Тема 9. психология общения
9.1. Понятие общения
9.2. Личность как субъект и фактор общения
9.3. Основные виды общения
9.4. Средства общения
9.5. Отдельные аспекты процессуальной характеристики межличностного общения
9.6. Психологические механизмы понимания людей, стили общения
9.7. Стили общения
Основные понятия темы
Психологические барьеры межличностного общения – осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия (общепсихологического и социально-психологического характера), которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический контакт.
Общение – процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. д.
Стиль общения– система относительно устойчивых способов обращения к партнеру и реагирование на информацию и другие воздействия последнего.
Понятие общения
Общение представляет собой сложный и многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Оно может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми.
Это человеческое взаимодействие может быть весьма многообразным как по содержанию, так и по форме проявления. Оно может варьировать от высоких уровней духовного взаимопроникновения и взаимопонимания партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов, причем последние могут носить характер смутно осознаваемых или вовсе не осознаваемых процессов.
Соотношение понятий общение и личность. По своему содержанию эти понятия можно рассматривать в качестве двух взаимоперекрещивающихся кругов (рис.10).
Общение Личность
Зоны:
А – Безличное функционально-ролевое общение; массовое общение.
Б – Межличностное общение. Коммуникативное состояние и коммуникативная деятельность личности.
В – Психические свойства, процессы и состояния личности.
Рис. 10. Соотношение понятий «личность» и «общение»
В таком случае очевидно наличие трех различных зон, в которых имеет место как совпадение, так и несовпадение специфики этих понятий.
В зоне А очевидна специфика объема понятия общения, которая не входит в содержание феномена личности. Она связана с такими формами общения, которые носят преимущественно безличный или надличный характер. В частности, например, безличный характер может носить деловое, функционально-ролевое взаимодействие людей, даже если оно и происходит в виде межиндивидного общения.
Это тот случай, когда общающиеся воспринимают друг друга не в качестве личности, а лишь в роли носителей определенных функций. Пассажиру автобуса, например, значима надежность водителя как профессионала и безразличны, как правило, его личные качества.
Столь же безличным оказывается и общение людей в массе, например в толпе, равно как и в ситуации публичного контакта зрителей в театре, болельщиков на стадионе, слушателей на концерте или лекции.
Основной механизм, объединяющий людей в массу, независимо от характера совместной деятельности, психическое заражение. А оно не нуждается в персонификации, хотя и создает ощущение сопричастности и контакта у окружающих.
В зоне Б очевидно совпадение содержания общения с жизнедеятельностью личности. Здесь, с одной стороны, общение носит не массовый или групповой и в то же время безличный характер, а, наоборот, проявляется в форме межличностного, межперсонального контакта и взаимодействия.
С другой стороны, это та область, где проявляется все многообразие форм коммуникативной активности личности – коммуникативное поведение, коммуникативная деятельность, психическое состояние в ситуации общения, различные варианты ее лидерских ролей.
Здесь правомерно говорить о различных индивидуальных особенностях психического состояния и поведения человека в ситуации как межперсонального, так и группового общения. Известно, например, сколь значительными могут быть различия в характере межличностного контакта и реагирования на действия партнера в зависимости от темперамента взаимодействующих индивидов.
В зоне В очевидна та часть содержания понятия личности, которая выходит за рамки общения, если это не непосредственно коммуникативные по характеру виды деятельности, психического состояния, сознания и переживания своей сопричастности с той или иной общностью.
Общение как фактор жизнедеятельности личности. Общение и личность могут рассматриваться по отношению друг к другу и как факторы взаимовлияния. В таком случае общение следует рассматривать как фактор жизнедеятельности личности и, наоборот, личность в качестве фактора общения.
Функции общения в качестве фактора развития личности чрезвычайно многообразны. Прежде всего, общение является глубочайшей потребностью личности, а следовательно, и условием и средством ее удовлетворения.
Вне общения не могут быть удовлетворены и все сугубо личностные потребности человека, которые связаны с его стремлением к сомореализации, самовыражению и самоутверждению. Здесь нужно внимание других людей, их понимание тех или иных проявлений личностной инициативы и активности.
Конечно, степень значимости общения с другими для личности различна. Это зависит от уровня интро- или экстравер-тированности индивида. Этим же определяется и степень психологической герметичности (т. е. закрытости) личности, а вместе с тем нередко и сопряженная с этим трудность для нее установления контакта с другими (аутизм).
Что касается функций (от лат. Functio – исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.
Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека, выделяют следующие функции:
– общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;
– представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.
Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации.
Так, Б. Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека. Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирования, обучения и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).
Вторая функция – регуляционно-коммуникативная – заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.
При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.
Третья функция – аффективно-коммуникативная – характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.
Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырехэлементную модель (А. Реан), в которой общение образует: когнитивно-информационный (прием и передача информации); регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий); аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально-перцептивный компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).
Однако и в этом случае общение не утрачивает своей роли фактора жизнедеятельности личности. Во-первых, оно может выступать, в случае его недостатка, в качестве фактора со знаком минус. Во-вторых, оно, как общение с другими, может компенсироваться более мощным развитием внутреннего или внутриличностного диалога как формы общения.