Особенности оценки результатов учебной деятельности студентов в вузе
Семинарские занятия
Тема №1
Основы методики правового воспитания и обучения.
Организация и планирование учебного процесса в вузе.
Методика проведения учебного занятия
Вопросы и задания
1. Расскажите об основных типах учебных занятий в вузе.
2. Какова иерархия основных нормативных документов, определяющихорганизацию и планирование учебного процесса в вузе?
3. Охарактеризуйте основные компоненты учебного процесса: участники учебного процесса, цели и результаты обучения, содержание обучения, формы и методы работы, средства работы.
4. Расскажите о компетенциях как о цели и результате учебного процесса в вузе: история возникновения понятия; классификации компетенций; компетенции, формируемые на уровне бакалавриата и магистратуры.
5. Охарактеризуйте триединую цель занятия в вузе. Сформулируйте обучающую, развивающую, воспитательные цели любого занятия по какой-либо юридической дисциплине, читаемой на курсе.
6. Обоснуйте роль и значение воспитания в процессе преподавания в вузе. Проанализируйте воспитательные возможности отдельных дисциплин, расскажите о них.
7. Назовите обязательные структурные элементы любого занятия в вузе; составьте обобщающий алгоритм занятия.
8. Проанализируйте план анализа и план самоанализа занятия в вузе. Зачем нужно уметь анализировать чужое и свое собственное занятие?
Литература для подготовки к занятию
1. Грибанская Е.Э. Формирование морально-нравственных качеств будущих юристов в процессе работы над текстом // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 91 – 98.
2. Делемарская В.Г. Формирование духовно-нравственной личности посредством учебных дисциплин – основа педагогического искусства // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. – М.: РГУП, 2015. С. 102 - 112.
3. Киреев Е.В. Формирование социальной ответственности у студентов в процессе учебной деятельности // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 99 – 105.
4. Кожинова О.В., Львова С.В. Активные методы обучения студентов // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 48 – 68.
5. Львова С.В., Кожинова О.В., Шилова Т.А. Формирование нравственно-мотивационной сферы личности студентов ГБОУ ВО МГПУ ИПССО посредство м учебных дисциплин // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. – М.: РГУП, 2015. С. 28– 33.
6. Новикова Л.И. Компетенция и компетентность – одно и то же? // Преподаватель ХХ1 век. – 2005. - № 1. С. 51-52.
7. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Понятия «компетенция» и «компетентность» в современном образовательном пространстве // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 10 – 25.
8. Новикова Л.И. Защита от бездуховности: важнейшие категории образования на современном этапе // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. – М.: РГУП, 2015. С. 9 – 20.
9. Новикова Л.И. К вопросу о классификации текстов, используемых для обучения студентов РАП, и особенностях работы с ними // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 68 – 90.
10. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С. 100 - 101.
Тема №2
Лекция как форма и метод учебного занятия в вузе
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте понятия «форма» проведения занятий и «метод». В чем разница между понятиями? Назовите основные формы проведения занятий в вузе.
2. Охарактеризуйте основные методы преподавания учебных дисциплин в вузе.
3. Расскажите о лекции как форме и учебного занятия и словесном методе.
4. Расскажите, каковы основные типы лекций, охарактеризуйте их.
5. Назовите некоторые способы активизации студентов в ходе лекции (психологические и методические).
6. Подготовьте фрагмент лекции (выступление можно построить на основе теме магистерского исследования). Проведите мини-лекцию в группе (не более 5 минут). Предусмотрите способы взаимодействия с группой, активизацию студентов в ходе лекции.
7. Назовите особенности подготовки лекционных курсов.
Литература для подготовки к занятию
1. Еремин В.Н. Формы и методы активизации познавательных процессов студентов в ходе преподавания истории.// Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 45 – 59.
2. Михалкин Н.В. Лекция-диалог как способ активизации познавательной деятельности студентов // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 120 – 130.
3. Лекция как ведущий метод обучения в вузе, методика составления конспекта лекции // Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011. С. 23 – 30.
4. Семенов В.А. Турбион-технология как метод активизации учебной деятельности студентов // Организация учебной учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 95 – 100.
- Соловьева Н.Ю. Интерактивная лекция в процессе обучения русскому языку // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 76 – 82.
- Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С. 90 – 114; 115 - 139.
Тема №3
Семинарское занятия как форма учебного занятия в вузе
Вопросы и задания
1. Расскажите, что такое семинарское занятие, в чем его отличие от практических и лабораторных занятий.
