Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Умение находить информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана. Пересказ текста по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Составление текстов разного типа. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении. Воспроизведение содержания текста с элементами описания и рассуждения, с заменой диалога высказыванием. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная. Типы книг. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения. Понимание заглавия произведения. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его. Анализ слова, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Характеристика героя произведения, анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Выявление авторского отношения к герою. Выбор фрагментов текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту. Сопоставление эпизодов из разных произведений; их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора. Осознание понятия «Родина». Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение. Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание. Самостоятельное построение плана собственного; отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы. Использование в письменной речи выразительных средств. Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений-миниатюр, отзывов о книге, небольших рассказов с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Литературоведческая пропедевтика.
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений. Ориентировка в литературных понятиях. Общее представление о композиционных особенностях построения повествования, описания, рассуждения. Прозаическая и стихотворная речь. Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные жанры. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя). Интерпретация текста литературного произведения; изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения.