Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование в программе данного модуля предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии); учебные дискуссии, технологии проектирования и др. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования, содействуют развитию общекультурных компетенций бакалавра.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В ходе текущей аттестации оцениваются результаты освоения студентами дисциплины «Общая педагогика». Для этого используются устные и письменные формы аттестации: тесты, терминологические диктанты, сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках, разными авторами; реферативные обзоры, анализ учебно-программной документации, конспектирование первоисточников, выступление с докладами и научными сообщениями. Итоговая аттестация студентов по дисциплине предполагает экзамен, проводимый в традиционной форме по билетам. Применение балльно-рейтинговой системы оценки достижений студента позволит оценить индивидуальную динамику формирования профессиональной компетентности бакалавра.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Занятие 1. Педагогика как наука
Контрольные вопросы:
1) Назовите основные категории педагогической науки и дайте их общую характеристику. Как соотносятся основные педагогические категории?
2) В чем отличие научного и педагогического знания от житейского?
3) Обоснуйте объект и предмет педагогики.
4) Каковы функции педагогики?
5) Почему педагогика рассматривается как наука и как искусство?
6) Назовите основные задачи педагогики как науки.
7) Назовите формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.
8) Какова структура современной педагогической науки?
Задания:
1) Выпишите в тетрадь определения основных педагогических категорий и понятий, данных в различных учебниках педагогики. Выберите наиболее удачное, на ваш взгляд, определение и обоснуйте свой выбор.
2) Изобразите в виде знака, образа или рисунка символы понятий «обучение», «учение», «преподавание», «воспитание», «образование». Прокомментируйте представленные символы.
3) Выстройте систему аргументов, доказывающих, что образование является социокультурным феноменом.
4) Исходя из известных Вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастает? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?
5) Выясните, какие проблемы развития образования обсуждаются сейчас в средствах массовой информации, на страницах научных периодических изданий, в органах управления образованием, родительской среде, профессиональных сообществах. Для этого обратитесь к периодике, официальным сайтам органов управления образования, родительским форумам и т.д. С использованием метода контент-анализа выявите эти проблемы.
Методическая подсказка.
Контент-анализ – метод, позволяющий анализировать письменные тексты (документы, статьи, монографии, письма, сочинения и т.д.).
Общая методика проведения контент-анализа:
· определить цель контент-анализа, в соответствии с ней подобрать текстовой фонд;
· выбрать смысловую единицу анализа (термин\\\\\. Характеристика, идея, проблема и т.д.);
· из текстового фонда выбрать все формулировки смысловой единицы анализа;
· выбранные формулировки сгруппировать по смыслу, контексту, ключевым словам, и провести количественный подсчет единиц, попавших в те или иные группы;
· сделать вывод в форме письменного заключения о наиболее/наименее часто употребляемом смысле выделенной единицы анализа.
Занятие 2. Методология педагогической науки и деятельности
Контрольные вопросы:
1) В чем сущность методологии педагогики?
2) Раскройте сущность системного подхода как общенаучную методологию педагогики.
3) Назовите уровни методологического знания и покажите их специфику в педагогике.
4) Дайте характеристику основных современных учений, выступающих в качестве философского уровня методологии педагогики.
5) Раскройте сущность системного подхода как общенаучную методологию педагогики.
6) Каковы причины разработки новой методологии педагогики?
7) В чем специфика применения аксиологического подхода в изучении педагогических явлений?
8) Какова логика организации исследования в педагогике? Дайте характеристику его этапов.
9) Раскройте содержание программы педагогического исследования.
Задания:
1) Назовите конкретно-методологические принципы педагогических исследований и проиллюстрируйте их конкретными примерами.
2) Подготовьте схему «Классификация педагогических ценностей» и дайте их характеристику.
3) Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах методы педагогического исследования.
4) Проведите интервью со своими однокурсниками с целью выявления их мнения о роли педагогического знания в жизни человека ил по предложенной Вами педагогической проблеме. Обработайте полученные результаты. Представьте результаты в виде устного сообщения с презентацией.
Методическая подсказка.
Интервью – это разновидность беседы, при которой интервьюер спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по исследуемому вопросу, а интервьюируемый отвечает.
Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. Главный отличительный признак интервью – строгая последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них.
Подготовка и проведение интервью включает в себя следующие действия.
1. Постановка цели, исходя из которой выбирается тот или иной вид интервью:
· поисковое интервью для сбора информации, при помощи которой можно обозначить проблему или комплекс проблем, нуждающихся в диагностике, а также для поиска новой точки зрения;
· интервью по проверке гипотез (как правило, стандартизованное интервью) – сравнение групповых и/или индивидуальных различий;
· интервью для сбора эмпирической информации, проводящееся при необходимости подтвердить или опровергнуть какие-либо закономерности или теоретические положения;
· интервью как вспомогательный метод, применяющийся для уточнения данных, полученных другими методами (например, данные наблюдения, анкетирования, тестирования).
2. Предварительная подготовка. Включает в себя сбор информации об исследуемом объекте, уточнение целей и задач интервью, вопросов, определение оптимальной формы его проведения, состава и количества респондентов, выбор научного и технического обеспечения, предполагаемых вербальных средств и типов вопросов для получения планируемых сведений, прогноз временных и материальных затрат на интервьюирование.
3. Интервьюирование. Начиная интервью, следует помнить, для чего будет использован конечный результат: для разработки коррекционных мер, для составления плана работы или для публичного обсуждения. Это необходимо учитывать на всех этапах диагностики, поскольку в определенных случаях нужно информировать интервьюируемых о том, как будут использоваться данные.
4. Обработка данных интервью. При обработке полученных данных требуется точное ведение протокола: ответы цитируются, а не пересказываются. Затем листы протокола кодируются. Обработка завершается применением математических и статистических методов.
Рекомендации студентам: по результатам проделанной работы проведите презентацию.
Требования к оформлению презентации:
1.Требования к содержанию информации: заголовки должны привлекать внимание аудитории; предложения должны быть простыми (короткими); временная форма глаголов – одинаковая; минимум предлогов, наречий.
2.Требования к расположению информации: горизонтальное расположение; наиболее важная информация в центре экрана; комментарии к картинке располагаются внизу; слайды не перегружать ни текстом, ни картинками; на одном слайде не более трех фактов, выводов, определений.
Занятие 3. Целостный педагогический процесс
Контрольные вопросы:
1) Сравните различные позиции в раскрытии сущности педагогического процесса (П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин). Какие проявления сущности педагогического процесса зафиксированы в определениях указанных авторов?
2) В чем заключается целостность педагогического процесса?
3) Расскажите о структуре педагогического процесса. Охарактеризуйте каждый компонент педагогического процесса.
4) Проиллюстрируйте примерами объективные и субъективные противоречия педагогического процесса.
5) Как соотносятся между собой диагностика, мониторинг и контроль в образовании?
Задания:
1) Выпишите из различных учебников и учебных пособий по педагогике структурные компоненты педагогического процесса. Сделайте выводы: что дает структурное представление педагогического процесса? Какая из предложенных структур является наиболее целесообразной? В чем недостатки, на ваш взгляд, других структурных представлений?
2) Выпишите закономерности педагогического процесса и подберите для них соответствующие принципы. Результат оформите в виде таблицы.
Занятие 4. Содержание образования
Контрольные вопросы:
1) В дореволюционной России существовали классические и реальные гимназии. Каким подходам формирования содержания образования они соответствовали? Можно ли найти аналогии в сегодняшней образовательной практике?
2) Согласны ли вы с мнением, что личностное содержание образование не совместимо с понятием качественного образования? Аргументируйте свое мнение.
3) Расскажите о разных подходах к формированию содержания образования (сциентистский, культурологический, компетентностный).
4) Раскройте содержание понятий «формальное образование», «неформальное образование», «информальное образование», «инклюзивное образование».
Задания:
1) Определите на основе изучения стандарта образования, которое вы получаете, как учитываются в нем ваши интересы и возможности?
2) Предложите пример личностной составляющей в содержании образования.
3) Проанализируйте небольшие фрагменты учебников по двум-трем разным учебным предметам и выявите основные элементы содержания образования (понятия, правила, факты, законы и т.п., предметные умения, интеллектуальные умения, умения учебного труда, требующиеся для работы с учебным материалом). Определите, в какой форме излагается учебный материал (есть ли тексты, вопросы, задачи, примеры, упражнения, иллюстрации, таблицы и пр.).
4) Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Какова главная функция образовательных стандартов: задавать достаточно высокий ориентир или устанавливать общий для всех минимальный уровень образования?».
