Второй этап. условия, необходимые для общения

Раздел I.

Внутренний материал для общения и объекты /то есть чем и с кем общаться/

Упражнения.

1. Общение с одушевленным и неодушевленным объектом. Прежде чем начать общение, создайте предл. обст. Конкретно офантазируйте их, призвав на помощь эмоциональную память, и, когда фантазия и эмоциональная память возбудят повторные
чувства и мысли, наметьте себе цель, задачу, действия:
а/ рассмотрите всех сидящих в комнате, проверьте в каком они настроении;
б/ рассмотрите эскизы к будущему спектаклю, новую скатерть на столе, новый костюм соседа и т.д.
2. Общение с объектами для всех пяти органов чувств:
а/ посмотрите и послушайте через окно /если можно, откройте его/, что делается на улице;
б/ определите окружающие вас запахи в комнате, в саду и т.д.;
3. Общение с объектом ранее виденным, слышанным:
а/ вспомните все события вчерашнего дня;
б/ вспомните художественную выставку, музей, демонстрационный зал моделей сезона и.т.д.;
в/ вспомните картины художников: А.К.Саврасова. "Грачи прилетели", И.Е.Репина "Бурлаки" и др.

Упражнения /на отношение к объекту - когда сам объект возбуждает отношение/ эмоцию/.

1. Перевязать раненую руку: а/ знаменитому человеку; б/ близкому другу; в/ человеку, причинившему вам горе и страдание/
2. Подать пальто /или помочь одеться/: а/ уважаемому всеми педагогу; б/ девушке, с которой дружите; в/ сестре, на которую вы сердиты.
3. Вернуться домой после нескольких дней отсутствия:
а/ к матери; б/ в семью брата, где вам. не рады; в/ к товарищу, с которым хотите помириться.
4. Встретить и принять прибывших к вам домой: а/ из длительной командировки друга; б/ начальника; в/ нежеланного скучного гостя.
5. Поздороваться с человеком: а/ которому должен и еще не скоро сможешь отдать долг; б/ со старичком соседом по квартире; в/ с ректором института.
6. Преподнести подарок: а/ знаменитому актеру в день его юбилея; б/ новобрачным,
7. Навещать бального: а/ дочку, младшую сестренку, мать или отца; о/ сослуживца; в/ умирающего друга.
8. Ответить на приветствие: а/ человека, с которым в ссоре; б/ которого не знаете; в/ которого не уважаете.
9. Уступить место: а/ пожилому человеку, незнакомому; б/ девушке, которая вызывала в вас чувство симпатии; в/ начальнику; г/ женщине с ребенком.
/упр. при минимуме слов - две-три фразы/

Раздел 11.

Способы, приемы общения

Упражнения /на словесное общение/.

Педагог предлагает ученикам назвать темы упр. на словесное общение. Придуманные ими предл. обст. должны быть такими, чтобы для общения в них требовались только слова. Например:
1. Посещение доктором больной. Рольная вся забинтована, двигаться ей нельзя.
2. Тюрьма. Ночь. В камере двое. Они связаны и лежат в разных углах. Каждому нужно выяснить, кто его сосед.
3. Шоссе, на обочине дороги машина со срочным грузoм. Шофер под машиной что-то исправляет, а пассажир торопит его и предлагает помощь.
4. Разговор двух людей, находящихся в разных комнатах.
5. Телефонный разговор /двое и можно трое, вмешивающийся/.
6. В комнате двое беседуют. Погас свет - беседа продолжается.
7. Деловой разговор двух - один у окна пятого этажа, другой внизу на улице.
8. Разговор между девочкой и мальчиком о школьных уроках через запертую дверь.
/в упр. минимум слов/

Упражнения /на физическое общение - то есть на органическое молчание/.

I. На рыбной ловле. На берегу рыбак с удочкой. Приходит девушка, громко поющая, песню. Рыбак подает знаки, чтобы она не пугала рыбу.
2. Вызвать девушку на свидание, ведя разговор через закрытое окно дома.
3. Читальный зал, где идет собрание. Две подружки сидят в разных рядах. Им надо уйти на занятия.
4. Больница. Больной говорить не может, действует только
одна правая рука. Надо попросить у сестры ручку и бумагу,
чтобы написать домой письмо.
5. В засаде. За стеной враги.
6. Передать задание подпольной организации. Место действия - городской сад, скамейка на аллее, кругом народ.

Упражнения /на лучеиспускание и лучевосприятие/
.
Разбить участников на пары и предложить одному из пары вспомнить случай из жизни. При помощи эмоциональной памяти вызвать повторные чувства и поделиться ими со своим партнером. Или установить отношение, чувство к партнеру /хочет обласкать, выразить презрение, обрадовать новостью и т.д./, зажить внутренней сущностью этого чувствования при помощи элементов психотехники и передать свое внутреннее побуждение партнеру, а тот должен понять, что ему передают:
1. Вспомнить, как умирал дорогой вам человек.
2. Вспомнить день первого объяснения в любви.
3. Вспомнить приятную или неприятную встречу.
4. Выразить презрение к партнеру.
5. Пожалеть партнера, обласкать.
6. Ваш партнер - соперник.
/избегать мышечных напряжений, мимических ужимок/

Раздел III. Приспособление

Упражнения /на правильный- выбор приемов, способов общения, исходя из предл. обст./.

1. В подполе сидит партизан. В избу вошли посторонние. Надо предупредить спрятавшегося, чтобы он не выходил.
2. Освобождение из тюрьмы взятого врагами советского офицера.
3. Сквер. Познакомиться с понравившейся девушкой, сидящей на, скамейке.
4. Встреча молодежи в дни Всемирного фестиваля в Москве. Разные специальности, языки, идет общение.
5. Отпроситься у матери пойти в гости к приятелю, к которому она не особенно благоволит.

Упражнения /на "масштаб" общения/.

/Все внешние приспособления, когда общение идет на расстоянии, надо усиливать, делать их резче, виднее./

1. Идет спуск с высокой горы. Один из туристов стоит высоко на выступе горы, а внизу другой и что-то ему сообщает.
2. Через Оку ходит паром. Ранним утром на противоположном берегу появилась группа велосипедистов. Они просят, чтобы паромщик выехал срочно за ними.
3. Дом. На балконе пятого этажа стоит девушка и смотрит вниз, где стоит молодой человек, который уговаривает ее пойти с ним в кино.
4. На другом берегу реки сидит девушка. Нужно ее позвать.

Упражнения /на смену приспособлений, когда используется как приспособление любое человеческое состояние/.

1. Выпроводить из комнаты /приспособление - притворство/.
2. Занять единственный диван, находящийся в комнате, чтобы отдохнуть на нем /приспособление - у одного обман, у другого - страх/.
3. Уговорить подругу пойти в театр.
4. Уйти с урока раньше времени.
5. Отпроситься у начальника в отпуск летом.
6. Выпытать тайну у своего товарища.
7. Выпросить любимую вещь у сестры.
8. Сделать так, чтобы педагог, который по плану должен вас сегодня спросить, не вызвал бы.
9. Объясниться девушке в любви.

Наши рекомендации