Объяснить динамику личности
З.Фрейд после длительных наблюдений за пациентами пришел к выводу, что поведение в большой степени подчиняется действию подсознательных сил, названных им влечениями.
Влечение: 1) инстинктивное желание, побуждение действовать в направлении удовлетворения этого желания; 2) психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта; 3) преходящее явление, ибо представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретную мечту, желание, намерение.
По Фрейду, влечение есть первоисточник всякого психического движения и поведения, характеризуется наличием энергии (силы), цели, объекта и источника (источник – возбуждающий процесс в каком-либо органе).
В поздних работах (20-е гг. ХХ в.) Фрейд разделил влечения:
1. Влечение к жизни (эрос) – жизнеутверждающие, цель – сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах, к ним относятся сексуальные влечения и влечения к самосохранению. По своей сути оба сексуальны.
2. Влечение к смерти (танатос) – тенденции к саморазрушению, агрессия, стремление к возврату в неорганическое состояние. Внешне может проявляться в виде садизма, агрессии, суицида, деструктивности.
Ограничение влечений является по Фрейду предпосылкой, основанием и механизмом построения культуры.
Половое влечение обозначается термином либидо, является одним из важнейших, оказывает влияние на всю жизнедеятельность, соответствует потребности в любви. Сексуальное влечение играет огромную роль в возникновении нервных и психических заболеваний, а также – участвует в создании высших культурных, художественных и интеллектуальных ценностей. Сексуальный инстинкт выступает как носитель феноменов жизни и развития.
Сексуальность как главный источник конфликтов, по 3. Фрейду, является основным фактором возникновения в обществе норм морали, социального контроля, санкций. Сублимация сексуальной энергии является одним из методов пресечения конфликтов и лежит в основе социокультурной, творческой, властной и других видов человеческой деятельности. Сексуальность, подавляясь в той или иной степени внутри общества нормами и санкциями, может трансформироваться в межличностные и внутриличностные конфликты. 3. Фрейд считал, что именно эти механизмы породили новое формирование – государство как систему обороны и нападения и определили возникновение институтов (образование, религия, семья, власть и т.п.) для поддержания сложившегося порядка. Общество и его институты сформировались в результате конфликтов, в основе которых лежала неудовлетворенность сексуальных желаний.
По мнению 3. Фрейда, нереализованные и вытесненные влечения создают напряжение в сфере бессознательного и снова ищут выхода в сознание. В связи с этим 3. Фрейд выделил окольные пути проявления бессознательного:
1) Свободные ассоциации представляют собой механизм, с помощью которого человек может вербализировать свои подсознательные переживания, чувства, эмоции, желания, значимые для него проблемы. Этот механизм лежит в основе психоанализа, который 3. Фрейд называет методом свободных ассоциаций, заключающийся в том, что психоаналитик позволяет пациенту свободно высказывать свои мысли по различным вопросам и анализирует результат этой беседы, интерпретируя высказывания клиента, его переживания, сублимированные потребности;
2) Сновидения играют значительную роль в оптимизации психической жизни человека. 3. Фрейд говорил, что сновидения выполняют особую специфическую функцию, которая заключается в том, что актуальные для человека эмоциональные переживания отражаются в сновидениях. В образах сновидений отражаются значимые переживания, вытесненные влечения, которые именно посредством этого механизма становятся доступными сознанию и позволяют снизить напряжение в сфере бессознательного;
3) Оговорки, очитки, описки и юмор. По мнению ряда ученых, юмор зачастую имеет сексуальную окраску, и именно такого рода юмор имеет успех. По 3. Фрейду, бессознательные переживания получают отражение в оговорках, очитках, описках и юморе образом, аналогичным сновидениям.
Итак, влечения обусловлены инстинктами, прежде всего, подавленными желаниями, удовлетворение которых запрещено на уровне сознания, отчего они вытесняются в область бессознательного. Эти желания действуют, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, оказывая влияние на выбор профессии, спутника жизни, творчество. В жизни взрослого человека сексуальная энергия проявляется в сексуальном влечении, творчестве, стремлении к власти, жизнедеятельности в целом.