Глава II. Экспериментальное изучение недостатков смысловой стороны речи при ОНР четвертого уровня
2.1. Программа констатирующего эксперимента: актуальность исследования, обоснование методов исследования
Цель исследования:теоретически обосноватьи подобрать методики для выявления уровня (чего у кого)
Объект: своё
Предмет: своё
В соответствии с целью, предметом исследования, гипотезами были поставлены следующие задачи:своё
Принципыконстатирующего эксперимента:
1. Принцип единства диагностики и коррекции развития.
2. Принцип единства коррекции и развития.
3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации.
4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
5. Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия.
6. Принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода.
7. Принцип оптимистического подхода.
8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком.
Место проведения, возраст, тип отклонений:
Для проведения эксперимента было выбрано МДОУ №247 Ленинского района г. Нижнего Новгорода. Возраст детей 2-3,5 г. В эксперименте участвовало 2 группы детей (30 человек):
1 контрольная группа – дети с нормативным развитием
2 экспериментальная группа – дети с задержкой речевого развития.
Этапыэксперимента:
1. Подготовка к эксперименту. Подбор диагностического материала, создание благоприятного психологического климата в психодиагностической группе. Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.
А также успешность и достоверность в констатирующем эксперименте во многом зависит от того, насколько комфортно и безопасно чувствуют себя реципиенты в условиях эксперимента. Поэтому на первом этапе констатирующего эксперимента важным является установление с детьми эмоционально-комфортных отношений, а также благоприятные отношения с родителями и воспитателями группы.
2. Проведение констатирующего эксперимента в контрольной (норма) и экспериментальной (ОНР) группах. На данном этапе осуществлялась диагностическая работа по методикам: Многоуровневый анализ речи (МАР) (Трошин О.В., Жулина Е.В.); Перестановки. (Тесты для детей, - М., 2002, стр. 10), Посмотри и запомни
(Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М., 2003г. стр.19.)
Работа на втором этапе характеризуется как максимально информативная, что предполагает изучение более достоверных результатов. Анализ и обработка полученных экспериментальных данных качественными и количественными методами оценки.
Третий этап характеризуется математической обработкой данных с целью получения количественной информации, а так же с выявлением взаимосвязи уровня задержки речевого развития и уровня памяти проводилась качественная оценка результатов.
2.2. Основные методы исследования
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций, поэтому методы исследования должны быть надежны и валидны.
В психологических исследованиях используется широкий спектр методов, которые позволяют получить наиболее точные и разнообразные результаты об исследуемых явлениях.
Наблюдение позволяет собрать данные о психологии и поведении человека при наблюдении со стороны. Выделяют варианты основного метода наблюдения: внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное (не имеет заранее установленной программы), стандартизированное (заранее определено и четко ограничено рамками программы), включенное (исследователь выступает в качестве непосредственного участника), сторонее (не предполагает личного участия наблюдателя).
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса: устный опрос (параллельно ведется наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы), Письменный опрос (анкета - позволяет охватить большее количество людей), Свободный опрос — (перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками), стандартизированный
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание, проективные тесты.
Специфика экспериментакак метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
В экспериментальной части были использованы следующие методы психологического исследования: Беседа с воспитателя детского сада с целью выяснения познавательных особенностей, особенностей развития речи детей. Наблюдение. Учитывая особенности данного метода – невмешательство и систематичность, оно было направлено на выявление группы детей, находящихся на различных уровнях речевого развития, с цель. Определения их способов коммуникации и уточнения индивидуальных психологических особенностей. Констатирующий эксперимент с целью выявления связи между развитием речи и уровнем развития памяти. Математическая обработка данных позволяет количественно оценить и проанализировать исследуемые показатели получить наиболее достоверные данные.
2.3. Характеристика методик эксперимента
1. Многоуровневый анализ речи (МАР). Даем характеристик своих методик
2.3.1. Методика изучения лексики «название методики »
2.3.2. Методика изучения грамматики « название методики»
2.3.3. Методика психолого-педагогического изучения «название»
2.4. Возрастно-половые соотношения
В процессе экспериментального исследования было обследовано 30 детей четвертого года жизни. 15 детей составляло группу детей с нормой, из которых мальчиков – 7 (47%), девочек – 8 (53%); 15 детей - группа с ЗРР, из которых мальчиков – 9 (60%), девочек – 6 (40%). (рис.1.)
Рис. 1
2.5. Анализ результатов исследования
По методике "МАР" был обследовано 30 детей раннего возраста, 15 детей – воспитанников массовой группы детского сада и соответственно 15 детей, посещающих логопедическую группу МДОУ.
Эта методика дала возможность оценить уровень сформированности предпосылок к развитию речи, а именно наличие звукоподражаний, адекватность применения жестов в общении, понимание речи, кроме того, уровень общения и сотрудничества, уровень ориентировки в окружающем мире.
С помощью методики МАР были выделены уровни ЗРР в экспериментальной группе. Результаты показаны в таблице 1.
Группы детей по уровням ЗРР. Таблица 1.
ГРУППЫ | ЗРР I | зРР II | ЗРР III |
Кол-во человек | |||
% |
Методика МАР также дала возможность определить средние показатели и оценить уровень сформированности импрессивной и экспрессивной речи. Исследование уровня развития импрессивной речи не выявило серьезных отклонений в развитии данной категории детей. При этом показатели импрессивной речи характеризовались следующими проявлениями:
1. обследование импрессивной стороны речи – средний показатель – 85,6% (ЗРР I – 76 %, ЗРР II – 81 %, ЗРР III – 100 %, N – 100 %);
2. понимание инструкций – средний показатель – 87,6 % (ЗРР I– 80 %, ЗРР II - 83 %, ЗРР III – 100 %, N – 100 %);
3. понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки – средний показатель – 90,3 % (ЗРР I– 81 %, ЗРР II – 90 %, ЗРР III – 100 %, N – 100%);
4. понимание предложения – средний показатель – 89,3 % (ЗРР I – 76 %, ЗРР II – 92 %, ЗРР III – 100 %, N – 100 %);
5. различение существительных единственного и множественного числа – средний показатель – 85,3 % (ЗРР I – 75 %, ЗРР II – 81 %, ЗРР III – 100 %, N – 100 %);
6. состояние фонематического восприятия – средний показатель – 67,3 % (ЗРР I – 59 %, ЗРР II – 62 %, ЗРР III – 81 %, N – 93 %).
Средний показатель по импрессивной речи составил у детей с ЗРР I, ЗРР II, ЗРР III – 74,9 % у N – 98 %. Разница в показателях составила 23,1 %
Показатели импрессивной речиТаблица 2
Группа | Номер Задания | Средний показатель | |||||
ЗРР I | 74,5 | ||||||
ЗРР II | 81,5 | ||||||
ЗРР III | 96,8 | ||||||
Средний показатель | 85,6 | 87,6 | 90,3 | 89,3 | 85,3 | 67,3 | 84,2 |
N | 98,8 |
Рис.2.
Рис. 2.Уровни развития импрессивной речи (x – номер задания, y –уровень развития)
Выводы по главе
Перед написанием третьей главы следует разработать серию логопедических занятий провести их в условиях образовательного учреждения и провести диагностику по методикам констатирующего эксперимента, обработать результаты, выявить как изменились показатели.