IV. Изучение нового материала.
– Гнома вы повеселили, позабавили, да и он не остался в долгу, гостя развеселого для нас пригласил.
В волшебной пещере живет дедушка Эхо,
С ним разговаривать – просто потеха.
Давайте крикнем все:
«Ау-у-у-у...»
В ответ услышим:
«У-у-у-у...»
Скажем все:
«Иди сюда!»
Отвечает Эхо:
«А-а-а-а...»
Крикнем дедушке:
«Ты где?»
Отвечает он нам:
«Де-де-е-е...»
Хватит, дедушка, шалить,
Только бы тебе шутить!
Иди сюда, мы ждем тебя!
1. Работа по группам (коммуникативные УУД).
– Ребята, нарисуйте, как вы себе представляете дедушку Эхо.
Выполнение работы и организация выставки лучших рисунков.
Звучит музыкальная запись.
Дедушка Эхо. Я в пещере живу,
Целый день кричу,
Отвечаю тут и там
Самым разным голосам.
Только я хочу сказать,
Что люблю я поиграть,
Пошутить, побаловать,
Всех вокруг позабавлять.
2. Работа по учебнику (с. 24).
Познавательные УУД:осуществлениепоиска и выделения необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).
– Рассмотрите иллюстрацию. Дедушка Эхо любит прятать слова, оставляя лишь их хвосты. Кот сказал Мише и Маше, что это и есть главный секрет пещеры. Мы на пути к ее разгадке.
1) Чтение истории Г. Остера «Эхо».
а) Первичное чтение учителем.
– Кто уже был знаком с героями этой истории?
– Какую игру они придумали на этот раз?
б) Повторное чтение учащимися.
– Как бы вы назвали эту игру? (Рифмы.)
– Прочитайте, как котенок и щенок играли. (Простокваша – ваша, колбаса – оса, антрекот – кот.)
– Что бы вылетело из трубы, если бы они крикнули слово «котлета»? (Лето.)
– Как вы догадались? (Ответы детей.)
– Хотите продолжить эту игру?
2) Игра дедушки Эхо.
Слушай, слушай,
Не зевай, не зевай.
Все за мной,
Все за мной
Повторяй,
Повторяй.
Экран – кран, шутка – утка, смех – мех, олень – лень, хлопушка – пушка.
Физкультминутка
МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ
Море волнуется – раз!
(Ходьба на месте.)
Море волнуется – два!
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется – три!
(Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри!
(Присели.)
3. Продолжение работы по теме урока.
1) Работа по учебнику (с. 24).
– Гном решил нам помочь разгадать секрет пещеры. Посмотрите на иллюстрацию (показ иллюстрации ромашек). Вспомните, что любили ромашки на огородах Бабы-яги. (Считалки.)
Познавательные УУД: поэтапное формирование понятия «рифма».
– Из каких знакомых считалок эти хвосты слов? («Аз, бас, трибабас, / И выходит кислый квас». «Аты-баты на базар, / Аты-баты самовар». «Стакан, лимон, / Выйди вон!».)
– Почему вам было трудно определить по данным хвостам слова? (Ответы детей.)
2) Работа по тетради (с. 17, № 4).
А сейчас игра такая,
Она тоже не простая.
– Спрятал Эхо в пещере слова. Прочитайте.
– На что будут похожи их «хвосты» (концы)? Подчеркните и нарисуйте. (Окошка – кошка, получай – чай, гармошка – мошка, прибаутка – утка, незабудка – будка, виноград – град.)
V. Итог урока.
– Пора выбираться из пещеры. Гном построил для вас лестницу. Угадаете слово – поднимаетесь выше. Все слово на ступеньку не поместится, поэтому вы должны вписать только «хвосты» слов.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
Висит сито,
Не руками свито.
(Паутина.)
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается.
(Муха.)
Под каждым кустом
Сидит клубком,
А выйдет в свет –
Вкусней его нет.
(Картофель.)
– Сегодняшнее путешествие по пещере дедушки Эхо закончилось, но впереди у нас новые встречи и открытия.
– О чем вы узнали сегодня на уроке?
– Кому понравилась история пещеры Эхо?
– Как она называется?
– Кто автор?
– Кому захотелось дома прочитать ее еще раз?
– Кому захотелось прочитать другие истории про котенка Гав и щенка?
Урок окончен.
Урок 12
СОЗВУЧНЫЕ «ХВОСТЫ» СЛОВ.
Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»
Страницы: (учебник) 26–27; (тетрадь) 18–19, № 1–4.
Цель деятельности педагога:создать условия для формирования понятия «рифма», способствовать развитию памяти, речи, мышления.
Планируемые результаты: личностные УУД:познают основы для развития творческого воображения; метапредметные УУД: регулятивные – понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные – понимают фактическое содержание текста; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления; предметные УУД: научатся находить рифмы в стихах, составлять пары рифмующихся слов, читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения.
Образовательные ресурсы: запись песни Крокодила Гены из мультфильма; иллюстрации предметных картинок; фрагмент из мультфильма «День рождения кота Леопольда»; ребусы, карточки.
Сценарий урока