Взаимосвязь звуков русского языка 1 страница

Садов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важ­ное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обу­чению является правильная, хорошо развитая речь.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» четко оп­ределяет задачи развития речи детей для разных возрастных этапов и предусматривает предупреждение и исправление ее на­рушений.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ма­лыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной сте­пени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Де­ти, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, ста­новятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи мо­гут привести к неуспеваемости.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружаю­щими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. В связи с этим в учебных планах педучилищ серьезное внимание уделяется совершенствованию речи самих учащихся. Вместе с тем большое место отводится изучению мето­дики развития речи детей.

Данное пособие призвано помочь учащимся в овладении спе­циальными знаниями, а также практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов речи у детей. Оно подготовлено на основе программы курса «Практикум по логопе­дии» с учетом новых исследований в области логопедии, смежных наук и передового опыта работы дошкольных учреждений.

В пособии освещены следующие вопросы: нарушения звукопроизношения и их исправление, участие воспитателя в коррекции нарушений речи у детей, работа воспитателя по формированию У дошкольников правильного произношения, работа воспитателя с родителями, взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.

В дошкольных учреждениях логопедическая работа прово­дится по двум основным направлениям: коррекционному и про­филактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения (коррекционное направление) Но еще в большей степени для педагога-практика важно профилактичес­кое направление, которое по своим задачам и содержанию совпа­дает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду». Поэтому последнему направлению в пособии уделено особое внимание.

В процессе непосредственной работы с детьми во время педа­гогической практики учащиеся смогут использовать материал по выявлению недостатков звукопроизношения и осуществлению индивидуального подхода к детям, имеющим различные наруше­ния речи, а также разработки занятий, конкретные рекомендации по исправлению звуков, стихи, потешки, рассказы для закрепле­ния звуков в речи.

Будущим воспитателям дошкольных учреждений необходимо отчетливо представлять себе, что вся работа по формированию у детей правильной речи должна быть подчинена главной зада­че — подготовке к успешному обучению в школе и что успех в этой работе может быть достигнут только при тесном контакте педагогов, родителей и логопеда.

ВВЕДЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЮ

ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноцен­ного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возмож­ности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем ак­тивнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различ­ные нарушения, которыми считаются любые отклонения от обще­принятых норм данного языка (подробно о различных нарушениях речи см. в соответствующих разделах).

Изучением речевых нарушений, их предупреждением и преодо­лением путем воспитания и обучения занимается специальная педагогическая наука —логопедия.

Предмет логопедии — изучение нарушений речи и методов их устранения.

Задачи логопедии — определение причин и характера ре­чевых нарушений, их классификация, разработка эффективных способов предупреждения и коррекции.

Методами логопедии как науки являются:

— диалектико-материалистический метод, основные требова­ния которого следующие: изучать явление в его развитии, в свя­зях и взаимодействии с другими явлениями, выявлять моменты перехода количественных изменений в качественные и т. д.;

— общенаучные методы познания, к которым относятся экс­перимент, математические методы и др.;

— конкретно-научные методы: наблюдение, беседа, анкети­рование, изучение педагогической документации и др.

Логопедия является отраслью педагогической науки — дефек­тологии, изучающей особенности развития, воспитания, обучения и подготовки к трудовой деятельности детей с физическими, пси­хическими и речевыми недостатками.

Логопедия тесно связана со смежными науками.

Поскольку объектом исследования и воздействия является ре­бенок, логопедия тесно связана с дошкольной педагогикой.

Для развитая речи большое значение имеют степень сформированности таких психических процессов, как внимание, восприя­тие, память, мышление, а также активность поведения, изучени­ем которых занимается общая и возрастная психология.

Изучение причин речевых нарушений, их устранение, обучение и воспитание детей с дефектами речи опирается на данные физиологии, которая является естественнонаучной базой общей и специальной педагогики.

Развитие речи ребенка тесно связано с влиянием окружающих, с условиями, в которых он живет. Поэтому логопедия связана с социологией, которая занимается изучением социальной среды.

