплочённым, дружным. Мне было очень приятно и легко работать с таким классом, где всегда работе способствует благоприятная атмосфера. Ребята в этом классе общительные, весёлые, эмоциональные. Несмотря на все проблемы, которые возникали в процессе практики, они меня всегда поддерживали, относились с пониманием. Конечно же, хотелось бы, чтобы в школах было побольше таких ребят и классов.
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»
Кафедра психологии развития
ОТЧЕТ
по психологической части практики
студентки Пашкевич Анны Васильевны
филологического факультета 5 курса
Форма обучения - очная
Место прохождения практики – Гимназия № 1 г. Бреста, 10 « Б» класс
Сроки практики – 15.10. 2012 – 01. 12. 2012
Руководитель психологической части практики – Васильева Татьяна Валерьевна
2012 г.