Занятие 5. Целеполагание в педагогике
Контрольные вопросы:
1) Расскажите об основных группах (видах) целей. Раскройте содержание локальных целей (задач) образования.
2) Какие факторы влияют на определение целей урока?
3) Раскройте требования, предъявляемые к разработке целей обучения.
4) Охарактеризуйте роль различных источников (социальный заказ, природные особенности воспитанников, национальное своеобразие и др.) в определении целей воспитания.
Задания:
5) Составьте примерный перечень возможных индивидуальных смыслов и целей обучающихся по изучению психологии.
6) Сформулируйте цели урока по выбранной Вами теме урока. Выпишите из учебной программы цель изучения предмета, раздела, темы. При формулировке целей желательно использовать глаголы в неопределенной форме, отражающие работу учащегося с конкретным материалом (таким образом, вы отразите основные приемы учения, обеспечивающие его процессуальную сторону).
7) Покажите, как изменятся цели урока (по Вашему выбору), если он проходит в образовательных учреждениях, провозгласивших различные миссии? В одном – «Мы формируем интеллектуальную элиту общества», в другом – «Сохраним здоровье нации».
8) Раскройте особенности проектирования целей воспитания в виде модели («стандарта») личности.
Занятие 6. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Контрольные вопросы:
1) Какие проблемы являются предметом исследования теории воспитания?
2) Раскройте специфику и взаимосвязь понятий: воспитание, социализация, развитие.
3) Охарактеризуйте модели и стили воспитания.
4) Какие социальные риски обусловлены недостаточным вниманием к проблеме воспитания?
5) Какие подходы к классификации методов воспитания существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации.
6) Что лежит в основе выбора того или иного метода воспитания? Приведите примеры.
7) В чем заключается проблема выработки критериев оценки воспитанности человека?
Задания:
1) Рассмотрите какую-либо модель воспитания, приведите примеры из истории и современности. Отметьте достоинства и недостатки выбранной вами модели воспитания.
2) Выявите достоинства и недостатки различных форм воспитания.
3) Составьте список источников по вопросу «национальное своеобразие воспитания».
4) Найдите в книге Я. Корчака «Как любить детей» составленную автором декларацию прав ребенка. Согласны ли Вы с ней? Какие правила Вы бы убрали, какие добавили? Аргументируйте свою точку зрения.
5) Подготовьтесь к проведению групповой дискуссии по теме «Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса».
6) Раскройте условия применения и функции директивных (наказание, поощрение и др.) и гуманистических (игра, свободный выбор и др.) методов воспитания.
7) Покажите, как влияют цели и содержание воспитательной работы на выбор методов воспитания.
8) Раскройте сущность различных видов деятельности (труд, игра, учение, общение) как средства воспитания.
9) Рассматривая сущность концепций обучения, проведите сравнительный анализ каких-либо двух из них.
10) Как вы думаете, почему концепции, лежащие в русле теории «свободного воспитания» (антропоцентрический подход), не смотря на их привлекательность, не являются распространенными в нашей массовой школе? Напишите эссе, раскрывающее вашу точку зрения.
11) Подготовьтесь к проведению круглого стола по теме «Межнациональное взаимопонимание – залог мирного будущего России (мира)».
12) Составьте список источников по вопросу «национальное своеобразие воспитания».
13) Подберите педагогическую ситуацию, предложите свои методы воспитания или приемы педагогического воздействия. Аргументируйте свой выбор.
14) Разработайте план воспитательного мероприятия с использованием одной из форм воспитания.
15) Осуществите в микрогруппах анализ и презентацию какой-либо концепции воспитания.
Занятие 7. Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса
Контрольные вопросы:
1) Какие подходы к классификации методов обучения существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации.
2) Вспомните свои школьные уроки и назовите методы обучения, применявшиеся на них. Какие применялись наиболее часто (или, наоборот, крайне редко)? Какие методы больше нравились и лучше запомнились?
3) Объясните, что понимают под «приемами обучения». Раскройте связь между методом и приемом обучения.
4) Какие признаки характеризуют форму организации обучения?
5) Приведите примеры классификации средств обучения.
6) Приведите пример какого-либо явления, события, которые могут стать основой представления учебного материала в парадигмальной концепции обучения.
7) Как вы понимаете выражение «ориентировочная основа действий»?
8) Что лежит в основе управления образовательным процессом в технологической концепции обучения?
9) Назовите идеи различных авторов, положенные в основу теорий развивающего обучения.
Задания:
1) Проанализируйте возможности методов обучения для формирования социальных качеств личности, для развития умственной, эмоционально-волевой сферы учащихся.
2) Как отражается в методах обучения проблема активизации познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом? Раскройте этот вопрос на конкретных примерах. Чем образовательный сайт должен отличаться от любого другого сайта?
3) Возможна ли замена «бумажных» учебников на электронные? Какие изменения в образовании могут произойти в связи с этим?
4) Рассматривая сущность концепций обучения, проведите сравнительный анализ каких-либо двух из них.
5) Составьте правила к какому-либо принципу воспитания и обучения. Помните, что правила должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и относиться к деятельности учителя, проводящего занятие с позиции личностно-ориентированного обучения.
6) Найдите пословицы и поговорки, отражающие суть того или иного принципа обучения.
7) Выявите и запишите все закономерности обучения на основе анализа конспекта урока.
8) Назовите условия и конкретные учебные темы, для которых наиболее оптимальными будут занятия в форме лекции, семинара, лабораторного занятия, конференции.
9) Проведите анализ исторически сложившихся модификаций форм обучения (Белл-ланкастерская, Батавиа-план, Мангеймская система, Дальтон-план, план Трампа, проектная система обучения).
10) Разработайте презентацию c использованием программы «PowerPoint» по выбранной вами теме урока.
11) Выявите логику расположения шагов (этапов) выбора метода по методике Ю.К. Бабанского. Можно ли некоторые из шагов поменять местами?
12) Проанализируйте возможности методов обучения для формирования социальных качеств личности, для развития умственной, эмоционально-волевой сферы учащихся.
13) Проанализируйте конспект урока и определите структуру урока. Какие действия учителя свидетельствуют о гностическом, организаторском, коммуникативном компонентах педагогической деятельности. В чем выражалась воспитывающая направленность урока, развивающая направленность. Какие методы и приемы обучения были использованы. Какие специальные (наглядные, технические, дидактические) средства были использованы на уроке? Как осуществлялся контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся, какие способы, формы, средства контроля были использованы? В каком виде был предложен учащимся учебный материал на уроке (текст учебника, устные вопросы, задачи, упражнения примеры и т.д.)?
Занятие 8. Педагогические технологии
Контрольные вопросы:
1) Раскройте сущность понятия «педагогические технологии».
2) Назовите основные подходы к классификации педагогических технологий.
3) Какие новые качества приобретает процесс воспитания, развивающийся по технологической схеме?
4) Раскройте содержание понятия «локальные (модульные) воспитательные технологии.
5) Раскройте сущность технологии дистанционного образования.
6) Раскройте сущность интерактивных технологий обучения.
7) Раскройте сущность технологии проектного обучения.
8) Раскройте сущность кейс-технологии.
9) Раскройте сущность портфолио как технологии оценивания достижений обучающихся.
Задания:
1) Подготовьте обзор основных педагогических технологий в современных российских и зарубежных исследованиях.
2) Сформулируйте и раскройте особенности технологии воспитания различных возрастных групп.
3) Проведите сравнительный анализ технологии и методики.
4) Познакомьтесь с классификацией педагогических технологий Г.К. Селевко. Запишите примеры педагогических технологий для каждой классификационной группы.
5) Разработайте фрагмент педагогической технологии (по выбору).
6) Предложите структуру портфолио для возрастной группы по Вашему выбору.
Занятие 9. Основы педагогического проектирования. Инновационные процессы в образовании
Контрольные вопросы:
1) Раскройте содержание понятий «проектирование», «конструирование», «моделирование».
2) В чем отличие технологической карты от тематического планирования?
3) Что такое педагогическая инновация? Охарактеризуйте основные направления инноваций в сфере образования.
4) Что такое «авторская школа»? Назовите отличительные черты авторской школы.
Задания:
1) Охарактеризуйте классификацию нововведений. Подберите примеры инноваций к каждому типу классификаций.
2) Назовите факторы, препятствующие нововведениям.
3) Обоснуйте объективную необходимость перехода к системе непрерывного образования. Раскройте содержание понятий «обучение длинною в жизнь» и «обучение шириною в жизнь».