2. Определите основные этапы подготовки преподавателя и студента к семинарскому занятию.
3. Составьте схему (таблицу) основных этапов семинарского занятия в вузе. Расскажите о структуре занятия.
4. Подготовьте и проведите фрагмент семинарского занятия с обучающимися в группе по самостоятельно выбранной теме (1 фрагмент от группы; время проведения не более 5 минут).
5. Расскажите, каковы нетрадиционные формы семинарских занятий Кратко охарактеризуйте названные формы.
Литература для подготовки к занятию
1. Архипова И.А. Элементы рефлексивной игры как способ активизации мыслительной деятельности студентов в процессе преподавания литературы // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 85 – 94.
2. Грибанская Е.Э. Сходство и различие в методике проведения нетрадиционных учебных занятий на 1 и 2 курсах ФНО // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 27 – 30.
3. Ловцов Д.А., Квачко В.Ю. Учебно-исследовательские студенческие деловые игры: организационно-методический и дидактический аспекты // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 50 – 63.
4. Новикова Л.И. Нестандартные занятия в вузе как средство формирования интереса к языку и профессии // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 12 – 26.
5. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011. С. 30 – 38.
- Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С. 138 – 158.
Тема №4
Управление самостоятельной и практической работой студентов
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте самостоятельную работу как вид познавательной деятельности студентов, как организационную форму обучения, как метод и средство обучения.
2. Назовите основные цели самостоятельной работы.
3. Назовите и охарактеризуйте основные формы и виды самостоятельной работы.
4. Расскажите об организационно-методическом обеспечении самостоятельной работы студентов.
5. Расскажите о научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС) как основной часть обучения и подготовки квалифицированных специалистов.
6. Охарактеризуйте актуальные для магистрантов виды НИДС: научную статью и магистерскую диссертацию. Назовите основные проблемы, возникающие при самостоятельной работе над названными видами НИДС.
Литература для подготовки к занятию
1. Гранкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения общеобразовательных дисциплин (на примере изучения иностранного языка) // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 107 – 109.
2. Грибанская Е.Э. Организация исследовательской работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014. С. 143 – 147.
3. Лаврентьев А.Р. Из опыта организации научной работы студентов групп государственно-правовой специализации // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 188 – 199.
4. Новикова Л.И. Интерактивные формы и методы внеаудиторной работы со студентами // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 11 – 21.
5. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011. С. 107 – 187.
6. Соловьева Н.Ю. Организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях по русскому языку // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1. – М.: РАП, 2012. С. 101 – 106.
7. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С.158 – 161.
8. Шилова Т.А. Методика консультирования студентов по социальной сети взаимодействия // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 22 – 31.
Тема №5
Особенности оценки результатов учебной деятельности студентов в вузе
Вопросы и задания
1. Расскажите об основах педагогического контроля, основных видах и формах контроля: текущий контроль, тематический контроль, периодический контроль, итоговый контроль.
2. Рассмотрите понятия оценки и отметки. Объясните, в чем разница между понятиями.
3. Определите, что такое рейтинг, каково значение рейтинговой системы, ее роли в воспитании и формировании мотивации студента. Оцените плюсы и минусы рейтинговой системы оценки достижений студента в вузе.
4. Расскажите о портфолио студента как способе презентации индивидуальных достижений. Подготовьте собственное портфолио, продемонстрируйте его группе.
5. Изучите вопрос о тестировании как средстве активизации работы студентов, расскажите о плюсах и минусах тестирования.
Литература для подготовки к занятию
1. Ковалева В.В. Использование официальных сайтов органов государственной власти в процессе обучения теории государства и права // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 160 – 163.
2. Коновалова Л.П. Рефлексивное обучение как принцип саморазвития личности в учебном процессе: теория и методика // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. – М.: РГУП, 2015. С. 101 – 114.
3. Новикова Л.И. Красивое слово – портфолио //Профессиональное образование. Столица. – №5. – 2009. – С. 48-49.
4. Новикова Л.И. Тест как он есть // Профессиональное образование. Столица. – № 4. – 2008. С. 48-49.
5. Новикова Л.И. Это модное слово «рейтинг» //Профессиональное образование. Столица. – №7. – 2008. – С. 40-41.
6. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, 2011. С. 198 – 275.
7. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. – М.: РАП, 2010. С. 165 – 188.