Второй этап исследования – формирующий этап эксперимента я провели с учениками 1-го «а» класса

При разработке проведения занятий использовались материалы экспериментальной программы по оригами для начальной школы под редакцией С.Ю.Афонькина, Е.Ю. Афонькиной. Особенности же проведённых занятий в том, что обучение учеников средствами искусства оригами обеспечивает более полное удовлетворение творческих, познавательных, коммуникативных потребностей; большее количество времени посвящается для повышения компетентности в сфере бумаготворчества; освоению различных способов обработки бумаги, что дает более свободное решение творческих задач.

Целью проведения занятий по оригами является – формирование духовной культуры личности детей 7 – 10 лет, приобщение их к культурным ценностям посредством овладения знаниями и навыками художественной обработки бумаги.

Основными задачами проведения занятий по оригами являются:

  • формирование чувства самосознания,
  • развитие культурно-исторической памяти,
  • развитие эстетического сознания,
  • формирование художественно-творческой активности в процессе изучения оригами.

Рассматриваемый принцип выдвигает необходимость формирования у младших школьников в процессе обучения сознательного, творческого отношения к заданиям, труду, развития у них наблюдательности, мышления, внимания, памяти, воображения. Реализация этого принципа зависит от роли педагога, от используемых им методов преподавания. Ставя перед воспитанниками задачи творческого характера, педагог подводит их к необходимости самостоятельного решения проблемы, т.е. сочетания творческого и исполнительного компонентов в деятельности. К примеру, воспитанники при изготовлении кукол воплощают придуманные образы на практике, используя определённый материал.

Принцип научности обучения следует понимать, как требования строить процесс обучения, опираясь на современные научно-технические данные и знания воспитанников по основам наук. Обязательным условием популяризации научных положений является соблюдение научной терминологии, требований ГОСТа. Так, при изучении вопросов по работе с бумагой учеников знакомятся с различными видами бумаги, её свойствами и применением её в художественном творчестве.

Чертить и демонстрировать следующий этап складывания можно только после того, как все дети справятся с предыдущим этапом. Сложность каждого задания должна соответствовать возможностям ребенка.

На занятиях по оригами мы активно использовали разнообразные наглядные пособия (готовые изделия, иллюстрации, методические пособия, таблицы и т.д.). Когда ученики видели наглядно, что от них требуется, и знали, каким должен быть итог их работы, им было легче создавать поделку, а так же это их стимулировало на создание поделок.

Прочность овладения знаниями, умениями и навыками была достигнута при помощи успешной реализации уже рассмотренных принципов обучения. Для закрепления изучаемого материала ученики на каждом занятии выполняли упражнения, в ходе которого отрабатывали различные практические действия.

Особенностью занятий являлось то, что их невозможно было разделить на исключительно теоретические и полностью практические. Теоретические сведения давались обучаемым в определённом порядке с учётом того, что за изучением каждой темы занятий должно было следовать закрепление пройденного материала на практике, т.е. формирование у воспитанников на основе полученных знаний, практических умений и навыков. С другой стороны, овладевая умениями и навыками по художественному творчеству из бумаги, обучаемые закрепляли теоретические знания о структуре и строении материалов, о видах бумаги, о сгибаемости, о принципах работы с ней. Благодаря применению на практике, эти знания конкретизируются, становятся более жизненными.

Медленно работающим детям необходимо было объяснять и показывать дополнительно. Быстро работающим – предоставлялся дополнительный материал (2 –3 фигурки, карточки и т.д.). Чтобы создать творческую обстановку и вызвать интерес к бумаготворчеству, на каждом занятии использовался прием «приветствия», рассказывались сказки, легенды.

Проведённые занятия предусматривали овладение детьми спектра знаний, умений и навыков в области оригами и изобразительного искусства. В результате успешного освоения информации и обучения оригами и изобразительному искусству у младших школьников сформировалась духовная культура личности.

Отслеживание результатов проведённых занятий проходило в процессе анализа и оценки детских работ, в ходе наблюдения за деятельностью детей, посредством анкетирования и интервьюирования детей и родителей, при организации выставок детского творчества.

Оценивались детские работы по следующим критериям:

  • раскрытие заданной темы различными способами или выполнение практического задания или упражнения ;
  • оригинальность;
  • использование теоретических знаний изограмоты в практической работе;
  • культура работы в материале;
  • собственное отношение к работе (через аккуратность и законченность работы).

Отслеживание развития коммуникативных способностей происходило методом наблюдения и документальной фиксации. Анкеты, карточки-задания, игра в молчанку, игра в «Слепого дракона», блиц – турниры служали для проверки усвоения знаний «об оригами», «о цветоведении», о законах композиции.

