Социологическое исследование как процесс взаимодействия с читателями
По словам С. Матлиной, социальное партнерство пронизывает всю профессиональную жизнь публичной библиотеки. Оно начинается с записи читателя, с которым библиотека вступает в заранее оговорённые партнёрские отношения. Заполняя формуляр, проводя экскурсию по залам библиотеки, оказывая сервисные услуги, мы устанавливаем индивидуальное партнёрство с каждым пользователем. Долгосрочным и успешным это партнёрство может стать лишь при знании библиотекой своего многоликого читателя, его интересов и потребностей.
В основе работы Саткинских библиотекарей лежит индивидуальный подход к каждому пользователю, готовность его понять, пойти навстречу и быть полезными. И наши усилия не остаются незамеченными. Это показал мини-опрос «Молодое поколение выбирает чтение», проведённый в заключительной части фестиваля «Молодёжной книги».
Всего ребятам предлагалось ответить на 4 вопроса. Свои ответы гости праздника оставляли на белых листах ватмана, закрепленных на стендах. «Будьте всегда с нами», «Не волнуйтесь – мы вас уважаем», – такие ответы от юных читателей мы получили на вопрос «Что бы вы хотели посоветовать библиотекарю?». А ещё библиотекарям посоветовали быть всегда в хорошем настроении, уважать читателей, чаще улыбаться, быть добрей и позитивней, не отставать от моды, ну и, конечно, прощать задолжников.
Круг чтения разновозрастной аудитории оказался самым широким. Отвечая на 2-й вопрос «Книга, которая вас потрясла», респонденты назвали «Мастера и Маргариту» М. А. Булгакова, «Гарри Поттера» Д. Ж. Ролинг, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, роман С. Ахерн «Я люблю тебя», «Гордость и предубеждение» Д. Ж. Остин, «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен, роман «Амур-батюшка» Н. Задорнова, «Одиночество в сети» Я. Вишневского. Не обошлось без программных произведений «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Серьёзный интерес к психологии продемонстрировал выбор книги З. Фрейда «Введение в психоанализ». Иногда перечисляли любимых авторов, среди них Э. Успенский, Ю. Никитин.
Следующий вопрос звучал так: «Какую книгу ты сейчас читаешь?» Картина текущего чтения оказалась не менее пёстрой и многообразной. Читают «Робинзона Крузо» Д. Дефо, сказки, «Поющие в терновнике» К. Маккалоу, «Интервью с вампиром» Э. Райс, «Одиннадцать минут» П. Коэльо, «Винни-пух» А. Милна, стихи С. Есенина, произведения Ф. Ницше. Роман «Война и мир» Л. Н. Толстого назвали несколько человек. В числе книг, которые читают и перечитывают – «Гарри Поттер» Д. Ж. Ролинг, книги об Артуре Люка Бессона. Судя по ответам, молодёжь читает не только книги по школьной программе, но и для удовольствия. Отрадно, что в списке читательских предпочтений – не только приключения и фантастика, но и классика, в том числе детская, произведения современных авторов, поэзия.
При ответе на 4-й вопрос «Книга и Интернет. Что победит?» мнения разделились почти поровну. Тех, кто отдал первенство Интернету, оказалось на одного человека больше. Остальные – за мирное сосуществование библиотеки и Интернета в будущем. «Хотелось бы верить, что книги, но увы..» – поделился своей тревогой один из опрошенных. Так что вопрос остаётся открытым.
Мини-опрос как форму изучения читателя Центральная библиотека практикует каждый раз, «выходя в народ», во время городских праздников, на библиотечных площадках. Так, в день празднования 110-летия комбината «Магнезит» гости праздника не могли пройти мимо Riders-тусовки – стендов с плакатами, на которых они оставляли записи о своих читательских предпочтениях, о любимом книжном герое, о пользе чтения. Это – живой, искренний отклик самых разных людей, не всегда являющихся читателями библиотеки. Здесь происходит непосредственное общение с реальными и потенциальными читателями, идёт реклама библиотеки и ее услуг.
Библиотека стремится к полноценному обслуживанию населения, занимаясь изучением чтения и потребностей своих пользователей. Исследования проводятся во всех читательских группах. Особое место принадлежит работе с молодёжной аудиторией. От того, как сложатся партнёрские отношения с молодыми, во многом зависит будущее библиотек. Для библиотеки является необходимым определение своей роли в жизни молодёжи и изучение потребностей молодых пользователей. С этой целью в Центральной библиотеке было проведено анкетирование «Роль библиотек в жизни современной молодёжи». В анкетировании приняли участие 50 человек, из них в возрасте младше 16 лет – 5 человек (10 %), 16–20 лет – 40 человек (80 %), старше 20 лет – 5 человек (10 %). Были опрошены представители различных групп молодёжи, заинтересованных в получении информации. 84 % составили учащиеся школы (46 %) и студенты (38 %). Оставшиеся 16 % разделили между собой учащиеся средних специальных учебных заведений и работающие граждане.
