Глава 4. психолог в школе: проблема профессиональной готовности

Итак, отвечаем на заданный нами самими вопрос: нет, да­леко не каждый психолог готов сегодня, работая в школе, раз­вернуть свою работу как целостную психолого-педагогическую систему, основана ли она на идеях управления, помощи или сопровождения. Многие либо ограничивают свою деятельность определенными направлениями работы (только диагностика и выдача общих рекомендаций, только индивидуальная работа с «трудными» и т. д.) либо «тонут» в море школьных проблем, превращаясь в психологическую «скорую помощь», специа­листов «на подхвате», массовиков-затейников либо просто учи­телей.

Работать в школе трудно: требуется высокая профессио­нальная квалификация в самых различных областях практи­ческой психологии, особый личностный настрой на включен­ное эмпатическое общение, развитая мотивация помощи, вы­сокая профессиональная и личностная самооценка и многое другое. Нужна организованность и хорошо структурирован­ное, тренированное мышление, развитая наблюдательность. Необходим и высокий эмоциональный потенциал, собственная психологическая проработанность, позволяющая включаться

в решение чужих проблем, не проецируя собственных. Список можно продолжать.

Несомненно, в определенном смысле психологическая рабо­та в школе — это призвание, но прежде всего — это результат специальной качественной профессиональной подготовки. В данной работе мы не считаем возможным обсуждать наши представления о том, как должна в деталях выглядеть такая подготовка, хотя эти представления есть, они существуют не только на уровне идеи, но и на уровне проектов учебных пла­нов, конкретных и не раз отработанных учебных курсов, про­грамм семинаров для практикующих школьных психологов и т. д. В самом общем виде такая подготовка должна сочетать необходимое базовое психолого-педагогическое образование с развернутой одно-двухгодичной специализацией на базе ву­зовской подготовки и постоянной системой повышения квали­фикации на базе психологического центра по месту непосред­ственной работы школьного психолога.

На сегодняшний день и школа, и психолог должны серьезно подходить к любым поступающим предложениям о трудоустрой­стве. Психологу необходимо оценить ситуацию с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для реализации целос­тной системы психологической работы в школе: материально-тех­нические условия, готовность педагогического коллектива к со­трудничеству, а администрации — к действенной поддержке. Педагогическому коллективу школы, директору очень важно определить характер и уровень профессиональной подготовки психолога, его готовность к решению школьных психолого-педа­гогических задач, и в случае положительного решения — четко донести до специалиста свои требования и ожидания, а также найти возможности для его дальнейшего профессионального развития. Вряд ли и психолог, и школа могут сегодня надеяться на вари­анты, близкие к идеалу. И тем, и другим предстоит развиваться, накапливать новые знания и представления, искать пути сотруд­ничества, но при наличии доброй воли, понимания большого смыс­ла осуществляемых усилий, а также некоторой теоретической базы совместной работы возникающие трудности могут быть устра­нены. А в качестве теоретической основы создаваемого альянса психолога и педагогического коллектива школы может выступить предложенная вашему вниманию модель сопровождения школь­ников в процессе обучения.

М. Битянова

. • • Послесловие



Наши рекомендации