Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе
определяется тремя взаимодополняющими положениями:
1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного
процесса определяет его содержание и организацию.
2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют
эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений;
формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Спектр универсальных учебных действий достаточно обширен и разнообразен,
поэтому одна из задач в реализации деятельностного подхода в образовании – определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут формироваться конкретные виды универсальных учебных действий, а также определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени образования.
Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий
положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения учитывает цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.
Функции универсальных учебных действий включают:
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на
основе готовности к непрерывному образованию;
• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование
компетентностей в любой предметной области.
Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.
Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными,
познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов.
Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять и так
называемые метапредметные (т.е. «надпредметные», или учебных действий
метапознавательные) УУД. Они направлены на анализ и управление учащимися своей познавательной деятельностью –будь то ценностно –моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии.
Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно –смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
• познавательные и учебные мотивы;
• учебную цель;
• учебную задачу;
• учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала,
контроль и оценка).
Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик
учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:
- со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;
- с этапами процесса усвоения;
- с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и
учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.
«Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор» (Глоссарий сайта standart.edu.ru). При формировании личностных УУД ведущими являются воспитательные технологии.
«Познавательные» универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач» (сайт prosv.ru). При формировании познавательных УУД ведущими является проектно – исследовательская деятельность.
«Регулятивные» универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования» (сайт prosv.ru).При формировании регулятивных УУД ведущими технологиями являются учебные ситуации и учебные задачи
«Коммуникативные» универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» (Глоссарий сайта standart.edu.ru). При формировании коммуникативных УУД ведущими являются технологии учебного сотрудничества.
УУД |
Построение высказывания |
Формулирование проблемы |
Рефлексия деятельности |
Структурирование информации |
Поиск информации |
Определение смысла информации |
Моделирование |
Организация сотрудничества |
Разрешение конфликтов |
Умение выразить мысль |
Управление поведением партнера |
Планирование сотрудничества |
Постановка цели |
Планирование деятельности |
Прогнозирование |
Контроль |
Коррекция |
Оценка |
Самоопределение |
Смыслообразование |
Нравственная оценка |
П |
К |
РРрр |
Л |
Вся система УУД может быть представлена схемой 2
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Требования к развитию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов, изучаемых на основной ступени школы в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития обучающихся.
Каждый из учебных предметов помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в развитие универсальных учебных умений. Для каждого учебного предмета можно выделить приоритеты в развитии тех или иных УУД, что отражено в следующей таблице:
Таблица приоритетов в развитии УУД
Учебный предмет | Развитие | |||
Личностных УУД | Регулятивных УУД | Познаватель- ных УУД | Коммуника- тивных УУД | |
Русский язык | Самопознание и самоопределение | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Общеучебные универсальные учебные действия | Коммуникация как взаимодействие, как кооперация, как условие интериоризации |
Литература | Нравственно-этическое оценивание | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Общеучебные универсальные учебные действия | Коммуникация как взаимодействие, как кооперация, как условие интериоризации |
Иностранный язык | Самопознание и самоопределение | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Общеучебные универсальные учебные действия | Коммуникация как взаимодействие, как кооперация, как условие интериоризации |
История | Самопознание и самоопределение | Целеполагание Планирование Прогнозирова-ние Контроль Коррекция Оценка | Общеучебные универсальные учебные действия | Коммуникация как взаимодействие, как кооперация, как условие интериоризации |
Обществознание | Самопознание и самоопределение | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Общеучебные универсальные учебные действия | Коммуникация как взаимодействие, как кооперация, как условие интериоризации |
География | Самопознание и самоопределение | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Общеучебные универсальные учебные действия | Коммуникация как взаимодействие, как кооперация, как условие интериоризации |
Математика | Смыслообразова-ние и смыслопорождение | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Логические универсальные учебные действия | Коммуникация как кооперация |
Информатика | Смыслообразова-ние и смыслопорождение | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Логические универсальные учебные действия | Коммуникация как кооперация |
Физика | Смыслообразова-ние и смыслопорождение | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Постановка и решение проблемы | Коммуникация как кооперация |
Биология | Смыслообразование и смыслопорожде-ние | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Постановка и решение проблемы | Коммуникация как кооперация |
Химия | Смыслообразова-ние и смыслопорождение | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Постановка и решение проблемы | Коммуникация как кооперация |
Изобразительное искусство | Нравственно-этическое оценивание | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Общеучебные универсальные учебные действия | Коммуникация как взаимодействие |
Музыка | Нравственно-этическое оценивание | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Общеучебные универсальные учебные действия | Коммуникация как взаимодействие |
Технология | Смыслообразова-ние и смыслопорождение | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Постановка и решение проблемы | Коммуникация как кооперация |
Физическая культура | Самопознание и самоопределение | Волевая саморегуляция | Постановка и решение проблемы | Коммуникация как кооперация |
Основы безопасности жизнедеятельности | Самопознание и самоопределение | Волевая саморегуляция | Общеучебные универсальные учебные действия | Коммуникация как взаимодействие, как кооперация, как условие интериориза-ции |
Для успешной деятельности по развитию УУД можно проводить занятия в разнообразных формах: уроки одновозрастные и разновозрастные; занятия, тренинги, проекты, практики, конференции и пр., с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы.
Помимо учебных предметов существует внеурочная деятельность (кружки, психологические тренинги, факультативы, классные часы), которая также способствует развитию всех блоков УУД.