Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и интонационных особенностей

Пунктуация - это раздел, изуч. правила постановки знаков препинания, а также сами знаки. Пунктуация является очень важным средством оформления письм. речи.

Пунктуация как элемент письм. речи является своеобразным средством общения между людьми, причем между людьми как пишущими, так и читающими. В связи с этим в ней можно выделить 2 стороны: то, что имеет отношение к пишущему, и то, что имеет отношение к читающему. Таким образом, пунктуация - это средство выражения опр. значений и оттенков пишущего, кот. вкладываются им в письм. высказывание. В свою очередь читающий, когда видит пунктуационные знаки в напис. тексте, воспринимает те значения, которые они выражают.

В соотв. с этим следует сделать вывод, что и значения, и оттенки, кот. выражаются знаками препинания, не должны быть разными для пишущего и читающего. В соотв. с этим значение знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей.

Нередко многие люди ставят знаки препинания, не обращая внимания на их общеприн. употребление. В связи с этим происходит отступление от осн. правил пунктуации. В этом нет ничего страшного, если неправильно пост. знаки препинания не затрудняют понимание текста. Непоср. контакт между читателем и пишущим устанавливается таким образом только в том случае, если соблюдаются общепр. Пункт. нормы.

Русская пунктуация отражает и интонацию: точка на месте большого понижения голоса и длит. паузы, вопрос. и восклиц. знаки, интонац. тире. Например, обращение можно выделить запятой, но пов. эмоциональность (и поэтому особая интонация) диктует другой знак - восклицательный:

- Это я, маменька, - сказал он.

- Ну, Бог милостив, маменька! - продолжал Иудушка (М. Салтыков-Щедрин).

Выбор знака может целиком зависеть от интонации: Пройдет дождь, пойдем в лес. - Пройдет дождь - пойдем в лес. В первом примере простое перечисление, во втором - интонация обусловленности (Когда пройдет дождь, пойдем в лес). Но следует помнить, что интонац. принцип действует в русской пунктуации как второстепенный и нередко нарушается в пользу структурного: Олень раскапывает передней ногой снег и, если есть корм, начинает пастись (В. Арсеньев). Башкирец с трудом шагнул через порог и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей (А. Пушкин). В обоих случаях запятая стоит после союза и, так как фиксирует границу структ. частей (придат. предложения и дееприч. оборота), но паузы после союза нет. Таким образом, нарушается интонац. принцип в пользу структурного. И вообще интонац. принцип редко действует в чистом виде. Обычно он сочетается со смысл. и структ. членением предложения.

Таким образом, пунктуация тесным образом связана с интонацией. В русском языке существуют разные интонации. Во-первых, интонация может выступать как средством передачи смысл. оттенков, так и показателем эмоц. качества речи.

Для письм. жанров степень значимости продум. и последов. написания знаков препинания будет различной. Так, например, в дел. документах (отчетах, докладах, заявлениях, программах и т. п.) синтакс. структура несложная, поэтому пишущему не приходится путаться в тонких оттенках смысла. Совсем по-другому обстоит дело с худ. речью, в особ. с прозаической. Так как ее осн. задача - раскрытие смысла важн. общ. явлений, душ. переживаний, чел. взаимоотношений, поэтому худ. речь использует все возм. приемы, кот. располагает русский язык.

Знаки препинания по выполн. функциям делятся на 2 группы:

· отделяющие;

· выделяющие.

Отдел. знаки препинания используются для отделения одних частей текста от других, предш. предложения от непоср. за ним следующего, одного однор. члена от другого и т. д. Сюда же относятся те знаки препинания, кот. ставятся в конце предложения. Таким образом, к отдел. знакам препинания относятся точка, восклиц. знак, вопрос. знак, запятая, двоеточие, тире, многоточие, точка с запятой. Однако иногда отдел. функции могут выполнять роль выделяющих.

