Отличие эссе по обществознанию от эссе по литературе или по истории.
Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию.
Новая форма итоговой аттестации учащихся вызывает бурю споров. Мнение сторонников ЕГЭ, считающих, что это наиболее объективный способ проверки знаний сталкивается с противоположной точкой зрения, согласно которой экзамен по гуманитарным предметам превращается в механическое угадывание, в процессе которого абсолютно не проверяется монологическая речь учащихся, их умение дискутировать, отстаивать собственную точку зрения. Следует отметить, что каждая из точек зрения имеет под собой веские основания.
И все же не совсем правы те, кто считает, что экзамен в форме ЕГЭ оставляет вне поля зрения такие компетенции учащихся как аргументация своего мнения, построение логических выводов и умозаключений. Именно эссе позволяет ребенку проявить эти навыки, раскрыться как личность, гражданин, показать неординарность мышления.
Умение писать эссе необходимо и с практической точки зрения. Так, например, ежегодно в бизнес - школы поступают тысячи абитуриентов. Конкурс на место варьируется от 2 до 5 человек. Все они по-своему успешные люди, у всех есть определенные достижения и у всех сданы необходимые тесты. Как среди такого многообразия выбрать лучших? В этом и помогает эссе. То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет членам принимающей комиссии определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнес - школы.
Успешно написать эссе может лишь ученик, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он способен применять обществоведческие знания в новой, незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано её излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные высказывания.
И задача педагога - научить ребенка этому. Сделать это за короткое время практически невозможно. Поэтому приступать к работе необходимо уже в 8 классе.
Существуют рекомендации ученых-обществоведов, преподавателей ВУЗов: М.Ю. Брандта, Е.В. Киприяновой, Л.В. Мостяевой, Н.Л. Карнаух, Т.Г. Цитович, помогающих учителю проводить работу в этом направлении, однако, они достаточно разрознены. Основываясь на их работах, попытаемся систематизировать методические рекомендации по написанию эссе по обществознанию.
Итак, начнем с главного - что же такое эссе?
Что такое эссе.
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк».
Самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592) русскоязычным читателям известно под названием «Опыты».
В XVIII-XIX веках эссе - один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у представителей романтизма (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр эссе укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон - в XX[ в. Их лучшие образцы - импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю.
В XX в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру эссе в целях популяризации достижений естественнонаучной мысли и сближения разных кругов читателей.
Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.
В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе - очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».
«Большой энциклопедический словарь» дает развернутое определение: «Эссе - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с нею связанные».
Таким образом, эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.
Итак, во всех представленных определениях названы некоторые признаки, по которым тот или иной текст может быть отнесен к жанру эссе. Обратившись к специальной литературе, посвященной этой проблеме, мы получим их относительно полный перечень.
2.Особенности эссе как литературного жанра.
1. Наличие конкретной темы или вопроса.
Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Таковы, например, темы эссе М.Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, служащих благой цели», «Против безделья», «О большом пальце руки» и др.
2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.
3. Небольшой объем.
Каких-либо жестких границ, конечно, не существует, но даже самый красноречивый эссеист, как правило, ограничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает достаточно и одного листа, нескольких емких, побуждающих к размышлению фраз).
4. Свободная композиция.
Это важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все — наоборот!».
5. Непринужденность повествования.
Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
6. Парадоксальность.
Эссе призвано удивить читателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского.
7. Внутреннее смысловое единство.
Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
8. Открытость.
Эссе при этом остается принципиально незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.
Таковы некоторые особенности, которые свойственны эссе как литературному жанру.
3. Разновидности эссе.
Исследователи выделяют следующие разновидности эссе.
С точки зрения содержания, эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.
По литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др.
Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др. В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.
Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадлежит ко второй группе.
Отличие эссе по обществознанию от эссе по литературе или по истории.
«Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам. А также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.» (ЕГЭ 2008. Обществознание. Репетитор. Москва, «Эксмо» 2008г. стр.149)
Структурная схема эссе
К структуре экзаменационного эссе строгих, формализованных требований не предъявляется. По крайней мере, их нет в рассмотренных критериях оценивания. Отметим, что своеобразие эссе как литературного жанра проявляется, в частности, в его композиционной свободе. Однако, данное утверждение нуждается в корректировке, если речь идет о письменной работе в рамках ЕГЭ по обществознанию. Выбор между композиционной свободой, подчеркивающей художественные достоинства сочинения, и строгой структурой, позволяющей четко высказать и аргументировать личную позицию автора, должен быть сделан в пользу последнего.
Безусловно, ни в коей мере не следует ограничивать творческую свободу ребенка. Наши рекомендации для тех учащихся, кто испытывает затруднения в построении логических рассуждений. Дети, обладающие неординарными творческими способностями в этой области, могут в полной мере проявить их при написании эссе.