Требования к уровню освоения содержания курса
Министерство спорта, туризма и молодежной политики
Российской федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградская государственная академия физической культуры»
Кафедра педагогики и психологии
Тяглова Е. В.
Программа специализации
Для студентов 5 курса
специальности 050706 - «Педагогика и психология»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Волгоград – 2010
Программа практики составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой педагогической практики, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации для специальности 050706 «Педагогика и психология».
Программа рассмотрена на заседании кафедры педагогики и психологии
«____»______________ 20__ г.
Заведующая кафедрой _________________________ В.Н.Зайченко
Программа практики утверждена учебно-методическим советом ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Председатель учебно-методического совета,
проректор по учебной работе,
доцент ___________ В.Н. Сергеев
Программу по практике составила: ст. преподаватель Тяглова Е. В.
Содержание:
Наименование раздела | Стр. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины специализация «Педагогические аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях образовательных учреждений» | ||
1.1. | Извлечение положений из образовательного стандарта | |
1.2. | Цели и задачи учебной дисциплины | |
1.3. | Требования к уровню освоения дисциплины | 4-5 |
1.4. | Тематический план учебной дисциплины | 5-6 |
1.5. | Содержание и последовательность прохождения учебного материала | 6-11 |
1.6. | Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины | |
1.7. | Содержание и формы текущего, промежуточного и итогового контроля | 11-14 |
Раздел I. Рабочая программа «Педагогические аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях образовательных учреждений» дисциплины специализация
Извлечение положений из образовательного стандарта
Программа курса «Специализация» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по государственному образовательному стандарту второго поколения высшего профессионального образования федерального компонента цикла дисциплин предметной подготовки по специальности 050706 «Педагогика и психология».
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель курса: повышение общей и психолого-педагогической культуры, овладение теоретическими и практическими основами коррекционно-педагогической деятельности педагога-психолога с детьми, родителями, педагогами как профессиональным способом решения их проблем.
Задачи учебной дисциплины:
· приобрести опыт анализа и составления профессиональных и учебных программ, тематического планирования;
· знать о причинах и путях решения социально-педагогических проблем детей и педагогов, педагогов и родителей, детей и родителей, детей и детей, самостоятельно находить оптимальные пути преодоления трудностей в педагогической практике;
· научно аргументировать выбор метода решения проблемы ребенка, требующей педагогической коррекции разрабатывать индивидуализированные программы преодоления проблем;
· овладеть практическими умениями диагностировать проблемы, оценивать степень их влияния на ребенка, организовывать жизнь ребенка с позиции заботы о нем и защиты его прав.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями:
§ причин различных затруднений учащихся, возникающих в учебно-воспитательном процессе;
§ пути решения социально-педагогических проблем детей и педагогов, педагогов и родителей, детей и родителей, детей и детей;
§ анализ профессиональных и учебных проблемных ситуаций.
Уметь:
§ находить оптимальные пути преодоления трудностей в педагогической практике;
§ находить методы решения проблемы ребенка, требующей педагогической коррекции разрабатывать индивидуализированные программы преодоления проблем;
§ диагностировать проблемы ребенка;
§ организовывать жизнь ребенка с позиции заботы о нем и защиты его прав.
Приобрести следующие навыки:
§ составления профессиональных и учебных программ, тематического планирования;
§ поиска оптимального методического обеспечения психолого-педагогической практики.
§ проведения тренингов и семинаров, направленных на создание условий для поддержания школьной мотивации (для учащихся) учения и на создание условий для коррекции стилей семейного воспитания;
§ коррекции социальной адаптации и социализации учащихся, оказании помощи в преодолении возникающих затруднений.
Дисциплина «Специализация» является базовой общегуманитарной дисциплиной, опирающейся на знания студентов по общим основам педагогики, психологии, коррекционной педагогике, теории и методике воспитания, теории обучения.
1.4. Тематический план учебной дисциплины «Педагогические аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях образовательных учреждений» дисциплины специализация ( часов)
№№ пп. | Наименование тем | Всего | Аудиторные занятия (час.) | Сам. раб. | |||
В том числе | |||||||
Лекции | Пр. | Сем. | |||||
РАЗДЕЛ 1. Профессиональная деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении | |||||||
1. | Организация и планирование работы педагога-психолога в детском саду | ||||||
2. | Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста | ||||||
3. | Коррекционно-развивающая деятельность по преодолению страхов у детей | ||||||
4. | Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими повышенную агрессивность в поведении | ||||||
5. | Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ | ||||||
РАЗДЕЛ 2. Профессиональная деятельность педагога-психолога в общеобразовательном учреждении | |||||||
1. | Адаптация первоклассников к школьным условиям | ||||||
2. | Коррекционная работа школьного психолога с детьми, склонными к обману и воровству | ||||||
3. | "Психологическая культура полового поведения" | ||||||
4. | Психологическая поддержка детей и подростков с невротическими проявлениями | ||||||
ИТОГО | |||||||
1.5. Содержание и последовательность прохождения учебного материала:
Семинарские занятия
Тема: профессиональная деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении
Семинарское занятие 1
Организация и планирование работы педагога-психолога
В детском саду
Вопросы
1. Календарное планирование.
2. Циклограмма работы.
3. Индивидуальная работа по развитию и коррекции.
4. Ведение текущей документации.
Рекомендуемая литература