В процессе развития ребенок овладевает важнейшим средст­вом общения людей — языком: системой фонетических, лексичес­ких и грамматических средств, необходимых для выражения мыслей, чувств. Таким образом, логопедия тесно связана с наукой о языке — лингвистикой.

Знание логопедии помогает педагогу успешно решать две важ­ные задачи: профилактическую, направленную на формирование у детей правильной речи, и коррекционную, предусматривающую своевременное выявление нарушений речи и помощь в их устране­нии. Для успешного решения этих задач необходимо также учи­тывать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом.

Вопросы

1. Что составляет предмет логопедии, каковы его задачи и методы?

2. С какими науками связана логопедия?

3. Для чего воспитателю необходимо изучать логопедию?

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

Речь является средством общения людей и формой челове­ческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разно­видностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь-«думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового мате­риала.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» пре­дусматривает развитие всех компонентов устной речи: слова­ря, грамматического строя, звукопроизношения.

Словарь и грамматический строй развиваются и совершенству­ются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в про­цессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение фор­мируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного язы­ка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей — фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения нераз­рывно связана с работой по развитию речи детей.

б

Речь не является врожденной способностью человека, она фор­мируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы Кара головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств— слух, зрение, обоняние, осязание—были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие рече-двигательного и речеслухового анализаторов.

Анализаторы — сложные нервные механизмы, произво­дящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутрен­ней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.

Все вышеперечисленные факторы в значительной степени за­висят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая раз­витию движений и речи, задерживается и его физическое и пси­хическое развитие.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка — состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произ­ношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых пар­ных слогов {мама, папа). К году словарь обычно достигает 10—12, и иногда и большего количества слов (баба, киса, му, бэ и др.). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания стано­вятся для него средством речевого общения, т. е. формируется Экспрессивная речь.

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует иска­жать слова, имитировать детскую речь.

В этот период необходимо развивать пассивный словарь (сло­ва, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предме­тами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (сло­ва, которые он употребляет в своей речи).

К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250—300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800—1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным сред­ством общения. К пяти годам активный словарь у детей увели чивается до 2500—3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четы­рем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологи­ческие нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамма­тическим строем речи.

Вопросы

1. Развитие каких сторон устной речи предусматривает «Программа воспита­ния и обучения в детском саду»?

2. От каких факторов зависит становление речи ребенка?

3. Как развивается речь ребенка?

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующей­ся степенью соответствия речи говорящего нормам литературно­го языка, является звуковая культура речи, или ее произноситель­ная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи:

интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (зву­ки речи). Остановимся подробнее на каждом.

ИНТОНАЦИЯ

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, кото­рые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые от­ношения между частями фразы, сообщают фразе повествователь­ное, вопросительное или повелительное значение, позволяют го­ворящему выражать разные чувства. В письме интонация в из­вестной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи — повы­шение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп — скорость произнесения речи. Он может быть уско­ренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоцио­нальной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи сни­жается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых час­тей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детс­кой речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить ре­чевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр — эмо­циональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивле­ния, грусти, радости и т д. Тембр речи, ее эмоциональная окра­шенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодическои стороны речи необходимо развивать.

речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соот­ветствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение),

основные качества голоса — силу и высоту,

речевое дыхание — его длительность и интенсивность.

Вопросы и задания

1 Каково значение интонации? 2. Назовите и охарактеризуйте элементы интонации.

СИСТЕМА ФОНЕМ

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи раз­личаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании прини­мают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань;

генераторный (голосообразующий) — гортань с голосовыми связ­ками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей ре­чевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управ­лению процессами рече- и голосообразования, т. е. процессы дыха­ния, голосообразования и артикуляции регулируются деятель­ностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осущест­вляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппа­рата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голо­совых связок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их диф­ференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, по­лость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма), Источником образования звуков речи служит струя воздуха, иду­щая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наи­большую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка (см. рис. на переднем форзаце).

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Язык состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движе­ния. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом, но и от­дельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а пе­редняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с);

кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опуще­ны, а задняя—высоко подниматься вверх (при звуке к); кон­чик языка может подниматься, а передняя и средняя части спин­ки вместе с боковыми краями — опускаться (при звуке л). Благо­даря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может со­здавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акус­тические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему прису­щей комбинацией различительных признаков, как артикуляцион­ных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Артикуляционные признаки звуков речи

Рассмотрим артикуляционные признаки звуков речи, знание которых дает воспитателю возможность фиксировать внимание де­тей на определенных движениях органов артикуляционного аппарата выявлять нарушения в артикуляции звуков и находить наи­более эффективные пути их устранения (см. рис. на переднем

(форзаце).

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в

основном тем, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного апарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также

работой гортани.

При образовании гласных (а, э,о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой плоскости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

При образовании носовых звуков (м,м', н, н') мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую

полость.

При образовании гласных, сонорных (звучных) согласных(/,м, м', н, н', л, л',р, р')и звонких согласных (в,в', з, э', ж, б, б\ д, д', г, г') голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

При образовании глухих согласных(ф, ф', с, с\ш, п, п\г, г', к, к', х, а-', ц, ч,щ) голосовые связки раскрыты, не вибрируют, и голос не образуется.

Согласные звуки делятся на две группы: по способу образования и по месту образования (см. рис. на переднем фор­заце).

Способ образования отражает характер преграды, т. е. в фор­ме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними я т. п.

Щелевые (фрикативные) — органы артикуляционного аппара­та сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выды­хаемая струя воздуха:

ф, ф',в,в' — нижняя губа образует щель с верхними зубами;

с, с',з, з' — передняя часть спинки языка образует щель с верх­ними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими аль­веолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и пере­ходящими в слизистую оболочку нёба;

ш, ж, щ — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное зву­чание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик язы­ка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);

х'х' — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

/" — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

Смычно- взрывные — органы артикуляционного аппарата обра зуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходя­щей изо рта воздушной струёй:

п, п', б, б' — смычку образуют губы;

г, г', д, д' — передняя часть спинки языка образует смыч­ку с верхними зубами или альвеолами;

к, к', г, г' — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.

Смычно-щелевые (аффрикаты) — органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной ар­тикуляции к другой совершается незаметно:

ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвео­лами, которая незаметно переходит в щель между ними;

ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходя­щую незаметно в щель между ними (правильное звучание быва­ет и при нижнем положении кончика языка).

Смычно- проходные — органы артикуляционного аппарата об-разуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается про­ход в другом месте:

м, м' — смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

н, н' — передняя часть спинки языка образует смычку с верх­ними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

л, л' — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.

Дрожащие (вибранты):

р, р' — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

Место образования определяется подвижными органами (язы­ком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

Губно-губные:п., п', б, б', м, м' — преграда образуется ниж­ней и верхней губой.

Г'убно- зубные:ф, ф', в, в' — преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

Переднеязычные:т, д, н, л, л', р, р', ш, ж, ч, щ, т', д', н', с, с', з, з', ц — преграда образуется передней частью спинки языка.

Среднеязычные: ] (йот)—преграда образуется средней частью спинки языка.

Заднеязычные:к, к', г, г', х, х' — преграда образуется зад­ней частью спинки языка.

При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учиты­вать и так называемую дополнительную артикуляцию — п о д ъ ё м

12

средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные основном парные по твердости и мягкости, например,л ил':

пыль, лук—люк и т. д. Но есть и непарные звуки: толь­ко твердые — ш, ж,ц, только мягкие — ч,щ, ].

Различие согласных по твердости и мягкости требует осо­бенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозна­чаются одной буквой, а различие на письме достигается с помо­щью других средств (написания после мягких согласных букв

ь, я, е, ё, ю, и).

Гласные звуки(и, э, а, ы, о, у) делятся по трем арти­куляционным характеристикам на следующие группы (см. рис. на переднем форзаце).

При участии передней части спинки языка образуются звуки ц э — гласные переднего ряда, средней части спинки языка — а, ы — гласные среднего ряда, задней части спинки языка — о, у — гласные заднего ряда.

Степень подъема передней, средней или задней части спинки языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и,ы, у).

В зависимости от степени выдвижения губ вперед различа­ют гласные неогубленные (нелабиализованные)—а, ы (губы в нейтральном положении),э, и (губы растянуты, как при улыб­ке) и сгубленные (лабиализованные) —о, у (губы округляют­ся и выдвигаются вперед).

Акустические признаки звуков речи

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические призна­ки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для ус­пешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласныея, э,и, о, у, ы.

Сонорные (звучные) — их качество определяется ха­рактером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: соглас­ные л», м\н, н\ л, л',р,р', /'.

Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

звонкие шумные длительныев, в', з, з', ж;

звонкие шумные мгновенныеб, б', д, д', г, г';

глухие шумные длительныеф, ф', с, с', ш, х, х';

глухие шумные мгновенныеп, п', т, т', к, к'.

13

По производимому звуками акустическому впечатлению вы­деляют следующие подгруппы звуков:

свистящиес, с', з, з', ц;

шипящиеш, ж,ч, щ;

твердыеп, в, ш, ж, ц и др.;

мягкиеп', в', ч, щ и др.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой язы­ка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у него необходимо разви­вать фонематический слух, т. е. способность различать и воспро­изводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка; вырабатывать хорошую дикцию, т. е. подвиж­ность и дифференцированность движений органов артикуляцион­ного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каж­дого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; разви­вать речевое дыхание, т. е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слит­ность произношения.

Вопросы

1. Чем характеризуется фонема?

2. Как образуются звуки речи?

3. На какие группы делятся звуки русского языка по артикуляционным признакам? Дайте характеристику каждой группы.

4. На какие группы делятся звуки русского языка по акустическим признакам?

5. Какую работу необходимо проводить для овладения детьми фонемати­ческой системой языка?

Взаимосвязь звуков русского языка

Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ре­бенка других, более сложных по артикуляции звуков. Знания о взаимосвязи и взаимозависимости звуков русского языка игра­ют большую роль в практической работе логопеда.

Зная, как связаны группы звуков между собой, например, что общего в артикуляции свистящих и шипящих или свистя­щих ир, логопед (воспитатель) решает, с какой группы звуков лучше начать коррекционную работу, если нарушено несколь­ко групп звуков. Понимание связи между звуками внутри любой группы (например, междус, з, ц, с', з' — в группе свистящих или междув, з, ж,б, д, г — в группе звонких) дает логопеду возможность решить, какой звук и почему является основным, базовым, в данной группе и в какой последовательности прово-дить коррекционную работу. Рассмотрим это «а примере перед­неязычных щелевых звуков из двух групп: свистящих — с, з и шипящих — ш, ж.

Для правильного произнесения этих звуков должна быть сформирована длительная направленная воздушная струя, иду­щая посередине языка в щель, образованную между передней частью спинки языка и альвеолами. Дети не сразу овладевают этими звуками. Отдельные навыки у них вырабатываются при овладении звукамиф ив, которые также относятся к щелевым. При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздуш­ная струя. Эти звуки наиболее легки для произношения. Одна­ко у детей трех лет артикуляция звуков ф и в часто бывает неточ­ной. При их произнесении углы нижней губы неплотно примыкают к верхним резцам, и струя воздуха вместо узкой, направленной, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Форми­руя у ребенка направленную воздушную струю, идущую посере­дине языка, и отрабатывая ясное произношение звуковф, в сна­чала изолированных, затем в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную длительную воздушную струю, необходимую также и для щелевых звуковс, з, ш, ж.

Наши рекомендации