Адаптация детей на занятиях центра "Созвездие" 1,5-3 года
Вы пришли со своим ребёнком 1,5-3 года на первое занятие. Конечно же, каждая мама, чтобы принять решение, ходить или нет, в первую очередь смотрит на реакцию своего малыша.
Что же мама может увидеть?
- Ребёнок с удовольствием всё делает
всё (или многое) получается, хочет вернуться ещё. Надо сказать, что большая часть деток именно так и адаптируется. Но обычно всё более-менее спокойно и понятно.
- Ребёнок получает явное удовольствие
но получается не всё или почти ничего.
В этом случае не нужно забывать, что то, что кажется для нас совершенно очевидным и простым, для ребёнка вовсе не очевидно и не просто. Ну, казалось бы, что трудного, взять и отнести кубик на полочку, дома ведь разносит вещи по местам. А тут никакой реакции, стоит. Или хлопать, ну не хлопает, хотя умеет. А топать, находить карточки с картинками, лепить, вообще не получается. Даже дома.
- Совет:
Набраться терпения, не всё сразу!!! Вы для того и пришли на занятия, чтобы всему научиться. Малыш может долго просто наблюдать. Когда ребёнок просто смотрит и ничего не делает — это не признак того, что малыш не участвует в процессе!!! Наблюдение — это самое что ни наесть активное усвоение информации, нужно дать малышу эту возможность, просто постоять и понаблюдать. И через некоторое время случится чудо — ребёнок начнёт делать то, что не делал раньше. Особенно актуально для новых пальчиковых игр, танцев, аппликаций, спортивных упражнений, игр-догонялок и многое другое. Ситуация может повторяться каждый раз, когда появляется новый элемент: сначала просто стоит и смотрит, а потом, через несколько мероприятий, делает.
- Ребёнок прижался к маме, и ни в какую не хочет попробовать: потанцевать, потрогать кубики, пообщаться
Действительно со стороны очень странная ситуация: пришли заниматься, а малыш прилип к маме и ни в какую не сходит с рук. Смысл тогда ходить? Посидеть на руках у мамы можно и дома. Подумаете Вы…
- Совет:
-Здесь во-первых не нужно забывать, что простое созерцание — это очень активное действие для ребёнка до 3х лет. Если малыш хотя бы смотрит, пусть из-за маминого плеча — это уже усвоение информации.
-Нужно войти в положение малыша: много новых людей, незнакомое помещение, непонятные правила, и вообще не известно, чего ждать от этой тёти, вдруг сейчас проколет пальчик иголкой, или залезет в рот, будет щупать живот…
-Пусть малыш несколько занятий посидит у мамы, удостоверится, что никто ничего плохого с ним делать не будет. Просто нужно набраться терпения, ни один малыш дольше 4х-6и занятий подряд на руках не сидел. Всё равно природное любопытство сделает своё дело, и малыш присоединится к группе.
- Малыш носится по всему помещению и не останавливается ни на секунду. Мало того, что не занимается, но ещё и другим мешает
Просто нужно знать, что это тоже такой способ адаптации, достаточно часто встречающийся, кстати, не самый травматичный для ребёнка. Трудно пережить то, что другим мешает, отвлекает, да ещё и сам не занимается ведь. Не переживайте!!!
Если точно знать, что через месяц это прекратится, то становится гораздо проще. И при этом нужно быть готовым, что дети, которые адаптировались таким способом, и после адаптационного периода вряд ли будут сидеть всё мероприятие и слушать. Будет чередование видов деятельности: побегал, позанимался, побегал, позанимался. Чем старше будет ребёнок, тем дольше будет длиться период «позанимался» и тем короче будет период «побегал», а годам к 5-7 «побегал» сойдёт на нет.
Возникает вопрос — а стоит ли приводить 1-3-хлетнего ребёнка на мероприятия, когда он бегает бесконечно, если можно привести в 4 и он будет гораздо более сосредоточен и спокоен.
Дело в том, что гарантировать, что ребёнок, не посещая никакой организованный коллектив, научится сосредоточенно работать, нет. Для некоторых это так и будет: малыш просто вырастет, и станет лучше сосредотачиваться. А бывает, что и в 4 и в 5 приходят детки и носятся не переставая. И это уже не норма, тогда как до 3х лет — это вариант нормы.
- Совет:
Лучше уж подстраховаться и походить на занятия, потихоньку вырабатывая навыки общения в организованном коллективе.
- Малыш агрессивен: при любом обращении к нему пытается ударить
Агрессия — это способ защитится. Агрессия значит, что ребёнку не комфортно, тревожно. Агрессия — это ещё тяжелее, чем плач, потому что агрессия и плач — это сигнал одного и того же — дискомфорта, но агрессия агрессивно воспринимается окружающим коллективом. Оно и понятно (для окружающих) — агрессивное поведение причиняет вред другим детям. А вот для самого ребёнка — это трудно: стукая другого, малыш подаёт сигнал бедствия, «мне плохо, помогите», а чаще всего получает в ответ «так делать нельзя, ай-яй-яй, как не стыдно». А здесь действительно нужно помочь.
- Совет:
-Во-первых, нужно подождать, когда малыш почувствует себя комфортно, количество агрессивных выпадов уменьшится. Когда ребёнок напряжён, любое просто обращение к нему может привести к агрессии.
-Во-вторых, действительно нужно объяснять, что Маше-Саше больно, ни в коем случае не давать бить родственников, если бьёт маму бабушку, нужно обращать на это внимание, и объяснять. Но объяснять БЕЗЗЛОБНО, СПОКОЙНО, не стыдить, а именно объяснять!!! Для ребёнка чувства другого человека не очевидны, вернее, он не догадывается, что у другого могут быть тоже чувства, дети до 3х лет эгоцентричны. И поэтому не надо говорить «Я ему уже 100 раз объясняла, он всё равно не понимает». Объяснять, спокойно нужно 100, 200, 300, 400, 500 раз, и где-то на тысячный, двухтысячный раз малыш начнёт понимать.
-В-третьих, нужно предложить другой вариант решения проблемы: «объясняй словами: говори, «это моё» и др. варианты, доступные ребёнку. Короче, донести, что проблему можно решить и другими способами. И быть готовым, что эффект появится где-то после тысячного повторения. Но если не повторять, то эффекта не будет, это точно, так что трудитесь!!!
-В-четвёртых, нужно учитывать возраст, если годовичок бьет других, это, скорее всего не агрессия, а недостатки моторики. Потрогать другого — это способ взаимодействия, а постучать — это как-то проще даётся, движения сначала не плавные, а отрывистые у годовасиков.
- Совет для годовасиков:
Здесь просто при первых попытках постучать по другому человеку, нужно перехватить руку малыша, и погладить его рукой, приговаривая «гладить, гладить» и так много раз, обычно 10-20 раз бывает достаточно. А потом малыш будет реагировать на слова: начинает стучать, мама говорит «гладить» и ребёнок гладит.
При этом нужно не разрешать стучать по маме или бабушке дома. Если учить только на занятиях в «Созвездии», то толку мало будет. Маму и бабушку тоже надо гладить
- Ребёнок плачет всё занятие: без видимой причины
Вроде смотрит-смотрит, и опять в слёзы. Очень тяжко маме приходится, если ребёнок выбрал такой способ адаптации. Смотришь на кроху, а у него слёзы в глазах. Хочется сказать, да зачем мне всё это, что мучить ребёнка и уйти.
На самом деле обычно такие детки плохо воспринимают любой незнакомый коллектив, любой новый коллектив для малыша — это стресс. Это пройдёт с возрастом, и чем больше будет опыта положительного общения в разных коллективах, тем быстрее пройдёт. И если, например, обязательное посещение поликлиники — это для многих, скорее опыт отрицательного общения. То вот посещение занятий в «Созвездии» — можно запросто превратить в опыт положительный.
- Совет:
Для этого не торопитесь, пусть не делает ничего, а просто смотрит первые несколько занятий. Обнимите малыша и смотрите, мама пусть комментирует. Этого достаточно, через несколько занятий ребёнок сам попросится присоединиться к наиболее понравившемуся виду деятельности. Обычно детки, которые в начале плачут, дальше занимаются хорошо.
Просто нужно понимать, что пережидая этот период, мы ребёнка не мучаем, а помогаем!!! Помогаем адаптироваться в социуме, мамина задача сделать эту адаптацию наиболее мягкой.
- Вроде бы и всё хорошо, но при переходе на новый вид деятельности, когда нужно отдавать пособия, ребёнок громко рыдает / вариант — закатывает истерики (ложится на пол, и кричит)
Часто такое случается, если у малыша есть старшие братишки-сестрёнки, которые забирают игрушки, и малыш уже научился, что если взял игрушку, её надо крепко держать, никому не отдавать, а если отбирают, то громко кричать, чтобы привлечь внимание и тогда придёт мама и игрушку отдаст.
Такой опыт учит отстаивать свои интересы (что тоже полезно), но взаимодействовать не учит.
На занятиях в «Созвездии» игрушки и пособия насильно никто не забирает. Если малыш не отдаёт ни в какую, то пособие педагог оставит у малыша, и приберёт, когда ребёнок переключится на другую игру. А опыт этот будет очень ценным: малыш увидит, что если отдать одну игрушку, в замен обычно дают что-то другое, интересное. И потихонечку идея любую вещь отстаивать и ни за что не отдавать уходит, ребёнок сможет и поделиться со сверстниками.
- Ребёнок говорит, что ему не понравилось на мероприятиях
Когда малыш говорит, что ему не понравилось, он сообщает о своём дискофорте. Дискомфорт естественен первые несколько мероприятий. Вспомните себя, когда вы впервые выходите на новую работу. Вы взрослый человек, имеете представление, как общаться в коллективе, что такое работа, и дискомфорт есть даже у взрослого. Что же говорить о ребёнке, у которого никакого опыта нет, и он представления не имеет, чего от него хочет эта тётя, зачем все остальные тёти собрались, почему вон тот малыш лезет к нему обниматься, и зачем отдавать игрушки, которые понравились.
Когда ребёнок может СКАЗАТЬ, ЧТО ЕМУ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, это значит, вас как маму и вашего ребёнка можно поздравить!!! Это самый лучший способ адаптации, самый правильный!!! Именно к нему хорошо бы привести остальных детей: свои проблемы нужно выносить наружу в социально приемлемой форме.
Рассказать о своих проблемах — это именно тот самый способ!!! Нужно поговорить с ребёнком: что не понравилось, объяснить (если были какие-то неприятные моменты). Найти, что понравилось, ради этого прийти ещё раз, через 4-6 занятий всё нормализуется, дискомфорт пройдёт. Главное найти то, ради чего можно прийти, пока дискомфорт не ушёл.
- Ребёнок делает что угодно, только не то, что предлагает педагог
Малыш ещё не понял правила игры — раз. Малыш ещё не освоил территорию — два. Когда все углы и уголочки будут исследованы, и ребёнок увидит, что есть ещё и педагог, и он чего-то предлагает, а детки делают, и это иногда может быть любопытно, он присоединится к группе. Сначала на один вид деятельности, потом на другой. Возможно будет вид деятельности, на который он так и не согласиться, ну да ничего, это можно пережить, если есть при этом любимое, на которое ребёнок соглашается. Детки с таким способом адаптации обычно очень независимы, отлично могут сами найти, чем заняться.
- Совет:
Потихоньку их нужно научить и показать, что в коллективе любом есть правила, им нужно следовать. Показывать это нужно мягко, даже не показывать, а просто быть в коллективе, в котором есть правила, и ребёнок всё сам увидит и поймёт.
- Ребёнок не делает то, что дома делает спокойно
Малыш не разговаривает и ничего не делает на мероприятиях, хотя дома все делает с удовольствием. Малыш напряжён. Как только напряжение пройдёт, он начнёт делать и разговаривать. Не стоит его сильно упрашивать: один раз предложили, и достаточно.
- Совет:
Мама может сидеть рядом и делать, что предлагает преподаватель. Если это не огорчает малыша, то это самый лучший способ.
- Всё хорошо, но малыш постоянно лезет обниматься, а другим деткам это не нравится, они плачут
Здесь нужно объяснять. Если другой малыш не против, то пусть обнимаются. Только обязательно страхуйте парочку сзади, обнимающиеся малыши очень неустойчивы. А вот если другие малыши боятся, то объяснять, 1000 раз, что Маше не нравится, давай лучше мы с тобой обнимемся. Пусть обнимет педагога, если малыш не против. Вообще обниматься-то можно, но нужно выбирать подходящих партнёров
- Общие рекомендации: как сделать так, чтобы адаптация была максимально мягкой
1. Как можно больше общения. Ходить в гости, как можно чаще, как можно в большее количество разных коллективов, где есть детки, где много народу. Тогда адаптация и в «Созвездии» пройдёт гораздо легче.
2. Имейте терпение. Адаптация обычно длится от 4х занятий до 1 месяца. Не нужно ждать, что первое занятие вам всё и расскажет, стоит ли ходить в «Созвездие» или нет. Походите первый адаптационный месяц, и только потом можно делать какие-то выводы.
3. Во время адаптационного периода очень и очень желательно не пропускать занятия. И как только адаптационный период закончится, нужно ещё хотя бы месяц походить в хорошем настроении, чтобы закрепить эффект. И вообще любые занятия имеют смысл только при регулярном их посещении. Но жизнь есть жизнь. Малыш может заболеть, срочно куда-то нужно уехать. Здесь нужно быть готовым, что если был перерыв, адаптироваться придётся по новой. Просто будьте готовы к этому, и снова, СПОКОЙНО, как в первый раз, держите ребёнка на ручках, объясняйте, ждите. Во второй раз набраться терпения ещё сложнее, но надо.
4. Нужно помнить, что Вы пришли в коллектив!!! А это значит, что конечно да, мы все понимаем, что когда малыш дерётся — это его крик о помощи. Но не значит, что мама должна спокойно сидеть и смотреть, как её чадо колотит остальных. Или как ребёнок наворачивает круги, отвлекая всю группу. Мама должна активно участвовать в адаптации: объяснять, показывать… но!!! не наказывать!!!