Лекция 1.4. «Пирамида здоровья» как путь здоровья человека
В четвёртой лекции рассматривается один из подходов к процессу становления здоровья человека – пути здоровья человека – на основе так называемой «пирамиды здоровья».
Одной из ведущих особенностей процесса становления здоровья человека является его динамичность и бесконечность, что дает нам основание трактовать его через понятие «путь здоровья». Основу содержания здоровьетворящего образования составляет так называемая «пирамида здоровья» (рис. 4), разработанная Т. А. Солдатовой (врачом-педиатром из г. Ростова-на-Дону) и С. С. Сулягиным (врачом-хирургом из г. Новосибирска). Становление здоровья в логике данной пирамиды мы называем «путем здоровья». Отдавая отчет в том, что предлагаемый в «пирамиде здоровья» подход к становлению здоровья человека через формирование у него готовности к здоровьетворению не единственный и не универсальный, а только один из возможных, мы, однако, считаем его достаточно эффективным и соответствующим природе человека. В его основе лежит логика, отражающая в иерархии жизненную значимость процессов, протекающих в организме человека (в его душе и теле). Это, во-первых, основные физиологические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека (дыхание, сон, питание, движение), во-вторых, процессы, обусловленные взаимодействием человека с окружающей его природной средой (солнцем, воздухом, водой, землей и другими природными факторами), и, наконец, в-третьих, процессы, источником которых являются его взаимоотношения с другими людьми и, в первую очередь, с людьми противоположного пола. Взаимодействие человека со всеми названными факторами является источником его жизненных, и в том числе душевных и духовных сил. Мы считаем, что регулируемый обозначенной «пирамидой» путь здоровья соответствует целостности человека, учитывает его органическую взаимосвязь со всеми составляющими окружающего мира, обеспечивает сохранение его уникальности и индивидуальности в процессе становления здоровья и достижение положительного результата на этом пути в ситуации неопределенности, которая, по сути, является нормой человеческой жизни.
«Пирамида здоровья» включает в себя девять ступеней: 1) сознание, 2) дыхание, 3) сон, 4) водно-солевой обмен, 5) питание, 6) движение, 7) взаимодействие с природными факторами (окружающая среда), 8) взаимодействие с людьми противоположного пола (сексуальная энергия) и 9) дух, духовное творчество как основа творческого решения индивидом своих жизненных задач. Каждый из названных процессов при условии его оптимального протекания обогащает человеческий организм жизненной энергией, активизируя обмен веществ, и тем самым положительно влияет на здоровье индивида. Обоснуем предложенное построение «пирамиды здоровья». «Двигаясь» по этим ступеням, учащиеся и учителя как субъекты педагогического процесса осознают зависимость своего здоровья от каждого из обозначенных в «пирамиде» процессов, значимость этих процессов для своего здоровья, свою роль в их нормальном (прирордосообразном) протекании и, вступая во взаимодействие с собой («проходя» первые шесть ступеней) и с окружающим миром («осваивая» седьмую и восьмую ступени) они достигают состояния духовного творчества (девятая ступень), которое в данном контексте употребляется как понятие, отражающее общую творческую направленность жизни человека (см. рис. 2).
Рис. 4. «Пирамида здоровья»
В основании «пирамиды» лежит сознание. Можно утверждать, что сознание – это «фундамент» здоровья человека. Именно в сознании коренятся практически все жизненные проблемы личности: проблемы отношений, болезней, благополучия как материального, так и психического и т. д. Именно в сознании коренится представление человека о счастье и расстановке жизненных приоритетов. Отсюда, первым шагом в становлении здоровья человека (как взрослого, так и ребенка) является изменение его установок сознания на здоровье, ибо функция сознания, как отмечает А. Г. Спиркин, заключается не только в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении действительности, но и в конструктивно-творческом её преобразовании, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, а также в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека [189, с. 83].
В. Франкл рассматривает проявление активности человеческого сознания через категории воли и свободы выбора, присущих человеку. Он пишет: «Свобода – это всегда свобода выбора и приятия своей участи, выбора позиции, которую человек занимает, сталкиваясь со своей судьбой. …Свобода предполагает ограничения, основывается на них. …Человек представляет собой существо, освободившееся от всего, что его определяло (определяло как биологический, психологический и социологический тип), другими словами, это существо, которое превосходит все эти детерминанты – либо побеждая их и формируя их по-своему, либо намеренно подчиняясь им» [205, с. 203-204]. И далее: «Человек…, поскольку ему свойственно осмысленное существование, всегда свободен в своем решении относительно собственного бытия» [205, с. 205].
В. Франкл вообще считает, что «судьба может быть представлена человеку в трех принципиальных формах: в первой форме – это «его естественная предрасположенность или природный дар («телесная неизбежность» по Тандлеру)»; во второй – это «ситуация, то есть целостность внешнего окружения человека»; в третьей – «взаимодействие предрасположенности и ситуации, которое формирует человеческую позицию». Человек занимает позицию по отношению к чему-либо, что означает, что он формирует к этому свое отношение. Занять позицию или сформировать отношение к чему-либо – вопреки принципу предопределенности «данной позиции» – это вопрос свободного выбора. Доказательством этому является тот факт, что человек способен «сменить свою позицию», принять иное отношение. …Смена позиции в этом смысле включает, к примеру, все, что мы называем образованием, обучением или саморазвитием, а также психотерапию в самом широком смысле этого слова – вплоть до таких грандиозных внутренних переворотов, как обращение в другую веру» [205, с. 208]. В связи с этим В. Франкл пишет: «Человек занимает позицию по отношению к чему-либо, что означает, что он формирует к этому свое отношение. Занять позицию или сформировать отношение к чему-либо – вопреки принципу предопределенности «данной позиции» – это вопрос свободного выбора. Доказательством этому является тот факт, что человек способен «сменить свою позицию», принять иное отношение. …Смена позиции в этом смысле включает, к примеру, все, что мы называем образованием, обучением или саморазвитием, а также психотерапию в самом широком смысле этого слова – вплоть до таких грандиозных внутренних переворотов, как обращение в другую веру» [205, с. 208]. Именно этот тезис позволяет при характеристике содержания принципа взаимозависимости трактовать свободу человека как признание им своей абсолютной зависимости от всего, что окружает его в мире, и объяснить зависимость его здоровья от здоровья всех окружающих его людей.