Как показали результаты опроса, большинство молодых людей «стараются находить время для чтения». Это был самый популярный ответ на вопрос «Как часто вы читаете?», так ответили 42 % (20 чел.). Вторым по популярности стал ответ «читаю часто разнообразную литературу», который составил 40 % (20 чел.). На третьем месте ответ «читаю по мере необходимости», так ответили 14 % (7 чел.). И лишь 4 % (2 чел.) респондентов выбрали вариант ответа «редко читаю». При этом частота чтения – показатель достаточно субъективный, поскольку понятия «часто» или «редко» у каждого свои. Полученные данные позволяют сделать вывод: молодёжь проявляет довольно активный интерес к чтению, а спектр её читательских предпочтений широк и отнюдь не ограничивается деловой литературой, поскольку досуговое чтение также входит в сферу её интересов. Даже такой небольшой срез суждений молодых респондентов ставит под сомнение расхожее мнение, что молодёжь не читает.
Второй вопрос анкеты – «Что является предпочтительным источником информации?». Наиболее предпочтительными источниками поиска информации для современной молодёжи являются библиотека, Интернет и в гораздо меньшей степени домашняя библиотека. Большинство пользователей (80 %) выбрали (указали) только один источник информации. В итоге библиотека лидирует с небольшим перевесом. Ей отдали предпочтение 42 % опрошенных. Респонденты указали причины такого выбора: «много интересных книг», «в библиотеке есть вся необходимая и интересующая меня информация», «там более удобно выбирать книги», «можно советоваться с работниками библиотеки, и они помогут подобрать нужную литературу для чтения». Библиотека привлекает молодёжь тем, что она содержит большой выбор разнообразной информации и предоставляет возможность найти ответ почти на любой вопрос. Именно в ней можно получить помощь специалиста, а информация более достоверна и качественна в сравнении с другими источниками; представляется бесплатно или за небольшую плату. Часть респондентов отметила, что предпочитает читать книги в бумажном варианте, так информация лучше усваивается.
Интернет, как лучший источник информации, предпочитают 32 % молодых людей, поскольку он обеспечивает быстрый и удобный поиск информации, многие имеют доступ к нему дома, а информация там постоянно обновляется.
Пятая часть опрошенных указала два и более источника информации. Для многих библиотека и Интернет взаимно дополняют друг друга, тем более что услугами Интернета можно воспользоваться в стенах библиотеки. «В библиотеке можно найти почти всё, в Интернете – всё», – так кратко охарактеризовал ситуацию один из респондентов. Домашняя библиотека –«обширный выбор интересной литературы, книги всегда под рукой», но лишь для некоторых она служит единственным источником информации. Для большинства – это только часть необходимых информационных ресурсов.
На вопрос «Посещаете ли вы библиотеки?» положительно ответили 94 % молодёжи. При этом большинство посещает библиотеки нерегулярно, что объясняется крайней загруженностью, а также наличием других источников информации. Регулярно пользуются библиотекой 36 % опрошенных и только 6 % заявили, что не пользуются услугами библиотек.
Причины, по которым молодые люди не посещают библиотеки, различны. Однако очевидно, что основная – неудовлетворённость имеющимися библиотечными ресурсами. Качественное, оперативное обслуживание молодых пользователей немыслимо без разнообразных информационных носителей, как современных, так и традиционных. Как показали результаты анкетирования, ресурсы библиотек устраивают большую часть респондентов. Речь при этом идёт о городских библиотеках, наиболее оснащённых и модернизированных. Остальных опрошенных (34 %), библиотечные ресурсы устраивают «частично, не всегда удаётся найти нужную информацию». Таким образом, необходимо более глубоко изучать информационные потребности молодёжи с целью максимального их удовлетворения.
Вовлечение молодёжи в полноценное и содержательное чтение невозможно без создания гостеприимной, комфортной, насыщенной библиотечной среды. «Что из того, что предлагает библиотека, интересно молодым пользователям?» В первую очередь книжные выставки – так ответили 46 % (23 чел.) респондентов. Книжные выставки – самый доступный, наглядный способ пропаганды книги. Необходимо строить выставочную работу, ориентируясь на интересы молодёжной аудитории, искать новые, более современные и актуальные подходы к организации экспозиций. 38 % (19 чел.) опрошенных привлекает «рассказ библиотекаря о литературе, имеющейся в фонде библиотеки». Умение со знанием дела и с искренней заинтересованностью говорить о литературе, собственная читательская увлечённость – залог успешного продвижения библиотечной книги среди молодёжи. Задача библиотекаря – помочь сориентироваться в книжном потоке, отбирая лучшее, стать культурным посредником между читателями и книгой. Особое значение приобретает библиотека как место межличностного неформального общения; она обеспечивает возможность поучаствовать в культурных мероприятиях, пообщаться с интересными людьми, получить консультацию по любым вопросам. Так, 14 % (7 чел.) выбрали вариант ответа «встречи с творческими людьми». Непременная составляющая подобных мероприятий в библиотеке – разговор о роли чтения в развитии личности. Такие встречи окрыляют, развивают ум, обогащают душу, создают атмосферу радости, приподнятости, словом, формируют творческого читателя.
