Организация логопедических занятий
Известно, что большое значение для речевого и интеллектуального развития ребенка имеет специально организованная коррекционная работа в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Наибольшую результативность в обучении детей с вторым уровнем речевого развития можно достигнуть на занятиях с одним-двумя детьми (в первые два месяца обучения). Это объясняется тем, что дети гораздо лучше воспринимают новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к каждому из них.
Индивидуальная форма работы в первые месяцы обучения является наиболее эффектной, если продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Спустя 2 месяца детей целесообразно объединить в подгруппы из 2-3 человек, а время занятий увеличить до 15-20 минут.
Во втором полугодии, когда дети уже научатся активно вслушиваться в речь логопеда и выполнять его обращения, просьбы, инструкции, относящие к невербальным и вербальным заданиям, состав подгрупп может включать 4-5 человек. Это дает возможность обеспечить совместные игры и уделить внимание организации взаимоотношений детей в совместной речевой деятельности.
Учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. При этом ведущим принципом является личностно-ори- ентированный подход к каждому ребенку.
Определяя содержание логопедических занятий, важно акцентировать внимание на предъявлении посильных требований к ребенку.
Большой интерес к занятию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками. Следует развивать у детей познавательный интерес. Для этого можно использовать сюрпризные моменты, разные формы поощрения. Все это в совокупности помогает активизировать речевую деятельность детей. В качестве поощрения могут выступать: картинки, флажки, звездочки, крестики, различные символы; рисунки, фишки, медальоны; публичная оценка логопедом, детьми (аплодисменты), устная похвала, рукопожатие кукольного персонажа); трудовые подкрепления (раздача и сбор картинного материала, игрушек, контроль за выполнением заданий и т. д.).
Постоянно обращается внимание на соматически ослабленных детей, которые быстро устают и их работоспособность падает. Поэтому в середине занятия проводятся динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением.
Второй год обучения.
Дети с III уровнем речевого развития
Второй год обучения предусматривает три периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. :)ти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих ;>тапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
После двухнедельного обследования логопед приступает к фронтальным (2 раза в неделю), ежедневным индивидуальным и подгрупповым занятиям.
Логопедические занятия
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются:
1. Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.
2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание.
Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.
Логопедические занятия по формированию лексико-грам- матических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики. Логопеду следует четко:
• определить тему и цель занятий;
• выделить предметный, глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;
• отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);
• обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;
• обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыс- лительных заданий;
• включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля своих действий и действий товарищей;
• при отборе программного материала учитывать Л жайшего развития дошкольника, потенциальные У ности, для развития мыслительной деятельности, сл форм восприятия, воображения;
• предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивиду! v. ном подходе к детям вовлечение их в активную работу . в познавательную деятельность;
• включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.
Логопедические фронтальные занятия по формировшшю произношения планируются с учетом задач и содержания каждого периода обучения.
Специфика этого вида занятий обусловливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правил i>по произносимыми звуками. Смешиваемые звуки исключаются.
В каждом занятии обязательно предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения данного звуки (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного анализа и синтеза. Обязательным является включение заданий по развитию слухо-речевой памяти.
Фонетическое фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Учитывая, что на эти занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков, не рекомендуется тратить более 3 минут на упражнения, включающие артикуляционную гимнастику. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий является также постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования их правильного фонетического оформления.
Особое внимание следует уделить организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью рекомендуется давать детям возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности обучения.
Важно на протяжении всего занятия поддерживать мотивацию общения.
Этому способствуют четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, умелый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а также предварительная подборка материала для занятия с помощью родителей. Логопед должен ориентироваться на общие интересы детей, что позволит активизировать их высказывания.
При определении структуры занятия необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
В процессе работы, естественно, у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечаний, способных вызвать у ребенка негативную реакцию. Возможны разные варианты исправления ошибок:
а) деликатно, по ходу занятия, исправить ответ ребенка;
б) привлечь внимание всех детей к данному ответу, определить правильность его или ошибочность;
в) предложить кому-то из детей исправить ошибку;
г) повторить правильный ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, допустившим ошибку.
