IV. Изучение нового материала. €

– Для чего человеку нужна речь? Рассмотрите картинки и постарайтесь сами ответить на этот вопрос.

Вывод: речь нужна для того, чтобы общаться, делиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями с другими людьми. Речь состоит из предложений.

– Ребята, как вы думаете, хорошо, что мы люди умеем говорить, пользоваться речью? Почему?

– Что красит нашу речь?

– А что ее портит?

– Подумайте и скажите, почему сестра ничего не поняла из рассказа брата и почему я решила дать вам послушать это стихотворение?

Сильное кино

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат.

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

– Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Она им – раз!

Они ей – раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала,

Я ничего не поняла.

(Девочка ничего не поняла, потому что брат ей плохо, непонятно рассказывал. Он рассказывать не умеет. Я тоже ничего не понял. Я думал, надо было рассказать, кто там полз, кто кого спас. Вы дали нам послушать это стихотворение для того, чтобы мы поняли, что надо уметь хорошо рассказывать.)

– Значит, важно научиться понятно, интересно и выразительно рассказывать. Вот мы и будем учиться этому на всех уроках и особенно на уроках речи.

– Речь бывает устная и письменная. Устная, потому что мы пользуемся ртом, точнее, произносим звуки голосовым аппаратом, но хорошо видна работа губ. Губы раньше называли уста, так речь стала устной. Мы ею пользуемся каждый день, когда рассказываем, спрашиваем, удивляемся, огорчаемся. Кроме устной речи есть речь, которая обозначается специальными знаками – буквами. Такая речь называется письменная.

– Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?

– Распределите отгадки по столбикам. Запишите в тетрадь.

Поверчу волшебный круг –

И меня услышат вдруг.

(Телефон.)

Стальной конек по белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет.

(Ручка.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам,

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета.)

Стоит красный сундучок,

Его не тронешь – он молчок,

А стоит ручки повертеть,

Он будет говорить и петь.

(Телевизор, радиоприемник.)

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон.)

– Продолжите предложения.

Кто-то рассказывает – мы … (слушаем).

Мы рассказываем – нас … (слушают).

Кто-то написал – мы … (читаем).

Мы напишем – кто-то … (прочитает).

Вывод: в жизни людей важна как устная, так и письменная речь.

– Какая речь появилась раньше? Объясните, почему вы так думаете?

Рубрика «Хочу все знать».

В былые времена человек, который обладал громким, звучным голосом, назначался глашатым. Глашатай делал сообщения для большого количества людей, собирающихся на площади. На территории Кремля в Москве была Ивановская площадь, на которой собирался народ для прослушивания царских указов.

Отсюда пошло выражение «кричать во всю Ивановскую».

IV. Изучение нового материала. € - student2.ru Физкультминутка

Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. –

Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В школу нам идти пора!

Ÿ Работа по тетради для самостоятельной работы. «Азбука вежливости», № 3 (с. 52).

– Анишит Йокоповна приглашает вас в гости на чай с пирогами. Прочитайте разговор Волшебницы с ребятами (с. 52).

– Как надо отвечать на приглашения?

Запись на доске: «Большое спасибо», «Вы очень любезны».

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 53).

– Какими словами Волшебница приглашает в дом гостей? Прочитайте. («Милости просим!»)

– Как еще можно приглашать в дом? (Добро пожаловать!)

– Как должны войти гости вслед за хозяйкой? (Ответы детей.)

Вывод: первой в дом должна войти хозяйка, после нее – дамы, сначала более старшие по возрасту, потом те, что помладше, после этого могут войти мужчины и мальчики. (Анишит Йокоповна, Асырк, Маша, Миша, Торк.)

– Волшебница отправилась готовить угощение, а гостям сказала: «Будьте как дома!» Что означают эти слова?

Вы узнаете на следующем уроке вежливости. А сейчас вкусно пахнет пирогом с черничным повидлом. Анишит Йокоповна не угостит нас пирогом, пока мы не научимся грамотно писать слово «пирог».

Ÿ Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы (с. 14).

Этимологическая справка.

Пирогобразовано с помощью древнего суффикса -ог от слова «пир». Первоначальное значение – «праздничный пирог».

– Прочитайте это слово, подчеркните безударную гласную «и».

Ÿ Самостоятельная работа.

Упражнение 1, с. 14.

Коллективная проверка (орфографическое чтение стихотворения).

– Что такое пирог?

Наши рекомендации