Использование игровых методов на занятиях по оригами обусловлено эффективностью данного методического приема. Одновременно обязателен учет требований к моделированию и применению игровых приемов на занятиях художественного цикла: «1- наличия художественно-образного начала, 2 - соответствия программе, 3 - наличия образовательной, развивающей, и воспитывающей цели, 4 - доступного содержания, 5 - существования в конструкции игры препятствий и их преодоление, 6 - духа соревнования и состязания (но не обязательно), 7 - время игры, свободное от других эмоциональных переживаний, 8 - обязательного присутствие юмора в игре, 9 - оптимального подбора оборудования, 10 - учета возрастных особенностей».

Дети спокойно и по-деловому обращаются к взрослым с вопросами, ориентируются на его авторитет, уважение, взаимопонимание, доверие.

Лучшие работы детей и все коллективные работы располагаются на выставке работ. Это вызывает у детей гордость, уверенность, желание творить, приносить радость окружающим их товарищей и взрослым.

Имея дело с различным материалом ребенок одновременно тренирует руку и глаз, обогащает свои знания, умения. В процессе работы с материалом у ребенка развивается чувство равновесия, пропорциональности, формируются творческие способности. Вариативность бумаги, его легкая трансформация, постоянная изменчивость и абстрактность способствовали свободному проявлению инициативы, подталкивали ребенка к творческому поиску, способствовали формированию у него познавательных интересов и стали важным условием развития самостоятельности и творчества детей младшего школьного возраста.

Качественные особенности материалов рассматривались преподавателем на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром.

В ходе формирующего эксперимента главное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой я стремилась показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имела для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.

Большое внимание было уделено работе с детьми, имеющими, после проведения констатирующего эксперимента, низкий уровень развития творческих способностей в работе с оригами: Файзуловой Эльмиры, Хайбуллина Айназа, Ильина Руслана, Гафурова Ислама и Долгова Кирилла Алексеевича. Для формирования у них практических умений и навыков, я проводила учебные, индивидуальные занятия. Так, я показывали им, как нужно работать с бумагой, что можно из нее сделать. Необходимо отметить, что девочки значительно быстрее начала усваивать необходимые навыки. Кирилл, был пассивен, нехотя отзывался на приглашение «поиграть». Поэтому я предложила ему изготовить машинку из бумажных коробок. Мальчик увлекся идеей, но быстро утратил интерес, потому что не знал, как ее сделать. Тогда мы договорились с ним, что попробуем сначала сделать машину только из бумаги, а потом - из коробок, которые предлагали. После недолгого обдумывания Кирилл согласился. Индивидуальные занятия дали возможность активизировать его инициативу, интерес, вызвать желание играть, работать.

Индивидуальная работа с каждым ребенком позволила не только повлиять на недостатки, но и выявила их интересы, заинтересованность, стремления.

Постоянно на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности мы с преподавателем привлекали детей к фантазированию, заостряли их внимание на том, что выполненная работа должна быть аккуратной, иметь название. Все это способствовало проявлению инициативы, самостоятельности детей, развитию воображения и творчества.

Большая работа была проведена мною и с родителями. После нескольких занятий, для ознакомления родителей с оригами, в холле была устроена выставка детских работ, Проведена консультация для родителей.

Вывод формирующего эксперимента:

Подводя итог второго этапа исследования - формирующего этапа нашего эксперимента, необходимо отметить, что, после семинара-практикума, преподавателем были проведены занятия по оригами с использованием разного вида материалов. Дети экспериментальной подгруппы самостоятельно придумали другой способ складывания бумаги, проявляли творчество и фантазию.

В уголках самостоятельного художественного творчества и на столах у детей во время проведения занятий по оригами, появились не только листы А4, но и другой материал (картон – цветной и белый, цветная бумага, газета). Родители с большим вниманием стали относиться к увлечению их детей данным видом оригами. Вся проведенная работа должным образом повлияла на развитие творчества младших школьников. В ходе формирующего эксперимента я обратила внимание на активность и заинтересованность детей, которые во время занятий по оригами (в констатирующем эксперименте) показали низкий уровень развития творческих способностей. Дети со средним уровнем развития (в констатирующем эксперименте) стали самостоятельно находить выразительные средства для изображения образов. Свои работы выполняли, преобразуя уже знакомый материал, внося в поделки новые приемы решения заданий.

2.3. Определение показателей уровня развития творчества у младших школьников на занятиях по оригами

Для того чтобы проверить эффективность моей исследовательской экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование учеников (контрольный этап)

Цель контрольного этапа эксперимента: проверить эффективность проведенной работы с учениками по развитию творчества средствами оригами. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить уровни развития детского творчества после формирующего этапа работы. Сравнить их с результатами констатирующего эксперимента.

2. Сравнить результаты, полученные на третьем этапе исследования с результатами первого этапа.

3. Сделать количественный и качественный анализ результатов.

4. Сделать выводы о результативности проведения экспериментального исследования.

Для выявления развития творчества у детей младшего школьного возраста и анализа их изменений, были проведены занятия по оригами по замыслу на тему «Ваза с цветами» А также, были проведены наблюдения за деятельностью детей и выполнением заданий творческого характера.

Результаты показателей уровня развития художественного творчества у детей данной группы приведены в таблицах 2.1

Таблица 2.1

Обобщенные результаты показателей уровня развития художественного творчества у учеников 1 «а» класса

№ п/п Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Общее количество
Дети
% 37,5% 56,2 6,3

Анализ данных, которые приведены в таблице 2.1свидетельствуют о том, что у младших школьников высокий уровень развития художественного творчества имеют 6 учеников – 37,5%; средний уровень – 9 учеников– 56,2%; низкий уровень – 1 ученик - 6,3%.

Второй этап исследования – формирующий этап эксперимента я провели с учениками 1-го «а» класса - student2.ru

Сравнивая показатели результатов исследования, мы видим что за время проведения эксперимента, показатель высокого уровня развития творческих способностей вырос с 12,5% до 37,5%, средний уровень развития остался на прежнем уровне-56,2%, низкий уровень развития сократился с 31,3% до 6,3%. С целью определения динамики изменений уровня развития художественного, на этапах констатирующего и контрольного экспериментов, построена диаграмма

Условные обозначения:

1 этап исследования

3 этап исследования)

Второй этап исследования – формирующий этап эксперимента я провели с учениками 1-го «а» класса - student2.ru

 
Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал тенденцию к снижению низких оценок и увеличению высоких. Ученики, показавшие в констатирующем эксперименте низкий уровень развития творческих способностей, такие как Файзулова Эльмира, Хайбуллин Айназ, Ильин Руслан, Гафуров Ислам и Долгов Кирилл на данном этапе исследования (контрольного эксперимента) повысили показатели уровня развития художественного творчества до среднего, увеличились показатели детей с высоким уровнем развития.

Характеризуя творческие проявления детей при выполнении заданий на контрольном этапе исследования, необходимо отметить способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации, и способность использования нового для выполнения поставленной задачи, свойственные большему количеству детей по сравнению с результатами 1 этапа исследования.

У тех учеников, чьи результаты на констатирующем этапе исследования были низкими, проявилась гибкость при выборе пути решения задач. Тем не менее, ученики использовали привычные пути решения задач, что позволяет сказать о привязанности их к привычному. Проявления детей характеризовались эпизодическими выходами за рамки стереотипных сюжетов, способов деятельности. Так, оригинальность как способность находить свой собственный, самостоятельный путь выполнения задания, проявилась лишь у 2-х школьников, а вариативность, как способность придумывать несколько вариантов решения одной задачи проявилась у 4 детей.

Можно отметить повышение у детей активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет, найти другой способ решения задач, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми. И хотя специальной задачи – сформировать способы творческой деятельности - на этом этапе не ставилось, дети осваивали их в процессе совместной деятельности и общения ребенка с взрослым. Контрольный этап исследования показал, что детям доступно освоение способов комбинирования предложенных идей. Так, в совместной деятельности можно было наблюдать попытки детей придумать новый сюжет, решить «сложную» задачу, использовать свой опыт для решения задачи по-новому и т.д.

Подобные творческие проявления можно было заметить и в самостоятельной деятельности детей, особенно ближе к концу эксперимента. Детьми использовались знакомые ситуации из сюжетов, заимствованных из книг, мультфильмов и сказок.

На основе полученных оценок выполнения контрольных заданий детьми группы были определены уровни развития творчества у детей младшего школьного возраста.

Анализ контрольного эксперимента показал, что уменьшилось количество учеников, которые относились к низкому уровню развития художественного творчества, - их стало 6,3%, отнесенных к среднему уровню – 56,2,%, отнесенных к высокому уровню – 37,5%

Анализируя результаты эксперимента, необходимо подчеркнуть, что значительно выросла инициативность учеников, их активность в выборе материала, способов действий на занятиях по оригами.

Количество учеников, которые выполнили работы по памяти, стало 50% от общего количества.

Таким образом, анализ контрольного эксперимента продемонстрировал эффективность использования разнообразных видов материала на занятиях по оригами у учеников младшего школьного возраста. Данные исследования свидетельствуют о том, что использование этих видов материалов, способствует развитию активности, инициативности, творчества. Действуя с таким материалом, ученики получают удовольствие, у них возникает желание творить новые, необыкновенно фантастические изделия.

Вывод контрольного этапа эксперимента.

В ходе контрольного этапа эксперимента ученики проявили интерес к нетрадиционному содержанию. Показали достаточно высокий уровень владения нетрадиционными материалами, свободно смогли воспользоваться их возможностями. В своих работах ученики смогли проявить творчество в подборе цветовой гаммы, проявили самостоятельность в выборе материала и техники, в продумывании содержания.

Для осуществления поставленной цели, были разработаны различные виды деятельности занимательного характера. Свои работы дети выполняли увлеченно, для достижения результатов прилагали значительные волевые усилия. Постоянно экспериментировали, находили новые приемы решения поставленных заданий.

Все это стало возможным благодаря систематичному, целенаправленному обучению оригами, а так же дополнительным занятиям оригами дома с родителями.

Выводы по главе ІІ:

Для определения актуального состояния развития детского творчества на занятиях по оригами у младших школьников (констатирующий эксперимент), я провела диагностику детских работ по оригами и установила, что дети в целом владеют элементарными навыками и умениями. В своей работе учителя используют традиционные методики обучения школьников оригами. После проведенного анкетирования родителей, мною установлено, что дома, для развития творческих способностей, детям уделяется недостаточно внимания: у большинства детей нет своего уголка для занятий по оригами, а, если и есть, то, чаще всего, дети только занимаются рисованием.

Для развития у учеников младшего школьного возраста фантазии и творчества на занятиях по оригами и в самостоятельной художественной деятельности, в формирующем этапе эксперимента, я использовала нетрадиционный вид материала. В начале эксперимента мною была проведена предварительная работа с родителями. После объяснения и показа детям методов складывания и наклеивания бумаги, были проведены занятия по оригами с использованием данного вида материала. Большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми, имеющими, после проведения констатирующего эксперимента, низкий уровень развития творческих способностей.

Большая работа была проведена мною и с родителями этих групп: организованы консультации, проведены беседы на тему: «Развиваем творческие способности у ребенка». После повторного проведения анкетирования родителей, нами установлено, что большинство родителей изменило свое отношение к детскому художественному творчеству: у детей появились свои уголки дома для занятия художественным ручным трудом; для выполнения поделок, дети стали использовать различные виды материала.

Для проверки эффективности моей экспериментальной работы, выявления развития творчества у детей, было проведено контрольное обследование детей - занятие по оригами по замыслу. На основе полученных оценок выполнения контрольных заданий учениками, определили уровни развития творчества у детей младшего школьного возраста.

Анализ контрольного эксперимента показал, что уменьшилось количество учеников, которые относились к низкому уровню развития художественного творчества, а количество учеников с высоким уровнем развития творческих способностей увеличился. Использование разнообразных видов материала на занятиях по оригами у детей младшего школьного возраста способствовало развитию активности учеников, инициативности и творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях, в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:

· Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

· Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

· Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

· Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

· Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

· Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

· Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

· Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

· Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Для проверки эффективности экспериментальной работы, выявления развития творчества у детей, проведено контрольное обследование детей исследуемого класса - занятие по оригами. На основе полученных оценок выполнения контрольных заданий детьми, мы определили уровни развития творчества у детей младшего школьного возраста.

Анализ контрольного эксперимента показал, что уменьшилось количество детей, которые относились к низкому уровню развития художественного творчества, а количество детей с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей увеличились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения. Можно, также, отметить повышение у детей активности на занятиях, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет, найти другой способ решения задач, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, исследование показало, что оригами является специфическим видом детской деятельности, которая действительно влияет на развитие творчества детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

2. Березина В.Г., Викеньтев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2004. - 60 с.

3. Веракса Н.Е. Диалектическоемышление и творчество. -Вопросыпсихологии. - 2009 № 4. С. 5-9.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. - М.: АПО, 2007. - 152 с.

5. Геронимус Т. Урок труда. 3 класс:Учебный комплект для начальной школы.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.-120с.

6. Годфруа Ж.Психология, изд. В 2 т., том 1. - М.Мир, 2002. С. 435-442.

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 2006. - 342 с.

8. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М: Знание, 2004. 157 с.

9. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. СПб.:»Детство-Пресс», 2004. – 48 с., цв. вкл.

10. Конышева Н,М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пос. для учит, и студ. педвузов/Н.М.Конышева.-М, 2000. -88с.

11. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2009. 56 с.

12. Малышева А.Н. Мастерим из бумаги вместе с котом Матроскиным и Шариком. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 128 с., ил.

13. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 2011. - 96 с.

14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 256 с.

15. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.:Изд. Дом «Карапуз», 1999. – 240 с.

16. Покидаева Т.Ю. Оригами. Конструирование из бумаги. – М.: РОСМЭН, 2002. – 62 с.

17. Сухомлинский В.А. Избранное педагогическое сочинение в 3-х томах. Т.1- М., 2009. - 603 с.

18. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: Учеб. для 2-го кл.- Самара:Фёдоров,2000.-111с.

19. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искуство во 2-ом классе. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с.

20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 2005.

Приложение 1

Наши рекомендации