При этом необходимо, чтобы работа детей над ошибками приобретала сознательный характер и носила форму коллективного разбора.
Одним из обязательных условий формирования правильной, четкой и внятной речи является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучить детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, доступные для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи. Фронтальные занятия по звукопроизношению в I периоде обучения не проводятся. В это время, учитывая большие трудности произносительного характера, логопед только индивидуально или в
маленьких подгруппах вырабатывает у детей точные, коорди-
«
i тированные движения речедвигательного аппарата, уточняет правильное произношение имеющихся звуков, вызывает отсутствующие звуки и развивает фонематический слух. Коррекция звуков и слоговой структуры позволяет постепенно добиться необходимой четкости и внятности речи. В то же время, уточняя произношение и восприятие звуков, улучшая воспроизведение структуры слова, логопед подготавливает основу для развития понимания речи, грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. На индивидуальные занятия выносятся:
а) уточнение произношения простых звуков типа: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, то, тъ, ф, фъ, в, аъ, б, бъ;
б) постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков (к, кь, г, гь, х, хь, ль, йот, ы, с, сь, з, зь, р);
в) различение на слух гласных и согласных звуков;
г) выделение первого ударного звука в слове (Аня, ухо и т. п.); анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа.
Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
На индивидуальных занятиях по формированию правильного звукопроизношения проводится серия специальных упражнений по преодолению затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры.
Весь звукослоговой материал подбирается с учетом только правильно произносимых фонем.
Постепенно по мере усвоения детьми звуков включается лексический материал с использованием знакомого словаря и грамматических конструкций, например, практическое употребление категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени: утка — утки, летит утка, летят утки; купают — купали, катают — катали; категории притяжательных местоимений мужского и женского рода: моя юбка, мой кубик, мой домик и т. д.
Дети составляют простые предложения (по картинке, при демонстрации действий, по вопросам), а затем объединяют их в короткий рассказ. Например: Дети дома. Они помогают маме. Таня подметает комнату, Тома моет окно.
Одновременно на индивидуальных занятиях проводятся упражнения по развитию фонематического восприятия: детей учат слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове. Все это подготавливает детей к умению выделять ударный гласный в начале слова (Аня, утка), запоминать и воспроизводить сочетания из 2-3 гласных звуков (ауи), определять количество произнесенных звуков и их последовательность (какой звук по порядку: первый, второй или третий?). В процессе занятия логопед пользуется терминами «звук — слово».
Учитывая возрастные особенности детей и необходимость формирования у них неречевых процессов, на логопедических занятиях широко используются игровые моменты, разнообразные упражнения на развитие внимания и памяти.
Таким образом, к концу I периода обучения у детей расширяется объем правильно произносимых слов и улучшается общая внятность речи. Одновременно подготавливается база для осознанного восприятия более трудных речевых звуков. В свою очередь развитие фонематического восприятия создает необходимую основу для формирования морфологических и грамматических обобщений.
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамма- тических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
• развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
• подготовку к овладению диалогической формой общения;
• практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с приставками на, по, вы;
• усвоение притяжательных местоимений мой-моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);
• умение изменить форму глагола (преобразование глаголов повелительного наклонения 1 лица единственного числа в изъявительное наклонение 3 лица единственного числа настоящего времени (спи — спит, пей — пьет);
• овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по моделям:
а) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) + пьет чай (компот, молоко), читает книгу, газету;
б) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: Кому мама шьет платье? — Дочке, кукле. Чем мама режет хлеб? — Мама режет хлеб ножом.
Закрепление навыка составления короткого рассказа. Так как в I периоде формируются преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделяется на словарную и грамматическую работу (13-14 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи отводится 6-7 занятий.
При подборе лексического материала логопед ориентируется на следующие тематические циклы, подготавливаемые на занятиях воспитателем: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи — фрукты».