Знаки препинания, прин. ко второй группе, необходимы для обозначения синтакс. конструкций, вставл. в предложение как дополнение, уточнение, пояснение, раскрытие содержания предложения или его членов. Выдел. знаки препинания могут служить и для обозначения синтакс. конструкций, сод. название предмета или лица, к кот. обращена речь. Такие предложения, несмотря на сложность конструкции, структурно цельны, т. е. не могут дробиться на отд. предложения.

Разновидности речи по форме использования языка (устная и письменная речь). Разновидности речи по характеру участия собеседников в процессе общения (речь диалогическая и монологическая)

В зависимости от того, как говорящий использует язык, существуют две его формы: устная и письменная. Рассмотрим их в сопоставлении.

Устная форма:

· первична по отношению к письменной. Первоначально звучание было единственной, самой ест. формой существования языка. На языке только говорили. И до сих пор по степени употребительности явно преобладает устная речь;

· устная речь обычно менее подготовлена, в ней больше непосредственности, стихийности, случайного, оговорок, повторов, междометий, незаконч. конструкций, слов-"паразитов";

· устная речь обладает средствами звук. выразительности: темпом и тембром, паузами, логич. ударениями, силой звучания. Кроме того, она может сопровождаться жестами, мимикой;

· к устной речи предъявляются орфоэп. требования (прав. произношение звуков, постановка ударения).

Письменная форма:

· письменная речь вторична. Она появилась из-за потребности передавать речь на расстоянии и сохранять ее на долгие времена. Сначала она была лишь способом передачи устной речи, но потом оказалось, что различие между ними столь велико, что говорят об особой, письм. речи;

· письм. речь более строга, сложна по форме, более полна и логична по содержанию, в ней соблюдаются литер. нормы. В ней строже выбор слов, сложнее предложения;

· письменной речи это несвойственно, поэтому она менее выразительна (в какой-то степени эти недостатки восполняются использованием знаков препинания, курсива, петита, шрифт. выделений и т. п.);

· К письм. речи предъявляются орфограф. и пункт. требования.

В наст. время наблюдается взаимодействие устной и письм. форм речи: устная речь нередко опирается на письменную. Доклады, выступления, звук. письма и т. п. вначале составляются письменно, а затем озвучиваются, поэтому такая устная речь обладает многими чертами письменной: подготовленностью, полнотой и правильностью, но при этом она сохраняет такие достоинства устной, как звук. выразительность, мимика и жесты.

Речь существует также в форме монолога или диалога. Монолог - это речь одного лица, адрес. многим слушателям (реже одному). Это разв. вид речи, обычно заранее подготовленный. Он имеет опр. замысел и композицию, обладает отн. законченностью (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.).

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Он связан с обстановкой, в кот. протекает речь. Каждая новая реплика в диалоге опирается на пред. В диалоге важную роль играют жесты, мимика, указания на окр. предметы, обращения, междометия, звукоподр. слова, интонация.

Итак, язык существует в 2 своих разновидностях: устной и письменной. Первоначально на языке только говорили и звучание - было единств. формой его существования. Потребность передавать речь на расстоянии, сохранять речь на длит. время привела к изобретению письма. Появилась речь письменная. Сначала письм. речь только записывала речь звучащую, но с течением времени оказалось, что разница между звуч. речью и напис. настолько велика, что стали говорить о 2 языках: о языке звучащем, устном и языке письменном.

Язык письм. чаще выражает информацию интеллектуальную, поэтому он употребляется чаще в книжной речи. Устный язык обычно служит для выражения эмоций, настроений, отношений.

Язык. различия устной и письм. речи сводятся прежде всего к различиям в синтаксисе. В устной речи меньше сложных предложений, зато много недосказ. восполн. жестами, мимикой, много неполных предложений. Письм. речь, напротив, требует полноты высказывания, связности, логичности. Письм. язык устанавливает правила письма и чтения. Так возникли орфография и пунктуация.

Орфограф. и пункт. нормы письм. языка обязательны для всех. Сами законы устного и письм. общения различны. Часто в одной и той же ситуации невозможно одинаково сказать или написать.

Наши рекомендации