Анкетирование показало, что далеко не все способны в полной мере воспользоваться библиотечными ресурсами в условиях открытого доступа, так как не обладают должным уровнем информационной грамотности. Из того, что предлагает библиотека, 10 % пользователей отметили актуальность «консультаций библиотечных специалистов по работе с каталогами, картотеками». При этом справочно-библиографическое обслуживание, связанное с просмотром большого количества источников и значительными временными затратами, вряд ли устроит современного «продвинутого» пользователя: он хотел бы получить доступ к электронному каталогу.
Оставшуюся часть опрошенных (6 %) волнует проблема профессионального самоопределения. В качестве информационной поддержки они хотели бы получить «бесплатные консультации специалистов различных профессий».
Разнообразные интересы и потребности молодых пользователей должны стать приоритетными в работе библиотеки, а работа строиться на основе партнёрства, уважения к личности читателя.
Респондентам предлагалось ответить на вопрос «Какие услуги они хотели бы получить от библиотеки?»Около половины молодых людей хотели бы посещать библиотечный сайт. Активное использование информационных технологий, в том числе, создание сайта библиотеки, создаёт новый, более привлекательный для молодёжи формат деятельности. Организация интернет-общения (создание виртуальных читательских клубов, читательских форумов, проведение виртуальных читательских конференций) даёт возможность активно привлекать молодых пользователей, продвигать библиотечные услуги, поддерживать интерактивную связь с читательской аудиторией. 28 % респондентов хотели бы воспользоваться книгами и журналами в электронном виде. Электронные ресурсы удобны, оперативны, содержат огромный объём информации, предпочтительны для значительной части молодёжи.
Около 20 % молодёжи желает работать на компьютере и иметь доступ к электронному каталогу. Библиотеки являются единственными общедоступными учреждениями, оказывающими информационные и сервисные услуги. Среди пользователей Центральной библиотеки много иногородних студентов, для которых доступ к компьютерным технологиям особенно важен.
Чуть меньше 20 % респондентов испытывают потребность в доступе к справочно-правовым и другим информационным базам. Библиотеки – одни из немногих, кто обеспечивает свободный доступ к правовой информации, так необходимой для социализации молодёжи.
Такая услуга, как выход в Интернет оказалась по значимости на последнем месте. Хотя на практике, это одна из самых популярных услуг в библиотеке.
Анализ анкет показал, что услуги библиотек, связанные с информационными технологиями, востребованы у молодёжи. Важно развиваться, расширять спектр услуг, повышать их качество и доступность, учитывая при этом мнение и потребности молодых пользователей.
Социологическое исследование, проведённое на базе Центральной библиотеки включало далеко не все вопросы, связанные с ролью библиотеки в жизни молодёжи. Молодёжь – самая изменчивая читательская аудитория и требует постоянного изучения. Возникла необходимость в дополнительном исследовании по данной проблеме. Для большего охвата мнений молодых пользователей анкетирование было проведено на базе трёх библиотек: Центральной библиотеки, Молодёжного информационного центра и библиотеки Сулеинского городского поселения. В исследование были включены дополнительные вопросы, посвященные изучению взаимодействия молодежи и библиотек.
Важно было изучить востребованность массовых мероприятий в молодёжной среде, темы и формы мероприятий, интересные для читателей. Этому аспекту отводился блок вопросов, первый из которых «Посещаете ли вы мероприятия библиотеки?».
К сожалению, библиотечные мероприятия посещают меньше половины опрошенных. Часть старшеклассников и студентов сослалась на крайнюю загруженность. «Нет времени», – так ответил один студент. Остальные предпочитают другие формы проведения досуга, в частности, интернет-общение.
При этом на вопрос «Если "нет", то хотели бы поучаствовать в мероприятиях?» часть респондентов ответила утвердительно. И здесь всё зависит от библиотеки, в первую очередь от индивидуальной работы с читателями.
Следующие вопросы были адресованы молодежи, посещающей мероприятия библиотеки. Какие темы мероприятий оказались актуальны и интересны для молодёжной аудитории? Для студентов – темы, непосредственно связанные с учебными дисциплинами: психология, социология. В целом респондентов волнуют самые разные темы – в первую очередь молодёжные. Услышать о проблемах молодёжи, обсудить, получить информационную поддержку хотело бы большинство опрошенных. Историческое прошлое нашей Родины, его великие и трагические страницы – тема для плодотворного общения. Мероприятия гражданственной, патриотической тематики выбирают люди постарше. Порадовало, что молодёжь – за здоровый образ жизни: «Что такое ЗОЖ?» – у молодых есть желание узнать об этом подробнее. Любители классики хотели бы встретить единомышленников и поговорить о высокой литературе. Прикоснуться к таланту, получить творческий заряд помогут встречи с интересными людьми; встречи с поэтами и писателями – из их числа. Всегда актуальны мероприятия, содержащие смешные, юмористические моменты; повеселить себя и других, проявить чувство юмора – тема, интересная для многих.
На вопрос «Какие формы библиотечных мероприятий интересны современной молодёжи?» ответила только часть респондентов. Есть желающие посетить литературные вечера, услышать обзоры новых книг, принять участие в библиотечных экскурсиях. Большинство опрошенных привлекают интерактивные, современные формы: тренинги, интеллектуальные игры, дискуссии, ролевые игры по актуальным проблемам. Большой интерес вызывают такие формы мероприятий, как «Битва интеллектов», «Ночь в библиотеке».
Современных молодых людей волнует масса проблем и вопросов. Библиотека может оказать им информационную поддержку или другой вид помощи, только хорошо зная их проблемы. В связи с этим в анкете был вопрос«Как вы думаете, какие проблемы актуальны для молодёжи нашего города?» Почти половина респондентов поставила на первое место такие проблемы, как алкоголизм (в том числе детский), наркомания, курение.
Проблема чтения молодёжи оказалась актуальной и близкой значительной части опрошенных. Респонденты отметили «незаинтересованность в чтении книг», «в библиотеку идут только при острой необходимости», «мало читают классику». Молодые люди уверены, что эта проблема требует решения: «Нужно прививать любовь к книгам», – написали они в своих анкетах.
Молодёжь сейчас рано сталкивается с такими социальными проблемами, как «безработица», «получение собственного жилья», «трудоустройство».
В современном обществе нет гарантии в завтрашнем дне, с экрана насаждается идея зарабатывания лёгких денег, воспитывается потребительское отношение к жизни, отсутствуют все другие ценности, кроме рыночных. Интуитивно респонденты понимают это, обозначая такие проблемы, как «отсутствие нравственности», «необразованность и эгоизм», «отсутствие жизненных целей». Как одним из вариантов ухода от реального мира в виртуальный, опрошенные считают «компьютерную зависимость». Такую больную для нашего общества проблему, как «неуважение к пожилым» отметил только один человек. Таким образом, круг проблем, которые волнуют современную молодёжь, широк, в их решение библиотеки могут внести свою посильную лепту.
Завершающим явился следующий вопрос: «Какой, на ваш взгляд, должна быть современная библиотека?» Приятно, что у каждой из библиотек, на базе которых проходило анкетирование, нашлись преданные читатели. «В нашей библиотеке всего хватает в меру, и персонал добрый, и книги умные», – заявили студенты Молодёжного информационного центра.
«Мне кажется, что Центральная библиотека г. Сатки отвечает всем требованиям, а также абсолютно устраивает современную молодёжь», – отозвался один из респондентов. «Современная библиотека – такая, как наша», – считают читатели Сулеинской библиотеки. Такие ответы радуют, но в то же время мы понимаем, что необходимо постоянно совершенствоваться, развиваться, иначе ответы могут быть прямо противоположными.
Библиотека должна быть интересной для молодёжи. А это значит: «усовершенствованной, иметь все современные виды услуг, Интернет, читальный зал, удобный для читателя», «должна быть компьютерной, удобной, быстрой, с хорошим фондом». В глазах молодёжи библиотека остаётся в первую очередь носителем книжной культуры. Молодые читатели хотят видеть новые, популярные, книги, однако «аудиокниги тоже должны быть» – отмечают опрошенные.
Библиотека и в дальнейшем продолжит исследование молодежного чтения, поскольку ее основная задача – стимулировать обращение молодых людей к изданиям, печатным и электронным; используя различные, в том числе инновационные, средства в работе, направить их на поддержание интереса, прежде всего, к печатному слову, традиционному носителю разнообразной информации. Сохранить чтение как величайшую ценность личности – вот истинное призвание библиотек.
О. Н. Третьякова,заведующая сектором ГКУК
«Челябинская областная юношеская библиотека»
«Мы – не просто библиотека: