Задания для самостоятельной работы по теме 5.5

Изучение данной темы следует начать с определения понятий: речь и общение. Далее следует раскрыть возникновение и развитие речи; структуру речи; функции речи; развитие связной речи; проблему эгоцентрической речи; выявить особенности письменной и выразительной речи.

В процессе подготовки по теме необходимо выяснить задачи и мотивы деятельности, дать психологическую характеристику труда и игры, раскрыть природу учения и труда, учения и познания, обучения и развития, мотивы учения; особенности освоение системы знаний. Следует также раскрыть поэтапное формирование умственных действий и типы учения.

1. В чем состоит регулирующая роль психики?

2. Что есть речевой акт по своей исходной структуре?

3. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю речь.

4. Каковы механизмы речи?

5. Что может являться мотивом речевого высказывания?

6. Что такое ситуативная и контекстная речь?

7. Раскройте значение, смысл и функции слова.

8. Как связана специфика речи и особенности ориентировочной части деятельности?

9. На основе анализа научной литературы заполнить таблицу: «Виды речи и их назначение»

Вид речи Назначение Литературный источник
     
     
     

Рекомендуемая литература

Основная литература

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2000.(*), (**)

Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. (**)

Дополнительная литература

Адамьянц Т.З. Проблема диалога в общении с экраном // Мир психологии. 2000. № 2. С. 39 – 58.

Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1996.

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1966.

Бахарева Н.В. Шкала преемственности как метод изучения взаимоотношений // В кн.: Человек и общество. Л., 1975.

Божович Л.И. Значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для современных исследований психологии личности // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тезисы докладов Всесоюзной конференции 23-25 июня 1981. М., 1981. С. 24-30.

Буева Л.П. Деятельность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 45.

Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986. С. 22-25, 33-36, 69-91.(**)

Горелов И.Н., Житников В.Ф. Умеете ли Вы общаться? М.: Просвещение, 1991.

Донцов А.И. Самосовершенствование личности. – Р.-Д.: РГУ, 1977.

Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. Изд-во Московского университета, 1979.

Донцов А.И. Психологическое единство коллектива. М., 1982.

Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984.

Дуберман Ю.Е. Роль сплоченности малых групп в функционировании первичного производственного коллектива. – Канд. Дисс. … М., 1973.

Зацепин В.И. Межличностное общение в коллективе: канд. Дисс. … Л., 1970.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательство «Флинта» - «Наука», 1999.

Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М.: Политиздат, 1975.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Левитин К.Е. Личностью не рождаются. – М., 1990.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. (**)

Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.

Неймер Ю.Л. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и ее социологическое измерение // Социологические исследования. 1975. № 2. С. 160 – 162.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев. Лыбедь, 1990.

Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 139 – 141.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Психология ХХI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2003.

Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности // Мир психологии. 2000. № 2. С. 191 – 202.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. (**)

Социально-психологические методы изучения трудового коллектива // Методические указания к практическим занятиям по курсу «Основы педагогики и психологии высшего образования». – Л.: Ленинградский инженерно-строительный институт, 1990.

Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. – Минск, 1998. (**)

Фридман Л.М., КулагинаИ.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. (**)

Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Издательский дом «Академия», 1996.

Наши рекомендации