Приведённая цитата позвоялет показать фундаментальность и значимость для здоровья человека работы по расширению сознания через формирование позитивного отношения к фактам, событиям и окружающему миру в целом. Тем более что ценность отношения, наряду с ценностями творчества и ценностями переживания В. Франкл считает основаниями для поиска человеком смысла жизни. В обнаружении человеком смысла жизни В. Франкл видит и средство повышения иммунитета, а значит и повышение уровня здоровья, приводя следующий пример: «Анализ кровяной сыворотки, взятой у испытуемого в период радостного возбуждения, показал, что в это время ее иммунная активность против бацилл-возбудителей тифа гораздо выше, чем в тот момент, когда этого испытуемого охватывают грустные переживания. Данные исследования отчасти объясняют пониженную сопротивляемость инфекциям у тревожных ипохондриков. Они же помогают понять, почему в инфекционных больницах или даже в лепрозориях санитаркам, которые полны высочайшего чувства долга, удавалось избежать заражения, так что передаются легенды об их «чудодейственном» иммунитете» 336, с. 209-210. Эту же мысль достаточно просто и ясно высказал В. Т. Лободин, утверждая, что человек может и должен менять мир, но только через себя, то есть, изменяя свое отношение, а именно, свою позицию по отношению к происходящим в его жизни событиям [205].
Одним из главных факторов здоровья считает сознание И. И. Брехман. В своей монографии «Валеология – наука о здоровье» главу «Сознание и здоровье» он предваряет тремя эпиграфами, в одном из которых приводит слова Ф. Энгельса: «Человек – единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния: его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим» (выделено нами. – Т. О.) [57, с. 58]. Свои рассуждения И. И. Брехман выводит из двух пространных цитат А. Печчеи, который пишет: «…При всей своей важной роли, которую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет и не будет ему спасения, пока сами люди не изменят своих привычек, нравов и поведения… Люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа, рассматриваемого как индивидуальность и как коллектив. И решение всех этих проблем должно исходить прежде всего из изменений самого человека, его внутренней сущности» [Цит. по 57, с. 59]. И вторая: «Кризис человека… коренится не в самой человеческой природе; он является каким-то неотъемлемым его свойством или неискоренимым пороком; нет, это скорее кризис цивилизации или культуры, который является причиной глубокого несоответствия между мышлением и поведением человека, с одной стороны, и изменяющимся реальным миром – с другой. И кризис этот – при всей его глубине и опасности – все-таки можно преодолеть» [Цит. по 57, с. 59].
Процитированные выше тезисы позволяют высказать суждение о том, что большое значение в достижении, а также и сохранении здоровья человека играет его сознание, определяющее его взаимоотношения с окружающим миром и поведение в этом мире.
Работа с сознанием как важнейшая содержательная основа организации здоровьетворящего образования позволяет формировать у учителей и учащихся адекватное отношение к медицине, основной функциональной обязанностью которой сегодня является лечение больных людей и профилактика заболеваний. Как пишет Н. М. Амосов: «Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым. Больше того: бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабость человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить» [23, с. 4]. Эти слова, написанные в 1978 году, не потеряли своей актуальности и сегодня. Мало того, количество больных растёт прямо пропорционально росту количества медицинских работников, ибо именно по количеству принятых больных, как правило, оценивается результативность деятельности врача. Осознавая, что здоровье на 50 % зависит от образа жизни самого человека, от его поведения, от его отношения к окружающему миру, от его взаимоотношений с окружающими людьми, характер которых в первую очередь зависит опять-таки от самого человека, учителя и учащиеся постепенно начинают прилагать усилия к формированию позитивных (то есть здоровьетворящих) установок (или, как мы их называем, «схем») сознания. Эти «созидательные» установки или схемы-сознания «творцы» обеспечивают им понимание того, что здоровье – это «дело рук» самого человека, что вернуть, восстановить, укрепить здоровье человек может только силой своего духа, интеллекта и «физическим устремлением», то есть своим трудом, что никто за человека не сделает этого, что хотеть быть здоровым и реально быть им – это разные вещи, что человек рождается, чтобы «дозревать» (В. Н. Мясищев) в процессе развития, становясь все более крепким, а следовательно, и все более здоровым и т. д. Таким образом, «работа с сознанием», как первый шаг пути здоровья, состоит в расширении сознания учителей и учащихся, что представляет собой своеобразный перманентный процесс, протекающий на протяжении практически всей жизни человека, и ведущая роль в котором принадлежит в первую очередь самому человеку.
Результатом работы с сознанием является постепенно формирующееся у учителей и учащихся конструктивно-позитивное отношение к фактам, событиям своей личной и общественной жизни, к окружающему миру в целом. Именно ценность отношения, наряду с ценностями творчества и ценностями переживания, В. Франкл считает основаниями для поиска человеком смысла жизни, обнаружение которого является, согласно его точке зрения, средством повышения иммунитета, а значит и повышения уровня здоровья. В подтверждение этой мысли он приводит следующий пример: «Анализ кровяной сыворотки, взятой у испытуемого в период радостного возбуждения, показал, что в это время его иммунная активность против бацилл-возбудителей тифа гораздо выше, чем в тот момент, когда этого испытуемого охватывают грустные переживания. Данные исследования отчасти объясняют пониженную сопротивляемость инфекциям у тревожных ипохондриков. Они же помогают понять, почему в инфекционных больницах или даже в лепрозориях санитаркам, которые полны высочайшего чувства долга, удавалось избежать заражения, так что передаются легенды об их «чудодейственном» иммунитете» [205, с. 209-210].