На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка необходимо создать достаточный запас словарных образов, сложившихся уже на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель этих занятий — обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. На занятиях этого типа уточняются названия предметов, их назначение, формируется умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с названием предметов, знакомых детям (стул, сиденье, спинка, ножки и т. д.; шкаф — полка, верхняя, нижняя дверца; книга — страница, обложка). Дети учатся группировать предметы по признакам (на верхнюю полку положи летнюю одежду; на нижнюю полку— зимнюю). Уточняется значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (У Маши юбка — у Машеньки юбочка и т. д.).
Глагольная лексика строго не связана с какой-то определенной темой, поэтому можно проводить работу по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами в беседе на знакомые темы: «Игрушки», «Комната», «Продукты питания». Дети учатся воспринимать приставочные глаголы (налей — вылей воду, полей цветок; брось мяч — перебрось — подбрось), выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под (положи книгу в ящик, а папку на стол; собери со стола красные карандаши, а зеленый убери в коробку).
После того, как каждый ребенок выполнил словесное поручение, логопед просит остальных детей назвать, кто именно выполнял требуемое действие (кто выливал воду, поливал цветы и т. п.).
Особое внимание обращается на точное понимание смысла предложений, где имеются слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. В этих предложениях употребляются личные и возвратные глаголы (покажи, где мальчик катается на санках — где мальчика катают на санках), существительные в различных падежах (покажи, где малыш надевает шубу — где на малыша надевают шубу); притяжательные прилагательные (дай Коле карандаш — дай Колин карандаш ).
На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика, в которой последовательно закрепляются лексические и грамматические значения.
Логопед упражняет детей в таких элементарных формах устной речи, как ответ на вопрос, сначала краткий, затем более распространенный, постепенно подводя их к овладению диалогом.
Обучение вопросно-ответным формам имеет определенную последовательность. Вначале логопед ограничивается односложными ответами (Что ты принес? — Мяч, матрешку ), а затем переходит к отработке утвердительного или отрицательного ответа (Ты принес мяч? — Нет, кубики).
С этой целью можно проводить игру «Угадай картинку». Логопед раскладывает на столе знакомые картинки (кубики, барабан, ломик и др.), затем предлагает детям взять любую из них и положить так, чтобы никто не видел, что изображено на ней. После этого, обращаясь поочередно к каждому из ребят, он пытается угадать, какая у кого картинка, и спрашивает: «У тебя кубики? У тебя домик?» Если логопед угадывает картинку, ребенок ее показывает и дает утвердительный ответ: «Да, у меня кубики». Если не угадывает, — ответ следует отрицательный: «Нет, у меня не кубики, а домик». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не откроют свои картинки.
Занятия по формированию словаря предусматривают работу над практическим употреблением в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с различными приставками. В этих темах заложены большие возможности для развития чувства языка в области морфологии.
Недостаточное восприятие детьми на слух значимых частей слова, изменяющих его лексическое и грамматическое значение, обусловливает необходимость разработки специальных приемов обучения. Так, первоначально дети выполняют действия, выраженные приставочными глаголами; затем уточняют значение глагола по следам демонстрации действий (скажи, кто выливал сок, кто переливал, кто наливал). При этом их внимание все время направляется на изменения значения выраженного той или иной приставкой.
Далее логопед подчеркивает, как небольшие изменения в звучании начальных частей слова отражаются на его смысловом значении.
Затем дети составляют предложения, используя соответствующие глаголы. Произношение выделенных для специальной работы глаголов предварительно отрабатывается на индивидуальных занятиях с учетом трудностей в воспроизведении слов различного слогового состава.
Другим средством для практического усвоения элементарных форм словообразования является употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательными значениями. Логопед приучает детей вслушиваться в изменение оттенков значения слов, вносимых тем или иным суффиксом. Это способствует первоначальному осмыслению морфологической структуры слова, развивает зачатки словотворчества. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.
Формирование грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению и сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. Опыт показывает, что сравнение начальной формы с косвенной подготавливает детей к правильному использованию этих форм в устной речи.
На занятиях отрабатываются падежные формы, наиболее употребительные в разговорной речи. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основой для формирования разных типов предложения.
Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения (распространенные и нераспространенные), важно, чтобы все слова были им понятны. Логопед следит за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправляет с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т. д.
На вопрос кто? дети отвечают по-разному: мама, папа, брат, сестра, мальчик, девочка и т. д.
На вопрос что делает? они также дают различные варианты ответов: сидит, спит, ест, рисует, пьет, шьет и т. д.
Первоначально, используя перечисленный выше лексический материал, дети составляют предложения типа: Мама сидит. Папа спит (именительный падеж существительного + согласованный глагол).
Затем модель предложения усложняется в соответствии с требованиями программы.
Основой для организаций речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями.
Составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картинки и т. п., они учатся связно рассказывать об увиденном.
Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
Ниже приводится примерный конспект одного из фронтальных занятий I периода обучения по теме «Приставочные глаголы».
Проведению занятия по теме «Приставочные глаголы» предшествовала большая подготовительная работа логопеда и воспитателя. Логопед на индивидуальных занятиях по произношению отрабатывал слоговую структуру выделенных для работы слов (глаголов: наливает, поливает, выливает), добивался дифференцированного произношения звуков ль-йот.
Воспитатель активизировал словарь по теме. С этой целью производилась беседа, в процессе которой было уточнено: Что повар готовит для детей в детском саду на первое? Какие напитки они пьют во время завтрака, обеда, полдника, ужина? Что врач дает больному, чтобы вылечить его? Что нужно шоферу для того, чтобы работал мотор машины? Кто следит за чистотой на участке детского сада? Кто ухаживает за садом? и т. д. и т. п. Все это помогло детям активно участвовать в занятии.
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ»
Цель. Научить использовать в речи приставочные глаголы: наливать, поливать, выливать.
Примерный ход занятия
Организационному моменту предшествует беседа с детьми:
— Кто в детском саду готовит для детей?
— Что вы едите в обед на первое? (суп, щи, борщ, рассольник, свекольник).
— А что пьете на третье? (компот, кисель, кофе, чай, молоко).
I. Организационный момент
Логопед. Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит за мной три слова:
• чай, кисель, компот;
• сок, кофе, какао;
• молоко, кефир, кофе;
• борщ, щи, свекольник;
• какао, сок, кисель.
II. Сообщение цели занятия
Логопед. Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Подойди ко мне, Нина. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила? Нина. Воду.
Логопед.А теперь вылей воду.
Нина выливает воду.
Дети. Нина выливает воду.
Предложение повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем и все вместе.
Логопед. Подойди ко мне, Леня. Налей воду. Что делает Леня?
Леня наливает воду.
Дети. Леня наливает воду.
Предложение повторяют 2-3 раза, а затем и все вместе.
Логопед. Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Нина и Леня?
Дети. Разные.
Логопед. Правильно. Налить — можно во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить — можно из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки. Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить?
Иди, Игорь, налей молока. А ты, Женя, налей компота.
Дети составляют предложения про Игоря и Женю.
Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.
Дети. Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т. д.
Логопед. А что наливает шофер?
Дети. Шофер наливает бензин.
Логопед. Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит это действие и расскажет нам о нем?
Дети. Маша выливает суп, чай.
Логопед. Послушайте еще раз, как маленькие части слова на-, вы- помогают правильно выполнить действие.
Затем дети встают и идут в природный уголок.
Логопед. Посмотрите на цветы. Для того чтобы они хорошо росли, их надо поливать. Возьми лейку, Нина, полей цветы.
Нина поливает цветы.
Дети. Нина поливает цветы.
Логопед. А что поливает садовник, дворник?
Дети составляют предложения.
Дети. Садовник поливает цветы, клумбу. Дворник поливает дорожку, улицу.
Логопед еще раз обращает внимание детей, что в слове «поливает» появляется часть слова по-, выражающая другое действие.
III. Игра «Кто самый внимательный?»
Логопед.А сейчас поиграем. Внимательно слушайте и хлопайте только тогда, когда услышите, что я называю часть слова на (вы, по, на, вы, на, по, на).
А теперь вы исправьте мои ошибки. Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник выливает улицу.
Дети проговаривают предложения с правильным действием и интонационно выделяют первую часть слова.