Расширение сознания, изменение установок сознания – это предельно сложный, трудоемкий процесс, это ежедневный и кропотливый труд, требующий от самого индивида настойчивости, целеустремленности и постоянной работы над собой. Кроме того, работа с сознанием является основой формирования у субъектов педагогического процесса культуры отношения к своему здоровью в процессе освоения всех последующих ступеней «пирамиды здоровья», так как понятие культуры в нашей концепции здоровья связано с уровнем развития у индивида умения управлять различными процессами (физическими, физиологическими, психическими и интеллектуальными), протекающими в его организме. Важность работы с сознанием определяется также и тем, что одним из атрибутов сознания, как известно, является отношение, а от характера отношений человека к окружающему миру, как было показано в параграфе третьем параграфе первой главы, в огромной степени зависит состояние его здоровья на каждом уровне – ментальном, психологическом и физиологическом.
В связи с этим представляется уместным привести данные небольшого сравнительного анализа общепринятых и валеологических установок на здоровье человека, в интерпретации Т. Ф. Акбашева. Согласно общепринятым взглядам, человеку естественно болеть от рождения, поэтому ему нужны врачи и лекарства; человеку свойственно уходить из жизни больным и с наличием маразматического синдрома; здоровье и болезни человека обусловлены генетически, отсюда, чем старше человечество, тем хуже его генофонд; загрязнение окружающей среды является источником многообразия людских болезней; чем больше расходов на медицину из расчета на одного человека, тем прогрессивнее общество и здоровее народ и т. д. и т. п.
Согласно валеологическому подходу к здоровью,
– человеку от рождения естественно становиться и быть здоровым, ибо он приходит на землю с целью совершенствования и обретения мудрости, следовательно, ему нужны учитель здоровья и путь совершенства;
– чем более человек становится человеком, тем крепче его здоровье, следовательно, путь Человека – это путь здоровья. Следовательно, существо, ставшее на путь здоровья, «обречено» уйти из жизни на взлете не только духовных и интеллектуальных сил, но и физических потенций; в) здоровье можно обрести независимо от генетических предпосылок, ибо здоровый дух (то есть энергетика человека) не зависим от генетики. Этот последний тезис подтверждают следующие рассуждения Н. М. Амосова: «По идее клетка не должна «болеть», пока она нормально снабжается энергетически и строительными материалами... Все структуры клетки постоянно обновляются, «новые» детали делаются по программам, заложенным в ДНК, в генах. Даже если было плохо и клетка «заболела», то создай ей нормальные условия, и спустя некоторое время она обновит свои структуры и выздоровеет. Если только гены в порядке. Специалисты по молекулярной генетике говорят, что гены повреждаются редко» [23, с. 38];
– здоровье Тела, Духа и Разума человечества от генофонда не зависит. Для сохранения человека как вида на Земле человечеству нужно сделать только одно: переступить барьер экономической цивилизации и начать жить по законам духовной цивилизации, среди которых одним из основных является закон притяжения, гласящий: «Мир творится притяжением». Следовательно, обеспечение здоровой и полноценной жизни человека возможно только на основе принципов уникальности каждого человека и дополнительности, которые являются принципами духовной жизни, а не принципов борьбы и конкуренции (на которых строится жизнь животного мира);
– путь человека и силы человека не зависят от среды обитания. Сложность такой среды – это не болезнь, а условие, стимулирующее человека к усилению своих стараний по расширению, развитию и совершенствованию адаптивных возможностей своего организма;
– рост расходов на медицину в расчете на одного человека есть показатель роста невежества человека. Следовательно, затраты медицины на здоровье, приходящиеся на одного жителя (города, государства, планеты), являются экономическим показателем деградированности отношения человека к своему здоровью (Т. Ф. Акбашев).
Таким образом, можно предположить, что многое порождённое экономической цивилизацией, становится преградой для возвышения человеческого духа. Отсюда первым шагом в становлении здоровья человека (как взрослого, так и ребенка) является изменение установок его сознания на здоровье, ибо «конечная цель человеческого сознания, как показывает А. Г. Спиркин, не в знании как таковом, не в приспособлении к действительности, а в активном ее преобразовании на основе знания» [187, с. 90].
Работа с сознанием, как это определено первой ступенью пирамиды, состоит в формировании у человека положительных (позитивных) установок (мыслей) о здоровье, обеспечивающих ему понимание и осознание того, что здоровье – это дело рук самого человека, что вернуть здоровье или достичь его можно только силой своего духа, интеллекта и физическим устремлением, то есть своим трудом, что никто за человека не сделает этого, что хотеть быть здоровым и реально быть им – это разные вещи, что человек рождается, чтобы «дозревать» (В. Н. Мясищев) в процессе развития, становясь все более крепким, а следовательно, и все более здоровым и т. д. При этом работа с сознанием осуществляется практически перманентно, и ведущая роль в этом процессе принадлежит в первую очередь самому человеку.
Опыт нашей работы показывает, что расширение сознания, изменение установок сознания – это предельно сложный, трудоемкий процесс, это ежедневный и кропотливый труд, требующий от самого индивида настойчивости, целеустремленности и постоянной работы над собой. Кроме того, работа с сознанием является основой формирования у субъектов педагогического процесса культуры отношения к своему здоровью в процессе освоения всех последующих ступеней «пирамиды здоровья», так как понятие культуры в нашей концепции здоровья связано с уровнем развития у индивида умения управлять различными процессами (физическими, физиологическими, психическими и интеллектуальными), протекающими в его организме. Важность работы с сознанием определяется также и тем, что одним из атрибутов сознания, как известно, является отношение, а от характера отношений человека к окружающему миру, как было показано в параграфе третьем параграфе первой главы, в огромной степени зависит состояние его здоровья на каждом уровне – ментальном, психологическом и физиологическом.
Вторая ступень «пирамиды здоровья» предполагает восстановление и тренировку такой жизненно важной функции человеческого организма как дыхание, которое обеспечивает в организме человека газообмен. При этом единственно природосообразным, а следовательно и «здоровьетворящим» для человека является носовое дыхание. По мнению многих исследователей и врачей-практиков (К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой и др.), нарушение дыхательной функции приводит к значительным нарушениям здоровья человека на самых глубинных организменных уровнях. В связи с этим в современной медицинской и физкультурной практике разработаны многочисленные дыхательные гимнастики, направленные на развитие у человека умения сознательно управлять своим дыханием, поддерживая в организме природосообразный газообмен и тем самым обеспечивая себе сохранение здоровья и продление жизни. Овладение природосообразным дыханием строится на двух уровнях: теоретическом и практическом. На теоретическом уровне учителя и учащиеся усваивают необходимый и достаточный объем знаний об органах дыхания человека, о функции дыхания, о значении дыхания для здоровья человека, а на практическом – осваивают и выполняют различные комплексы дыхательных упражнений, обеспечивающих наращивание энергомощностей дыхательной системы.
В современной медицинской и физкультурной практике разработаны многочисленные комплексы разнообразных дыхательных упражнений: очищающих (дренажнмх), оздоровительных, гармонизирующих, лечебных, тренировочных (увеличивающих объем легких) и пр., которые способствуют повышению выносливости человеческого организма, устойчивости к инфекциям и температурным колебаниям. Главное при этом, чтобы человек осознавал важность носового дыхания и сознательно контролировал этот процесс.
Следует сказать, что практически любые дыхательные гимнастики (кроме тех, которые вызывают у человека измененное состояние сознания) подходят для выполнения в рамках учебного процесса. Кроме того, тренировка дыхательной системы может быть органично соединена с решением образовательных задач. Например, на уроках чтения можно одновременно формировать у школьников навык чтения и отрабатывать удлинение выдоха, когда учащимся предлагается на одном выдохе читать все более длинные фрагменты текста: сначала фразы из двух-трех слов, а затем с постепенным ускорением темпа не только короткие фразы или небольшие предложения, но даже по несколько предложений. Подобное упражнение обычно применяется в фониатрии для восстановления поврежденных голосовых связок.
Освоение третьей ступени «пирамиды здоровья» предполагает систематизацию и расширение знаний субъектов педагогического процесса о сне, который представляет собой одну из важнейших функций человеческого организма, позволяющей человеку восстанавливать и накапливать жизненные силы, гармонизировать энергетический баланс организма, функция, при нарушении которой человек способен прожить не более двух-четырех дней. Это 1) знания о физиологическом значении сна для организма, о взаимозависимости между носовым дыханием и качеством сна, 2) умение устанавливать природосообразный для своего организма режим сна (включая его продолжительность, наиболее благоприятное время для засыпания и пробуждения и пр.), 3) владение различными способами снятия мышечного и умственного напряжения и восстановления во время сна энергетических ресурсов организма, утраченных в период дневного бодрствования, а также преодоления бессонницы и других нарушений сна. Здоровый сон – это, как известно, одно из важнейших условий сохранения здоровья человека. Здоровый сон позволяет человеку восстанавливать и накапливать жизненные силы, способствует гармонизации энергетического баланса его организма, обеспечивает человеку ощущение бодрости и душевного комфорта в течение всего дня. И в то же время нет практически ни одной другой функции, качество которой зависело бы от такого большого количества факторов, как сон: это и климато-географические условия проживания человека, и образ жизни в прошедший день, и характер трудовой деятельности, и психо-эмоциональный тон взаимоотношений с окружающими людьми, и индивидуальные потребности каждого конкретного человека в продолжительности сна, и микроклимат в помещении для сна, и качественные характеристики места (постели, одежды) и пространства (светового и звукового фона) сна и др. Качество сна определяется тремя его характеристиками: 1) быстрым засыпанием (в течение 3-5 минут), 2) лёгким пробуждением, сопровождающимся ощущением полноценности отдыха, 3) крепким сном (когда человека не реагирует во время сна ни на какие внешние раздражители: звук, свет и др.).
Действенным педагогическим средством формирования у школьников готовности к здоровьетворению является ведение дневника сна. На протяжении одного-двух месяцев в течение каждого учебного года учащиеся наблюдают за своим сном и письменно (в дневнике сна) фиксируют свои наблюдения. Для этого составляется таблица со следующими графами: 1) дата (при этом в данной графе указываются две даты – дата засыпания и дата пробуждения), 2) время засыпания, 3) время пробуждения, 4) продолжи-тельность сна, 5) занятие перед сном (в этой графе кратко записывается всё, чем ребёнок занимался за два-три часа до сна), 6) наличие сновидений, 7) скорость засыпания и качество пробуждения 8) состояние после пробуждения. Ведение такого дневника способствует выработке у детей привычки наблюдать за своим сном и тем самым способствует его нормализации.
Четвертый шаг пути здоровья, соответствующий четвертой ступени «пирамиды», посвящен восстановлению и нормализации еще одной важнейшей функции человеческого организма – водно-солевого обмена, качество которого определяется состоянием таких внутренних органов и систем организма человека, как печень, почки, мочеполовая система и пр., и отражается на общем состоянии здоровья индивида. Известно, что обезвоживание организма приводит человека к гибели практически через три-четыре дня. Знания о видах жидкости и значении каждой из них для полноценного функционирования организма человека, об органах, обеспечивающих в организме оптимальный водно-солевой обмен и принимающих участие в кровообращении, знания о разнообразных способах наращивания резервных мощностей сердечной мышцы и диафрагмы, о способах улучшения кровообращения всех клеток организма, о способах «сохранения гармонии» в составе крови, а также практическое овладение необходимыми и достаточными методами и техниками восстановления, поддержания и улучшения водно-солевого обмена способствуют постепенному переходу человека на более высокий уровень здоровья.
Содержание пятой ступени «пирамиды здоровья» составляют знания о питании, которое в теории здорового образа жизни считается одним из важнейших факторов здоровья. Пища, как известно, является «строительным материалом для клеток» и источником энергии для органов и систем организма человека. И. И. Брехман считает, что «вещества пищевых продуктов составляют основную часть потока структурной информации; они определяют самое интимное общение человека с внешней средой, которая как бы проходит через организм, создавая его внутреннюю экологию» [57, с. 90]. Однако, являясь благом, пища при неразумном ее потреблении, может становиться для здоровья человека разрушительным фактором. Именно поэтому во врачебной практике многие заболевания лечатся специальными диетами и даже частичным или полным голоданием. Результатом овладения здоровьем на этой ступени можно считать формирование у человека культуры питания, которая проявляется в способности управлять своими «пищевыми» потребностями, поддерживая оптимальный для организма метаболизм.
Для здоровья важно понимать, что пища, являясь благом («строительным материалом для клеток» и источником энергии для органов и систем) для человека, иногда может становиться для его здоровья разрушительной силой. «Здоровое» питание предполагает наличие у человека знаний о назначении каждого вида пищи, об органах пищеварения и о способах рационального и оптимального для каждого конкретного человека типа питания, о способах природосообразной для человеческого организма обработки продуктов питания, а также о способах нормального освобождения организма от переработанной пищи и т. д., ибо физиологами доказано, что при оптимальном обмене веществ потребление находится в гармоничном балансе с выделением.
Знания о питании предъявляются субъектам педагогического процесса при организации здоровьетворящего образования на двух уровнях: теоретическом и практическом. На теоретическом уровне с одной стороны, обобщаются и систематизируются знания, полученные учителями и учащимися опытным путем в процессе обыденной жизни и деятельности, а с другой стороны, им сообщаются достижения современной науки о питании и освещаются нетрадиционные подходы к питанию. При этом ведущей является идея о полезности естественного и так сказать «регионального» питания, то есть преимущественного употребления человеком продуктов, которые произрастают на той земле, на которой он живет. Освоение правил природосообразного питания осуществляется посредством ведения учителями и учащимися так называемого «Дневника питания», что с одной стороны, приучает их контролировать данный процесс, а с другой стороны, формирует у них готовность отказаться от так называемой «мертвой» пищи или по-другому, ларёчной продукции, являющейся одним из факторов нарушения обмена веществ. Этот дневник, также как и дневник сна, направлен, прежде всего, на развитие у детей наблюдательности и внимания к своему организму, выработки привычки следить за его состоянием, что является одним из важных условий сохранения и укрепления здоровья.
Целесообразно вести дневник питания в течение одного месяца в разные сезоны года, чтобы понять, что человеку свойственно сезонное питание. Дневник питания, также как и дневник сна имеет табличную форму, включающую следующие графы: 1) дата, 2) время приёма пищи, 3) состав съеденной пищи (например, стакан чая без сахара или с 3 ложками сахара, тарелка супа, порция каши т. п. Причём записывать следует всё, что съедается за день, включая «перекусы» яблочками, орешками и пр.), 4) ощущения до еды (здесь отмечается причина приёма пищи: наличие чувства голода, разыгравшийся аппетит при виде вкусной еды или приятных пищевых запахов, подошло установленное время обеда, соблазнился/лась предложением попробовать вкусное блюдо и т. д.), 5) ощущения во время еды (здесь надо описать процесс поглощения пищи: ел/а быстро, плохо жевал/а, или наоборот, тщательно прожёвывала каждую порцию, наслаждалась вкусом пережёвываемой пищи и т. д.), 6) ощущения после еды (здесь описываются ощущения в желудке: встал/а из-за стола с лёгким чувством голода, переел/а и был/а этим недовольно, ел/а впопыхах, поэтому чувство, что пища встала «колом» в пищеводе и т. д.), 7) мои выводы и размышления (эту графу можно заполнять, когда возникнут какие-либо мысли).
Кроме того, на практическом уровне учителя и учащиеся достаточно успешно овладевают культурой питания в условиях учебного дня, совместно разрабатывая дневные рационы с учетом, во-первых, сезона (времени года), во-вторых, характера учебной нагрузки на каждый учебный день, в-третьих, индивидуальных пищевых потребностей детей, в-четвертых, материальных возможностей каждой конкретной семьи, в-пятых, индивидуального состояния здоровья каждого конкретного субъекта и т. д. В результате и учителя, и учащиеся постепенно начинают осознанно и целенаправленно управлять процессом своего питания.
Следует сказать, что под питанием на этой ступени «пирамиды» мы понимаем употребление человеком так называемой грубой пищи, которая является средством поддержания энергетического равновесия в организме, а следовательно, сохранения и поддержания здоровья. Овладение здоровьем на данной ступени предполагает оснащение учителей и учащихся знаниями о назначении каждого вида пищи, об органах пищеварения и о способах рационального и оптимального для каждого конкретного человека типа питания, о способах природосообразной для человеческого организма обработки продуктов питания, а также о способах нормального освобождения организма от переработанной пищи и т. д., ибо физиологами доказано, что при оптимальном обмене веществ потребление находится в гармоничном балансе с выделением.
Однако человек, как культурное существо, способен получать энергию, то есть черпать жизненные силы из таких источников, как одухотворенное движение (движение, приносящее радость), достойное дело (то есть дело, выполняемое человеком с увлечением и интересом), а также положительное отношение к окружающим людям, высшим уровнем которого является любовь, поэтому здоровьетворящее образование нацелено на организацию таких мероприятий, которые могут обеспечить учителям и учащимся такую «духовную пищу». Для учащихся это учение с увлечением, а для учителей – радостный и приносящий удовлетворение педагогический труд; это мирное, взаимно уважительное, милосердное сосуществование учителей и учащихся, построенное на их готовности к взаимопониманию, взаимопомощи и взаимоподдержке; это взаимодействие в одухотворенном труде, физическом движении, устремленности к одной общей цели и многое другое.
Экспериментально доказано, что человек при соответствующем психологическом настрое может обходиться без пищи до сорока дней. Также установлено, что физиологически необратимые изменения в организме человека наступают на 95 день голодания. В то же время в истории существуют примеры, когда человек практически всю жизнь обходился без пищи или почти без пищи: это некоторые йоги, известные христианские святые, жившие без еды (св. Екатерина Снегская, блаженная Елизавета Гентская, св. Николай из Флумса (брат Клаус), св. Лидвина Шидамская и др.). Наиболее известна Тереза Нойман (Мать Тереза), не принимавшая пищу с 1923 г. до дня своей смерти (1997 г.). А. Эддар, приводящий этот пример, свидетельствует, что Терезу Нойман неоднократно исследовали ученые, которые достоверно установили факт ее необычайной способности, хотя механизм этого явления до сих пор не раскрыт [222, с. 3].
Шестая ступень «пирамиды здоровья» посвящена движению. Так же, как и питание, движение входит в состав определяющих здоровье факторов. Исторические данные о физическом развитии человека свидетельствуют, что практически до XIX века жизнь людей была сопряжена преимущественно с физическим трудом, на который приходилось до 90 % и более физических усилий. В настоящее время констатируется громадный дефицит двигательной активности не только взрослого человека, но уже даже и ребенка. Н. М. Амосов, рассуждая о взаимосвязи движения и здоровья, отмечает, что только достаточные физические нагрузки необходимы для здоровья. Проанализировав все положительные эффекты физкультуры, Н. М. Амосов настаивает на необходимости «узаконить правомочность ее как метода профилактики и лечения, уточнить показания при различных болезнях и состояниях, определить «дозировку» и правила безопасности» [23, с. 106-107]. Речь идет именно о физической культуре, для которой не нужны никакие механические средства (имеются в виду спортивные снаряды) любого типа, представляющие собой в определенной мере те же костыли, а только тело и дух. «И действительно, – подытоживает И. И. Брехман, – для утренней зарядки, бега, ходьбы ничего не нужно, кроме … осознанной необходимости, а это и есть свобода! Свобода от глубоко спрятанных и горестных мыслей о собственном несовершенстве, свобода от недомогания и болезней, свобода дерзать и свершать» [57, с. 83].
Обосновывая важность для здоровья движения, представляется уместным привести одно интересное наблюдение И. И. Брехмана: «Есть основания думать, что в большинстве своем люди не знают истинного значения движения. Многие думают, что это важно главным образом для хорошей осанки и красивой мускулатуры; о здоровье думают меньше и совсем мало знают о роли определенной двигательной активности для полной реализации потенций, заложенных в организме генетически… Явно недостаточно исследований по изучению физиологической роли движения для нормального развития человека» [57, с 83]. Проведенный нами анализ ряда работ по физиологии движения позволяет сделать вывод о том, что недостаточная двигательная активность человека приводит к сенсорно-моторной амнезии (по исследованию Т. Ханна; 210), и к дисфункции организма (по исследованию П. Эгоскью и Р. Джиттинса; 221). Таким образом, можно утверждать, что малоподвижный образ жизни медленно сковывает организм и приводит к общему нездоровью, а пребывание человека в подобном состоянии правомерно сравнить с медленной смертью.
Однако и чрезмерная двигательная активность, противоречащая возрастным и индивидуальным особенностям каждого конкретного человека, зачастую бывает вредна также, как и недостаточность движения. По мнению Н. М. Амосова, двигательная активность – это первая потребность детенышей всех животных: «Мудрая природа запрограммировала их так для тренировки развивающихся органов, в условиях, когда родители еще доставляют пищу и защищают от врагов» [23, с. 29]. Не являются в этом смысле исключением и дети: они готовы играть и бегать безо всякой нужды, так как движение для них до определенного возраста выступает одним из главнейших условий не только физического, но и интеллектуального развития. Однако у взрослых чрезмерная двигательная активность зачастую приводит к физической перегрузке организма и потому не является желательной. Поэтому умение определить и обеспечить для себя оптимальный двигательный режим является одним из главных показателей физической культуры индивида, то есть его отношения к своему здоровью на уровне движения.
Седьмая ступень «пирамиды здоровья» – это окружающая среда. На этой ступени осваиваются способы природосообразного взаимодействия человека с природными факторами. В теории здорового образа жизни это взаимодействие обеспечивает личную гигиену и закаливание, ибо такие природные факторы, как солнце, воздух и вода, а также земля, снег, роса, дождь, растения, животные и многое другое служат для человека мощными источниками энергии, способствуя сохранению и укреплению, в первую очередь, соматического здоровья. Отсюда здоровье человека на этой ступени определяется его гармоничным взаимодействием или, по-другому, целенаправленным выстраиванием целесообразных, то есть здоровьетворящих отношений с природой, как «живой», так и «неживой». Творение таких отношений, на наш взгляд, возможно только на основе реализации закона притяжения, который лежит в основе всякого созидания и действует как в отношениях между людьми, так и в отношениях человека с природой, а инструментами творения здоровья при таком подходе становятся все названные выше средовые факторы.
Показателем здоровьетворящих отношений человека с природой, с нашей точки зрения, можно считать, во-первых, понимание, принятие и уважение человеком её законов; во-вторых, понимание своего места в природе как её частицы, её «клетки»; в-третьих, природосохранное поведение, предполагающее разумное ограничение человеком своих потребностей и преодоление своей ограниченности, невежественности и потребительского отношения к природе, то есть когда человек научится вести себя в природе не как «вурдалак», уродующий свой «экологический дом» в результате своей ограниченности, невежественности и потребительского отношения к нему, а как хранитель природы, бережно потребляющий её несметные богатства. А это лежит уже в области психического и духовного здоровья человека.
На следующей ступени «пирамиды здоровья» становление здоровья человека обеспечивается за счет овладения им механизмом (способами) управления своей сексуальной энергией. Здесь следует сделать одно существенное замечание. Если все предыдущие ступени «пирамиды здоровья» имеют субъектное основание, то есть для активизации соответствующей функции организму не требуется наличие объекта, через взаимодействие с которым осуществляется достижение цели – становление здоровья, то на шестой и седьмой ступени импульсом, обеспечивающим накопление жизненной энергии, для человека становятся в первом случае природа, а во втором – другой человек противоположного пола. Методологическим обоснованием при таком подходе служит наличие в человеке одной из сущностных человеческих потребностей – потребности в другом. Во-первых, именно эта потребность, как отмечалось ранее, обеспечивает человеку формирование его в первую очередь как ЧЕЛОВЕКА, то есть только в среде ему подобных у человека формируются культурные навыки (мышление и речь). Однако человек, как известно, – это абстрактное, обобщенное понятие для обозначения типического живого существа рода homo sapiens, каждый индивид которого проявляется единично в половом отношении как представитель мужского или женского пола. Следовательно, женщина может сформироваться женщиной только при наличии мужчины, а мужчина – только при наличии женщины. Осознание данного тезиса и взаимодействие полов на основе принципа дополнительности, а не борьбы и конкуренции (что повсеместно наблюдается в настоящее время) является основой становления здоровья человека как индивида мужского или женского пола.
Знания о «сексуальной энергии» являются основой для осознания учащимися смысла и значимости репродуктивного здоровья для жизни человека и в том числе для его здоровья. Освоение этих знаний сопряжено с рядом трудностей: во-первых, они затрагивают интимные, сокровенные стороны жизни человека, и поэтому требуют от учителя особой аккуратности, бережности и щепетильности в разговоре на эти темы; во-вторых, в условиях «сексуального произвола и беспредела», который сегодня «несут» средства массовой информации (и в первую очередь телевидение и «бульварная» пресса) перед учителем стоит задача найти такой тон в беседе с учащимися, который позволил бы повести серьезный и доверительный разговор об этой стороне жизни полов; третья трудность состоит в том, что эти интимные темы рассматриваются в «смешанной аудитории», то есть в классе, где одновременно сидят и девочки, и мальчики, поэтому знания на этой ступени «пирамиды здоровья» важно начинать постепенно, аккуратно и очень тонко начинать давать в рамках полового, а точнее гендерного воспитания учащихся, начиная уже с первого класса. При этом под гендерным воспитанием мы понимаем формирование между мальчиками и девочками взаимоотношений, основанных на учете психологических особенностей полов.
В связи с этим учащиеся от класса к классу получают знания о правилах личной гигиены девочки (девушки, женщины) и мальчика (юноши, мужчины); о психологических особенностях девочки (девушки, женщины) и мальчика (юноши, мужчины); о предназначения мужчины и женщины на Земле и важной природной функции человека – создании семьи и продолжении рода человеческого; о причинах появления отчуждения между поколениями и путях его преодоления; о высоком предназначении (образно говоря «Божественной сущности») сексуальной энергии человека. На основе этих знаний мальчики и девочки учатся строить отношения между собой, выращивать в себе адекватные полу физические и психологические качества (мальчики – мужские, такие как сила, ловкость, выносливость, воля, мужественность, а девочки – женские, такие как пластичность, гибкость, грациозность, женственность, терпение), управлять своей сексуальной энергией в соответствии с и нравственными нормами и культурными традициями своего народа. Все это постепенно обеспечивает психологическую подготовку школьников к сознательному созданию семьи и сознательному родительству.
Кроме того, они постепенно начинают осознавать значимость для себя представителей противоположного пола, ибо на психологическом уровне половая принадлежность человека может проявиться только на фоне половой противоположности, то есть женщина является женщиной и может сформироваться как женщина только при наличии мужчины, а мужчина является мужчиной и может сформироваться как мужчина только при наличии женщины. А это уже сфера культуры отношений. Таким образом, абстрактное, обобщенное понятие человека существует только через конкретизацию в мужчине или женщине, взаимодействие которых на основе дополнительности обусловливает целостность человека, с одной стороны, и становление его здоровья как индивида мужского или женского пола, с другой стороны.
В контексте рассуждений о значимости для здоровья сексуальной энергии как энергии, образно говоря, «божественного» происхождения, следует отметить, что до тех пор, пока человек не научится этой энергией управлять, а точнее, управлять по-человечески, он мало чем отличается от животного. Именно поэтому необходимо, прежде всего, научить человека слышать и понимать себя и другого человека как своего, так и противоположного пола, и строить гармоничные отношения с разными людьми, в том числе и противоположного пола. По мере продвижения по «пирамиде здоровья» человек усваивает мудрость предназначения мужчины и женщины, разумность физиологического и психического строения мужчины и женщины, понимает взаимосвязь между сексуальностью и любовью во всём её видовом многообразии и в том числе между мужчиной и женщиной. Отсутствие у человека сексуальных взаимоотношений с противоположным полом, по данным многочисленных психологических исследований, неблагоприятно отражается на здоровье, в первую очередь на психическом, а затем и на телесном. (Исключением являются священники и верующие, сознательно наложившие на себя обет безбрачия, но для них сильнейшим источником жизненной энергии, в принципе заменяющим мощь сексуальной энергии, является любовь к Богу как высший смысл и главная цель жизни ради спасения своей души).
Завершает «пирамиду здоровья» девятая ступень, на уровне которой здоровьетворение превращается в акт духовного творчества человека, своеобразного творения Духа. Продвигаясь по «пирамиде здоровья» и расширяя свои познания о теле, душе и разуме, о телесном, психическом и духовном здоровье, человек логически подходит к осознанию таких понятий, как душа и дух. При этом духовным творчеством мы называем любую деятельность человека (и теоретическую, и практическую), которая становится для него источником жизненных сил, осуществляется в состоянии вдохновения и по собственному замыслу, рождает радостное мироощущение, и является благодаря этому источником здоровья. Раскроем данное положение более подробно.
Современная психология в качестве одного из сущностных свойств человеческой природы называет креативность, которая понимается как творческая направленность, врожденно свойственная всем людям, но теряемая ими, согласно концепции А. Маслоу, под воздействием среды [183, с. 308]. Тезис о творческой природе человека, о том, что человек от природы творец прослеживается практически во всех исследованиях, посвященных творчеству. Мы считаем, что творческая направленность является движущей силой развития человека на протяжении всей его жизни, но у каждого человека проявляется по-разному как качественно, так и количественно, что зависит от многих факторов: условий жизни, воспитания, уровня образованности, природной одаренности и т. д. Так, например, не требует доказательств утверждение о наличии даже у самых маленьких детей способности к творчеству, проявляющейся в стремлении что-то по-своему выполнить, или по-своему поступить. Достаточно явно творческая натура человека обнаруживается в ситуациях выбора, когда индивид встает перед необходимостью проявить самостоятельность в принятии решений, которые связаны с обстоятельствами его личной жизни, когда нет возможности действовать по образцу и нужно творчески, оригинально, только по-своему подходить к простраиванию пути реализации принятого решения. Таким образом, креативность является характеристикой не только природной сущности человека, но и всей его жизни, обнаруживая себя в выстраивании человеком всех ее линий.
Всё это позволяет высказать суждение о проявлении творческой природы человека на двух уровнях (разума и практической деятельности) и в двух формах (объективных характеристик и субъективных переживаний). На уровне разума творческая сущность натуры человека выражается в творческом подходе к жизни, что требует от человека таких мыслительных операций, которыми характеризуется творческое мышление; в практической деятельности эта сущность обнаруживается в характере и способах применении человеком на практике теоретических знаний. Причем здесь ясно просматривается зависимость между уровнем образованности человека и сферой приложения его творческих сил.
В качестве объективных показателей креативности в психологии называются, во-первых, повышенная чувствительность субъекта к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний и, во-вторых, его действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результатов решения; а субъективные переживания, связанные с процессом творческого проживания индивидом жизни, проявляются в душевном подъеме, в приподнятом настроении, в состоянии озарения, в чувстве радостного удовлетворения от достигнутой цели или найденного ответа на волновавший вопрос, жизненную задачу, возникшую проблему.
Благодаря творческой направленности человека как духовного существа, носителя прирожденной энергии творчества, а также одного из семантических значений понятия «дух», мы рассматриваем этот феномен как энергию творческого вдохновения, энергию творения человеком своей жизни, а полем духовного творчества, вдохновенной деятельности человека становится и организация индивидом своей личной жизни, и выполнение профессиональных обязанностей, и построение взаимоотношений с окружающим миром, и труд в любых его формах, в том числе создание произведений в области искусства и культуры, а также многое другое подвластное творческой энергии человека, которая, как показано выше, является его прирожденным сущностным свойством. Таким образом, актом духовного творчества является весь жизненный путь человека, складывающийся из комплекса последовательно решаемых им жизненных задач, среди которых одной из важнейших является «творение нового человека», то есть рождение и воспитание детей.
Мы считаем, что предлагаемый в «пирамиде здоровья» путь здоровья соответствует представлению о целостности человека, позволяет учитывать его органическую взаимосвязь со всеми составляющими окружающего мира, обеспечивает сохранение его уникальности и индивидуальности в процессе становления здоровья, а также достижение положительного результата в ситуации неопределенности, которая, по сути, является нормой человеческой жизни. При этом следует отметить, что, во-первых, становление здоровья субъектов педагогического процесса происходит комплексно, то есть знания ими одновременно приобретаются, усваиваются, перерабатываются, применяются, накапливаются и передаются; во-вторых, на каждой ступени «пирамиды» параллельно осуществляется работа и с телом, и с душой, и с разумом каждого из них, ибо овладение умением управлять собой невозможно без напряжения «ума и сердца», то есть без активности сознания и воли; в-третьих, на всех ступенях пирамиды каждый из них строит отношения и с самим собой, и с разными другими окружающими его людьми (одноклассниками или коллегами, учителями, родителями, друзьями, другими взрослыми и т. д.); в-четвертых, движение по пути здоровья реализуется только во взаимодействии учителей и учащихся, что является принципиально важным и определяющим условием организации здоровьетворящего образования. Описанная выше «пирамида здоровья» обеспечивает также целостность, последовательность и результативность становления здоровья субъектов педагогического процесса, осуществляемого на основе разработанного нами педагогического подхода к трактовке здоровья человека; является основой для создания в образовательном пространстве условий для организации здорового образа их жизни; способствует культурному развитию учащихся, что отражается в их умении (а главное, в желании уметь) управлять собой в своих различных личностных проявлениях.
Таким образом, здоровье человека как атрибут его жизни характеризуется динамичностью на протяжении всей его жизни и зависит от данного человеку при рождении потенциала здоровья и меры усилий, вложенных человеком в процесс становления здоровья. Содержание здоровья как результата культуры человека составляет его способность управлять в определенных границах разнообразными протекающими в его организме процессами (физическими, физиологическими, психологическими и интеллектуальными). Методическим основанием для формирования данной способности является «пирамида здоровья», построенная в логике иерархической значимости для жизни человека уровней функционирования его организма. Движение по пути здоровья регулируется «пирамидой здоровья», охватывает все стороны взаимодействия человека с окружающим миром, включая его самого, и обеспечивает комплексный поход к построению системы его взаимоотношений с этим миром во всем многообразии его проявлений.